Институт главы государства появился, вероятно, одновременно с возникновением самого государства. С древнейших времен по сегодняшний день этот институт постоянно эволюционировал: от старейшин, князей, деспотов – до современных королей, императоров, президентов. Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями, конкретный набор которых зависит от статуса главы государства, формы правления.
Главой государства обычно является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене.
Конституционно-правовой институт главы государства в странах современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства; закрепляющих полномочия главы государства; устанавливающих порядок замещения поста главы государства и прекращения его полномочий; предусматривающих возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение конституции. Включенные в конституцию, они, как правило, конкретизируются текущим законодательством. При этом каких-либо специальных, всеобъемлющих законов, посвященных институту главы государства не принимается [1].
Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа [2].
В странах современного мира реальная власть главы государства обычно зависит не только от объема принадлежащих ему конституционных полномочий, но и от формы правления, политического режима, личных качеств лица, занимающего данный пост, способности надлежащим образом выстроить отношения с другими государственными институтами и т.д.
В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия). В зависимости от формы правления, политического режима, других обстоятельств, глава государства может быть на деле номинальным главой (император Японии, президент Индии), ибо реально он осуществляет свои полномочия по совету (указанию) правительства, либо реальным главой (король Марокко, президент США).
В зависимости от формы правления можно определить место главы государства в системе органов государственной власти:
А) Глава государства не входит ни в одну из ветвей власти (парламентская форма правления).
Б) Глава государства входит в исполнительную ветвь власти и возглавляет её (президентские республики).
В) Глава государства входит в исполнительную и в законодательную ветви власти (например, в Индии).
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором – обычно постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В настоящее время таким органом является Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства — Председатель Государственного совета). В Швейцарии полномочия главы государства осуществляет Союзный совет, выполняющий одновременно функции правительства. Он состоит из семи человек, избираемых двухпалатным парламентом на совместном заседании палат. Конституция 1999 г. характеризует Союзный совет как «верховную руководящую и исполнительную власть Союза» (ст. 174). Председатель Союзного совета называется президентом, но существенных полномочий не имеет. Он избирается Союзным советом из числа своих членов на один год. В Боснии и Герцеговине глава государства – Президиум, состоящий из трех человек различных национальностей. В КНР по конституции главой государства является избираемый парламентом Председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, по его решению, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц – мусульман, и Президентом республики. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии – выборный монарх.
Во многих странах Британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа – Новой Гвинее избирается парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки и Азии.
В большинстве стран функционирует единоличный глава государства, коим является либо наследственный монарх, либо выборный президент.
Можно выделить следующие юридические формы главы государства:
1) Монарх: а) избираемый («коллективный») (например, в ОАЭ);
б) назначенный правящей семьей (монархии стран Персидского залива).
2) Представитель британского монарха в доминионе (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Формально главой государства является британский монарх. Представителем монарха является генерал-губернатор, который избирается парламентом и рекомендуется для утверждения британскому монарху.
3) Институт президентуры: избираемый президент (в некоторых государствах вместе с президентом также избирается вице-президент, который не имеет собственных полномочий и исполняет отдельные поручения президента).
4) Коллективный (коллегиальный) орган (в Швейцарии – Федеральный (Союзный) Совет).
5) Институт соправителей (например, республика Кипр. Президента избирают греки, вице-президента – турки. Президент подписывает закон, вице-президент может наложить вето).
Глава государства имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство, обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, осуществлять помилование осужденных и др., но реализация этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может peaлизовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США требуется согласие Сената) или даже согласие правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, во многих полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрасигнатура; от лат. contra – против, signare – подписывать). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.
Литература:
1. Глава государства и правительство в странах современного мира (Конституционно-правовое регулирование и практика) / Черкасов А.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
3. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.
4. Конституции зарубежных государств. М., 1997.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Отв. ред. Б.А. Страшун. Том 3. М., 1997.
6. Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений // под ред. М.И. Кукушкина. СПб., 1997.
7. Конституционное право: Энциклопедический словарь //Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2000.
8. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты // Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.
9. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
10. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран //Минск: «Харвест», 1998.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: М.: Юристъ, 2007.