Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 07.02.2018

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Кочнева Н. А. Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3120/ (дата обращения: 24.10.2018).



Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи.

В процессе освоения родной речи ребенок овладевает как фонетической, так и семантической (смысловой) её сторонами. Искажённые слова и слова — обрывки постепенно исчезают из речевого оборота и здесь слово приобретает для ребенка предметное значение. Он обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. В этот период ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами и для него это наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Позже, в 2–3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и явлений. Ребёнок может воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений.

Стремительно развивается и активная речь: растёт активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Первые предложения в 1,5 года, состоят из 2–3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там») [1, стр. 36]

Речевая активность ребёнка зависит и от круга общения — здесь он может общаться с помощью речи не только с близкими, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Появляются первые диалоги со сверстником, зачастую по причине выбора игрушки (желание поделиться или попросить игрушку) и это первый шаг к осуществлению совместной деятельности, главное, чтобы в этом процессе педагог обращал внимание на положительные способы взаимодействия («Нужно попросить, а не отбирать», «Миша поиграет немного этим мячиком и отдаст его тебе», «Мы сейчас будем вместе играть» и т. д.)

Наша цель в вопросе становления и развития речи ребенка данного возраста заключается в организации целенаправленной деятельности по формированию исопровождению процесса развития речи ребенка раннего дошкольного возраста и опирается на целевые ориентиры (задачи) развития ребенка по ФГОС ДО, в ходе освоения которых к концу образовательного периода, ребенок раннего возраста:

– владеет активной речью, включенной в общение; Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

– проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

– эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства [3, пункт 4.6]

В своей деятельности для достижения заявленных ориентиров я систематизирую большое количество упражнений и игр в картотеки, для облегчения процесса подготовки к мероприятиям. Все необходимые подборки: альбомы по звуковой культуре речи, стихи, речевые, пальчиковые хороводные игры, считалки и тд. тщательно структурированы и оформлены по образовательным темам в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «ДЕТСТВО».

Большое внимание в своей работе я уделяю проведению дыхательной гимнастики, поскольку регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Для обогащения среды группы и для процесса речевого развития я изготовила несколько пособий, к которым дети проявляют большой интерес: это 3- д проект (диорама) «Снежинки кружатся», игры «Кто чем питается?», «Накорми зверей», «Где чья мама?» и т. д.

Основные задачи данных игр: речевое обозначение животных, распределение на диких и домашних, выполнение дыхательной части — «поддувание» элемента игры к назначенной цели (например — ватного шарика к пластиковому стаканчику с изображением собачки)

Такие пособия просты в изготовлении, не требуют больших затрат и в процессе взаимодействия с родителями я рекомендую им насыщать процессы совместной и свободной деятельности ребенка подобными самодельными играми, которые помимо речевой составляющей развития будут способствовать становлению и упрочнению положительного опыта общения ребенка и родителя.

Так же, в рамках институционального проекта «Читаем вместе», который был предложен логопедами нашего детского сада, мной разработан проект «Подари мне мир книжных открытий», направленный на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, в вопросах ознакомления ребенка раннего дошкольного возраста с актуальными возрасту литературными произведениями, с целью формирования положительного отношения к книге, возникновения эмоционального отклика на ее содержание в условиях совместной с педагогом и родителем деятельности.

В условиях реализации проекта «Подари мне мир книжных открытий» я провела анкетирование, для подтверждения актуальности проводимой работы, вследствие этого, подготовлена и проведена консультация, которая являлась базовым мероприятием, необходимым для того, чтобы повысить уровень педагогической компетентности родителей, так необходимой для организации досуга ребенка вне дошкольного учреждения и для совместной с детьми деятельности в рамках участия в нашем проекте.

Цель проекта — содействие формированию педагогической компетентности и становлению устойчивого положительного отношения родителей к организации процесса ознакомления детей второй младшей группы с адекватными и актуальными возрасту литературными произведениями (сказки, стихи, потешки, колыбельные, рассказы и др.) с целью формирования у ребёнка основ ценностного отношения к литературе и бережного обращения с книгой.

Задачи:

  1. Подвести к осознанию значимости процесса совместного с детьми чтения произведений художественной литературы, первостепенной роли сказок, стихов, колыбельных и т. д. в формировании знаний, умений и навыков ребенка;
  2. Обогащать знания родителей о многообразии литературных произведений, актуальных для восприятия детьми 2–3 лет, красочных иллюстрированных изданий, обладающих большим воспитательным и образовательным потенциалом.
  3. Способствовать проявлению полученных родителями знаний в ситуации совместной с детьми деятельности, в рамках проведения минуток чтения, направленных на развитие личностных и поведенческих характеристик;

В практической части моего проекта, после проведенной мной тематической консультации, а также мастер-класса, родителями были изготовлены «книжки-самоделки» для обогащения среды группы, а также ими проводятся минутки чтения, где родители презентуют детям любимые домашние книги или конкретные произведения. Мероприятия данного проекта проводятся в организованных нами условиях, приближенных к домашним: красивая настольная лампа, столик украшенный ажурной скатертью, необычные игрушки вокруг чтеца и слушателей, все это способствует созданию комфортных условий для процесса восприятия транслируемого родителем материала и становлению эмоционального отклика на произведение. Данный проект не закончен, он реализуется в настоящее время, но оценивая проведенные мероприятия и их результаты можно с уверенностью говорить об эффективности совместной с родителями деятельности. Дети с удовольствием слушают приглашенных гостей (родителей), внимательно разглядывают иллюстрации и способны отражать знания о сюжете, персонажах, понравившихся моментах как в организованном педагогом обсуждении прослушанного материала, так и в свободной деятельности.

Литература:

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования — 5-е изд. -М.: Изд — во УРАО, 1999. — 175 стр.
  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, родитель, ребенок, произведение, проект, предмет, первое, действие, взрослый, цель формирования, родитель деятельности, ребенок деятельности, обогащение среды группы, эмоциональный отклик, ранний дошкольный возраст, дыхательная гимнастика, активная речь, слово.

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится...

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

ребенок, слово, взрослый, речь, предмет, родной язык, психическое развитие, нужное слово, дошкольное детство, активное слово ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях развивающей среды...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком

Необходимо создавать специальные условия, с целью формирования эмоционального мира детей.

Важную роль в развитии у ребенка чувств играет овладение речью.

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие, артикуляционная гимнастика, компьютерная технология, мелкая моторика.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится...

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

ребенок, слово, взрослый, речь, предмет, родной язык, психическое развитие, нужное слово, дошкольное детство, активное слово ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях развивающей среды...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком

Необходимо создавать специальные условия, с целью формирования эмоционального мира детей.

Важную роль в развитии у ребенка чувств играет овладение речью.

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие, артикуляционная гимнастика, компьютерная технология, мелкая моторика.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос