Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 07.02.2018

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Кочнева Н. А. Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3120/ (дата обращения: 24.05.2018).



Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи.

В процессе освоения родной речи ребенок овладевает как фонетической, так и семантической (смысловой) её сторонами. Искажённые слова и слова — обрывки постепенно исчезают из речевого оборота и здесь слово приобретает для ребенка предметное значение. Он обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. В этот период ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами и для него это наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Позже, в 2–3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и явлений. Ребёнок может воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений.

Стремительно развивается и активная речь: растёт активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Первые предложения в 1,5 года, состоят из 2–3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там») [1, стр. 36]

Речевая активность ребёнка зависит и от круга общения — здесь он может общаться с помощью речи не только с близкими, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Появляются первые диалоги со сверстником, зачастую по причине выбора игрушки (желание поделиться или попросить игрушку) и это первый шаг к осуществлению совместной деятельности, главное, чтобы в этом процессе педагог обращал внимание на положительные способы взаимодействия («Нужно попросить, а не отбирать», «Миша поиграет немного этим мячиком и отдаст его тебе», «Мы сейчас будем вместе играть» и т. д.)

Наша цель в вопросе становления и развития речи ребенка данного возраста заключается в организации целенаправленной деятельности по формированию исопровождению процесса развития речи ребенка раннего дошкольного возраста и опирается на целевые ориентиры (задачи) развития ребенка по ФГОС ДО, в ходе освоения которых к концу образовательного периода, ребенок раннего возраста:

– владеет активной речью, включенной в общение; Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

– проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

– эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства [3, пункт 4.6]

В своей деятельности для достижения заявленных ориентиров я систематизирую большое количество упражнений и игр в картотеки, для облегчения процесса подготовки к мероприятиям. Все необходимые подборки: альбомы по звуковой культуре речи, стихи, речевые, пальчиковые хороводные игры, считалки и тд. тщательно структурированы и оформлены по образовательным темам в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «ДЕТСТВО».

Большое внимание в своей работе я уделяю проведению дыхательной гимнастики, поскольку регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Для обогащения среды группы и для процесса речевого развития я изготовила несколько пособий, к которым дети проявляют большой интерес: это 3- д проект (диорама) «Снежинки кружатся», игры «Кто чем питается?», «Накорми зверей», «Где чья мама?» и т. д.

Основные задачи данных игр: речевое обозначение животных, распределение на диких и домашних, выполнение дыхательной части — «поддувание» элемента игры к назначенной цели (например — ватного шарика к пластиковому стаканчику с изображением собачки)

Такие пособия просты в изготовлении, не требуют больших затрат и в процессе взаимодействия с родителями я рекомендую им насыщать процессы совместной и свободной деятельности ребенка подобными самодельными играми, которые помимо речевой составляющей развития будут способствовать становлению и упрочнению положительного опыта общения ребенка и родителя.

Так же, в рамках институционального проекта «Читаем вместе», который был предложен логопедами нашего детского сада, мной разработан проект «Подари мне мир книжных открытий», направленный на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, в вопросах ознакомления ребенка раннего дошкольного возраста с актуальными возрасту литературными произведениями, с целью формирования положительного отношения к книге, возникновения эмоционального отклика на ее содержание в условиях совместной с педагогом и родителем деятельности.

В условиях реализации проекта «Подари мне мир книжных открытий» я провела анкетирование, для подтверждения актуальности проводимой работы, вследствие этого, подготовлена и проведена консультация, которая являлась базовым мероприятием, необходимым для того, чтобы повысить уровень педагогической компетентности родителей, так необходимой для организации досуга ребенка вне дошкольного учреждения и для совместной с детьми деятельности в рамках участия в нашем проекте.

Цель проекта — содействие формированию педагогической компетентности и становлению устойчивого положительного отношения родителей к организации процесса ознакомления детей второй младшей группы с адекватными и актуальными возрасту литературными произведениями (сказки, стихи, потешки, колыбельные, рассказы и др.) с целью формирования у ребёнка основ ценностного отношения к литературе и бережного обращения с книгой.

Задачи:

  1. Подвести к осознанию значимости процесса совместного с детьми чтения произведений художественной литературы, первостепенной роли сказок, стихов, колыбельных и т. д. в формировании знаний, умений и навыков ребенка;
  2. Обогащать знания родителей о многообразии литературных произведений, актуальных для восприятия детьми 2–3 лет, красочных иллюстрированных изданий, обладающих большим воспитательным и образовательным потенциалом.
  3. Способствовать проявлению полученных родителями знаний в ситуации совместной с детьми деятельности, в рамках проведения минуток чтения, направленных на развитие личностных и поведенческих характеристик;

В практической части моего проекта, после проведенной мной тематической консультации, а также мастер-класса, родителями были изготовлены «книжки-самоделки» для обогащения среды группы, а также ими проводятся минутки чтения, где родители презентуют детям любимые домашние книги или конкретные произведения. Мероприятия данного проекта проводятся в организованных нами условиях, приближенных к домашним: красивая настольная лампа, столик украшенный ажурной скатертью, необычные игрушки вокруг чтеца и слушателей, все это способствует созданию комфортных условий для процесса восприятия транслируемого родителем материала и становлению эмоционального отклика на произведение. Данный проект не закончен, он реализуется в настоящее время, но оценивая проведенные мероприятия и их результаты можно с уверенностью говорить об эффективности совместной с родителями деятельности. Дети с удовольствием слушают приглашенных гостей (родителей), внимательно разглядывают иллюстрации и способны отражать знания о сюжете, персонажах, понравившихся моментах как в организованном педагогом обсуждении прослушанного материала, так и в свободной деятельности.

Литература:

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования — 5-е изд. -М.: Изд — во УРАО, 1999. — 175 стр.
  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): раннего дошкольного возраста, ребенка раннего дошкольного, развития речи ребенка, процесса речевого развития, актуальными возрасту литературными, возрасту литературными произведениями, родителями деятельности, условиях совместной, мир книжных открытий», речи ребенка раннего, обогащения среды группы, дошкольного образования, детьми деятельности, формированию процесса речевого, свободной деятельности ребенка, детей раннего дошкольного, ознакомления ребенка раннего, ребенка предметное значение, осуществлению совместной деятельности, положительного отношения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос