Президент и национальная исполнительная власть в современной ЮАР | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (15) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2019

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Президент и национальная исполнительная власть в современной ЮАР / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 1 (15). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4740/ (дата обращения: 19.12.2024).



31 мая 1910 г., после переговоров, состоялось провозглашение Южно-Африканского Союза, что повлекло за собой слияние четырех территорий в Южной Африке — Оранжевого Свободного Государства, Трансвааля, Наталя и Капской колонии — в одну политическую единицу. Южно-Африканский Союз получил статус самоуправляющегося доминиона в составе Британской Империи. В силу этого положения, правительство Южно-Африканского Союза подчинялось главе Британской Империи, т. е. Королю Англии (в то время). Последнего представлял назначаемый им Генерал-губернатор, который также представлял правительство Британии в качестве Верховного комиссара. Вследствие этого власть Генерал-губернатора распространялась и на Басутоленд (ныне — Лесото), Бечуаналенд (Ботсвана) и Свазиленд [1].

31 мая 1961 г., после референдума, Южно-Африканский Союз был провозглашен Республикой. Под международным давлением страна вышла из числа членов Содружества Наций, которое пришло на смену Британской Империи. Должность Генерал-губернатора была упразднена. Появился пост Государственного Президента в качестве формального главы государства. Фактическое управление страной стал осуществлять Премьер-министр. Такое положение продлилось до 1984 г., когда должность Премьер-министра была упразднена [1].

Действующая Конституция 1996 г. сохранила пост Президента, соединяющего функции главы государства и исполнительной власти в Южно-Африканской Республике (ЮАР). Рассмотрим положения этой Конституции более подробно [2, pp. 46–52].

Президент. Он является главой государства и главой национальной исполнительной власти. Президент должен поддерживать, защищать и уважать Конституцию как высший закон Республики, а также способствовать единству нации и тому, что будет развивать Республику (раздел 83 Конституции).

Полномочия ифункции Президента. Он имеет полномочия, возложенные на него Конституцией и законодательством, включая те, которые необходимы для выполнения функций главы государства и главы национальной исполнительной власти. Президент несет ответственность за –

(a) одобрение и подписание законопроектов;

(b) возвращение законопроекта обратно в Национальное Собрание для пересмотра относительно конституционности законопроекта;

(c) направление законопроекта в Конституционный Суд для решения о конституционности законопроекта;

(d) созыв Национального Собрания, Национального Совета Провинций или Парламента на внеочередное заседание для разрешения специального дела;

(e) производство любых назначений, которые Конституция или законодательство требует от Президента производить, кроме как в качестве главы национальной исполнительной власти;

(f) назначение комиссий по расследованию;

(g) созыв национального референдума согласно положениям акта Парламента;

(h) принятие и признание иностранных дипломатических и консульских представителей;

(i) назначение послов, полномочных представителей, и дипломатических и консульских представителей;

(j) помилование или амнистию правонарушителей и уменьшение любых штрафов, наказаний или конфискаций; и

(k) присвоение наград (раздел 84 Конституции).

Исполнительная власть Республики. Исполнительная власть Республики принадлежит Президенту. Президент осуществляет исполнительную власть, вместе с другими членами Кабинета, посредством:

(a) имплементации национального законодательства, исключая случаи, когда Конституция или акт Парламента предусматривает иное;

(b) разработки и имплементации национальной политики;

(c) координирования функций государственных департаментов и администраций;

(d) подготовки и инициирования законодательства; и

(e) выполнения любой другой исполнительной функции, предусмотренной для него в Конституции или в национальном законодательстве (раздел 85 Конституции).

Избрание Президента. На первом заседании после избрания, и когда необходимо заполнить вакансию, Национальное Собрание избирает лицо из числа его членов в качестве Президента. Главный Судья председательствует на выборах Президента, или указывает другого судью. Выборы для заполнения вакансии должности Президента проводятся во время и на дату, определяемые Главным Судьей, но не более чем через 30 дней после открытия вакансии (раздел 86 Конституции).

Принятие должности Президентом. Лицо, избранное Президентом, прекращает быть членом Национального Собрания, и в течение пяти дней принимает должность посредством клятвы или подтверждения верности Республике и подчинения Конституции (раздел 87 Конституции).

