Одним из значимых факторов, позволяющих наращивать инновационный потенциал ДОО создавать условия для развития профессиональных и личностных качеств педагогов является научно- методическое сопровождение инновационной деятельности. Приоритетная цель методического сопровождения в нашем случае это — обеспечение качества работы в области социального развития воспитанников детского сада посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и внедрения инновационных технологий позитивной социализации в образовательный процесс.
Эффективная социализация дошкольников во многом зависит от профессионализма педагогов, поэтому мы выявили готовность воспитателей к реализации задач социально-коммуникативного развития детей. Для этого использовалась анкета, разработанная Н. П. Гришаевой [3,249]. В анкетировании принимали участие все воспитатели, работающих в детском саду. Обработанные результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты анкетирования «Готовность педагогов к деятельности в области позитивной социализации детей»
Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о том, что воспитатели детского сада:
— не считают развитие социальных навыков дошкольников первостепенной задачей, подавляющее большинство поставили на первые места заботу о здоровье, развитие интеллектуальных способностей, качественную подготовку к школе и только 2 педагога поставили деятельность, связанную с социализацией, на первое место;
— теоретические знания по исследуемой проблеме у них, безусловно, есть в рамках учебной программы вуза или колледжа, они знают, что такое социализация, но путаются в определении основных задач, инновационных подходов к их решению;
— предложить свои варианты изменений в процесс социального воспитания детей удалось не всем, хотя предложения были интересные, правда не всегда реальные;
— личный интерес к проблемам позитивной социализации детей проявили те же 2 воспитателя, которые по всем остальным вопросам были отнесены нами к высокому уровню.
Другими словами, трудности в решении задач воспитания позитивной социализации состоят в том, что не все педагоги понимают значимость социализации дошкольников и не владеют необходимыми методами, технологиями для формирования необходимых знаний, нравственных чувств и навыков поведения у детей. Нужна была существенная работа по методическому сопровождению педагогов, для освоения современных технологий позитивной социализации, убеждение родителей в важности взаимодействия с педагогами детского сада для полноценного развития ребёнка, разъяснение необходимости координированного влияния на его социальное развитие, как важной части готовности к школе.
Одно из направлений методического сопровождения деятельности воспитателей в области «Социально-коммуникативного развития» — повышение профессиональной компетенции. Во многом обеспечил решение указанной задачи научно-практический семинар «Педагогические технологии социализации дошкольников». Теоретической и практической основой для занятий стали 10 технологий, разработанных и объединённых в систему Н. П. Гришаевой [3]. Большой интерес у воспитателей вызвал подход к теории и практике социализации детей дошкольного возраста в двигательной деятельности, предложенный Л. Н. Волошиной [4]. С удовольствием воспитатели сопоставляли методы разрешения конфликтов среди дошкольников, предложенные известным отечественным психологом Я. Л. Коломинским [2] и А. Фабер, Э. Мазлиш [5].
Мы не можем сказать, что все воспитатели в нашем стабильном и давно работающем коллективе с интересом и желанием приняли предложение участвовать в исследовании и в разработке проекта позитивной социализации дошкольников в процессе разновозрастного взаимодействия. Многие считали, что устоявшаяся система нравственного воспитания обеспечивает необходимый для дошкольников уровень социализации. На этом этапе возникла задача, которую Н. П. Гришаева сформулировала так: «Необходимо выработать общее видение проблемы, осваивать новые технологии, способные продемонстрировать педагогам слабые места, и стимулировать их к овладению новыми способами взаимодействия с детьми и родителями» [3, с.87].
На занятиях семинара обсуждали современные тенденции социализации личности в дошкольном учреждении; требования ФГОС ДО [6] и Федеральной программы дошкольного образования [7], по созданию условий, открывающих возможности для позитивной социализации дошкольников; первостепенную роль семьи в вопросах заботы, защиты интересов детей и особенности работы с семьями воспитанников по проблемам позитивной социализации; инновационные технологии социализации дошкольников.
Активность педагогов при подготовке к семинарским занятиям и в ходе обсуждения заявленных проблем позволяет нам утверждать, что воспитатели осознали важность собственной профессиональной деятельности по развитию позитивной социализации дошкольников, выделили в качестве отдельной и значимой задачи обучение детей умению жить в социальном обществе, устанавливать дружеские отношения со сверстниками и младшими воспитанниками в детском саду, договариваться, самостоятельно решать конфликты. Вместе мы сформулировали основные положения, которыми в дальнейшем руководствовались, организуя деятельность по позитивной социализации детей, они представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные положения профессиональной деятельности воспитателя, определяющие успех в позитивной социализации детей
Указанные на рисунке положения исходили из принципов, положенных в основу проекта. Важнейшими из них стали принципы, приведенные ниже.
- Гуманистическая направленность деятельности коллектива по формированию позитивной социализации дошкольников в разновозрастном взаимодействии.
- Учёт естественных потребностей детей, их возрастных и индивидуальных возможностей.
- Тенденция на сочетание инициативы, педагогического творчества, родительских предложений, детской активности и самостоятельности в социально-физкультурно-оздоровительной деятельности детей в разновозрастном взаимодействии на летней прогулке.
Методическое сопровождение позволило включить в активную научно-методическую работу всех педагогов через профессиональное саморазвитие, организацию временных рабочих и творческих групп, творческих мастерских, консультаций, мастер-классов. Педагоги разработали проект психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития дошкольников в разновозрастном взаимодействии на летней прогулке; упражнялись в определении стратегических и тактических задач социального развития детей в рамках современных тенденций, с учётом изменения технологических основ образовательной деятельности; выявляли актуальные для условий нашего ДОУ проблемы социального развития детей и искали эффективные пути их решения.
Вся эта деятельность значительно повысила теоретический и технологический уровень воспитателей. Они в деталях освоили и реализуют в практике задачи и содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», определённые ФГОС ДО и Федеральной образовательной программой ДО, знают многие парциальные программы, владеют инновационными технологиями позитивной социализации детей дошкольного возраста. Педагоги понимают свою роль в сложном и длительном процессе социализации детей, ведь они не просто носители ценностей, которым подражают дети, но и организаторы процесса передачи социального опыта. В связи с этим С. А. Козлова отмечает: «Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребёнку в его развитии» [1, с.67].
Воспитатели делятся с коллегами опытом деятельности, направленной на позитивную социализацию дошкольников, на методических объединениях, выступают перед слушателями курсов повышения квалификации.
Литература:
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 13-е изд., стер. — М.: Издательский цент «Академия», 2012. — С.67.
- Коломинский Я. Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С. 35–42.
- Технологии эффективной социализации детей 3–7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие [Текст] / под ред. Н. П. Гришаевой. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 320 с.
- Теория и практика социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности: монография [Текст] / Л. Н. Волошина, Е. А. Богачева, А. А. Бучек [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Волошиной, А. А. Бучек. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2021. — 156 с.
- Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили [Текст]/ А. Фабер, Э. Мазлиш. — М.: Бомбора, 2021. — 346с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] — URL: http://bdaexpert.com/2014/01/ federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standartdoshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. — М.: Изд-во: ТЦ. Сфера, 2023. — 224 с.