Срок полномочий Президента. Срок полномочий Президента начинается после принятия должности и завершается после открытия вакансии или когда следующее лицо, избранное Президентом, принимает должность. Ни одно лицо не может занимать должность Президента более чем два срока, но когда лицо избирается для заполнения вакансии в должности Президента, период между этим избранием и следующими выборами Президента не рассматривается как срок (раздел 88 Конституции).

Отстранение Президента. Национальное Собрание, посредством резолюции, принятой голосами по крайней мере двух третей его членов, может отстранить Президента от должности только на основании:

(a) (а) серьезного нарушения Конституции или закона;

(b) серьезного проступка; или

(c) (с) неспособности выполнять функции должности.

Любой, кто был отстранен от должности Президента согласно положениям пунктов (а) или (b), не может получать любые выгоды этой должности, и не может служить на любой публичной должности (раздел 89 Конституции).

Исполняющий обязанности Президента. Когда Президент отсутствует в Республике или иным образом неспособен выполнять обязанности Президента, или при вакансии должности Президента, следующие должностные лица, в указанном ниже порядке, действуют в качестве Президента:

(a) Заместитель Президента;

(b) министр, указываемый Президентом;

(c) министр, указываемый другими членами Кабинета;

(d) Спикер, пока Национальное Собрание не укажет одного из других его членов.

Исполняющий обязанности Президента имеет обязанности, полномочия и функции Президента. До принятия обязанностей, полномочий и функций Президента, Исполняющий обязанности Президента клянется или подтверждает верность Республике и подчинение Конституции (раздел 90 Конституции).

Кабинет. Кабинет состоит из Президента, как главы Кабинета, Заместителя Президента и министров. Президент назначает Заместителя Президента и министров, определяет их полномочия и функции, и может смещать их. Он –

(a) может отбирать Заместителя Президента из числа членов Национального Собрания;

(b) может отбирать любое число министров из числа членов Собрания; и

(c) может отбирать не более чем двух министров не из Собрания.

Президент назначает члена Кабинета лидером правительственной деятельности в Национальном Собрании. Заместитель Президента помогает Президенту в выполнении функций правительства (раздел 91 Конституции).

Подотчетность иобязанности. Заместитель Президента и министры ответственны за полномочия и функции исполнительной власти, возложенные на них Президентом. Члены Кабинета коллективно и индивидуально подотчетны Парламенту при осуществлении их полномочий и выполнении их функций. Они должны –

(a) действовать в соответствии с Конституцией; и

(b) предоставлять Парламенту полные и регулярные отчеты относительно дел, находящихся под их контролем (раздел 92 Конституции).

Заместители министров. Президент может назначать –

(a) любое число заместителей министров из числа членов Национального Собрания; и

(b) не более чем двух заместителей министров не из Собрания, для помощи членам Кабинета, и может смещать их.

Заместители министров, назначенные согласно положениям пункта (b), подотчетны Парламенту при осуществлении их полномочий и выполнении их функций (раздел 93 Конституции).

Работа Кабинета после выборов. При проведении выборов Национального Собрания, Кабинет, заместитель Президента, министры и любые заместители министров остаются функционировать до тех пор, пока лицо, избранное Президентом следующим Собранием, не вступит в должность (раздел 94 Конституции).

Клятва или подтверждение. До начала выполнения заместителем Президента, министрами и любыми заместителями министров их функций, они клянутся или подтверждают верность Республике и подчинение Конституции (раздел 95 Конституции).

Поведение членов Кабинета изаместителей министров. Члены Кабинета и заместители министров действуют в соответствии с кодексом этики, предусмотренным национальным законодательством. Они не могут –

(a) выполнять любую другую оплачиваемую работу;

(b) действовать любым способом, который не совместим с их должностью, или подвергать себя любой ситуации, подразумевающей риск конфликта между официальными обязанностями и частными интересами; или

(c) использовать их положение или любую информацию, доверенную им, для обогащения их или неправомерной выгоды любому другому лицу (раздел 96 Конституции).

Передача функций. Президент посредством объявления может передавать члену Кабинета –

(a) администрирование любого законодательства, возложенного на другого члена; или

(b) любое полномочие или функцию, возложенную законодательством на другого члена (раздел 97 Конституции).

Временное поручение функций. Президент может поручать члену Кабинета любое полномочие или функцию другого члена, который отсутствует на своем посту или неспособен осуществлять это полномочие или выполнять эту функцию (раздел 98 Конституции).

Поручение функций. Член Кабинета может поручать любое полномочие или функцию, которая осуществляется или выполняется согласно положениям Акта о Парламенте, члену провинциального исполнительного совета или муниципальному совету. Поручение –

(a) должно быть в соответствии с положениями соглашения между соответствующим членом Кабинета и членом исполнительного совета или муниципального совета;

(b) должно быть в соответствии с Актом о Парламенте, согласно положениям которого соответствующее полномочие или функция осуществляются или выполняются; и

(c) вступает в силу после объявления Президентом (раздел 99 Конституции).

Национальное вмешательство впровинциальную администрацию. Когда провинция не может или не выполняет исполнительное обязательство в соответствии с Конституцией или законодательством, национальная исполнительная власть может вмешиваться, предпринимая любые соответствующие шаги для обеспечения выполнения этого обязательства, включая:

(a) издание директивы для провинциальной исполнительной власти, описывающей степень невыполнения своих обязательств и указывающей любые шаги, необходимые для выполнения обязательств; и

(b) принятие ответственности за соответствующее обязательство в этой провинции в степени, необходимой для -

(i) поддержания основных национальных стандартов или соответствия установленным минимальным стандартам оказания услуг;

(ii) поддержания экономического единства;

(iii) поддержания национальной безопасности; или

(iv) недопущения совершения необоснованных действий, наносящих ущерб интересам другой провинции или страны в целом.

Если национальная исполнительная власть вмешивается в провинцию согласно положениям пункта (b) –

(a) отправляется письменное сообщение о вмешательстве Национальному Совету Провинций в пределах 14 дней после начала вмешательства;

(b) вмешательство прекращается, если Совет не одобряет вмешательство в пределах 180 дней после начала вмешательства или к концу этого периода не одобряется вмешательство; и

(c) Совет, пока вмешательство продолжается, проверяет вмешательство регулярно и может давать любые соответствующие рекомендации национальной исполнительной власти.

Национальное законодательство может регулировать данный процесс (раздел 100 Конституции).

Исполнительные решения. Решение Президента должно быть письменным, если оно –

(a) принимается согласно положениям законодательства; или

(b) имеет юридические последствия.

Письменное решение Президента должно быть контрасигновано другим членом Кабинета, если это решение касается функции, переданной этому члену Кабинета.

Прокламации, регламенты и другие подзаконные инструменты должны быть доступны общественности. Национальное законодательство может указать порядок, в котором такие инструменты должны быть –

(a) внесены в Парламент; и

(b) одобрены Парламентом (раздел 101 Конституции).

Вотум недоверия. Если Национальное Собрание, путем голосования большинства его членов, принимает вотум недоверия Кабинету, исключая Президента, Президент переформировывает Кабинет. Если Национальное Собрание, путем голосования большинства его членов, принимает вотум недоверия Президенту, Президент и другие члены Кабинета, и любые заместители министров уходят в отставку (раздел 102 Конституции).

Таким образом, в ЮАР сложилась своеобразная разновидность республиканской формы правления, которая сочетает в себе признаки парламентской и президентской республик. При этом, однако, эта разновидность отличается и от смешанной системы правления, действующей, например, во Франции.

В целом, Конституция достаточно подробно регулирует положение Президента в ЮАР. Особое внимание уделяется вопросам национального вмешательства в провинциальную администрацию. Урегулирован порядок исполнения обязанностей Президента. Несмотря на то, что ЮАР формально является унитарным государством, некоторые положения ее Конституции можно было бы перенять и федеративным государствам.

Литература:

  1. History. URL: http://www.thepresidency.gov.za (дата обращения: 09.06.2019).
  2. The Constitution of the Republic of South Africa, 1996. URL: http://www.gov.za (дата обращения: 14.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Национальное Собрание, член Кабинета, Конституция, Президент, заместитель министров, заместитель Президента, раздел, национальная исполнительная власть, национальное законодательство, Южно-Африканский Союз.
Задать вопрос