Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 3657 раз

Библиографическое описание:

Пистун, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1064-1066. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10076/ (дата обращения: 16.12.2024).

Одной из важнейших проблем при поступлении ребенка в детский сад является проблема адаптации. Поступление в детский сад — сложный этап в жизни любого малыша, который вызывает у нас тревогу, так как является ответственным моментом для ребенка и его родителей. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвим ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Для родителей решение отдать ребенка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство.

Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряженный голос- масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду [3. с.7]

Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Негативный опыт адаптации к дошкольному образовательному учреждению может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и его семьи.

Анализ соответствующей учебно-методической литературы показал, что исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека о решения: имеется ряд вопросов, нуждающихся в дополнительных психологических и методических исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. [4. с.16] Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад.

Ниже приведена информация, следуя которой воспитатели совместно с родителями сделают адаптационный период более легким и безболезненным. Для этого необходимо следующее:

Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада: прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причем рассказ должен быть красочным и позитивным. Старайтесь в своем рассказе показать ребенку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок или игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременного знакомства с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.

Детей следует принимать постепенно, с небольшими перерывами, так как каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного и индивидуального подхода.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребенок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. [1. с.9]

Необходимо:

Выяснить до приема режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребенка.

Не нарушать в первые дни, имеющиеся у ребенка привычки, менять режим и приучать к новому укладу жизни нужно постепенно.

Приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности. [2. с.14]

Нужно заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт устанавливаемый с семьей должен быть дифференцирован, т. е. должны быть определены объем и содержание работы с семьей. Например, для детей с неуравновешенным эмоциональным состоянием работа с семьей должна быть более глубокой и объемной и предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателем и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хотим отметить, что адаптация некоторых детей может протекать до двух — трех месяцев. Особенно, если ребенок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Все дети разные и к каждому нужен свой подход. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду — это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной деятельности педагога — психолога, воспитателей и родителей. [5. с.8]

Чтобы оценить эффективность проведенной работы было организовано наблюдение за детьми в различных режимных моментах, во время прогулок и игровой деятельности.

В итоге сделанных наблюдений, которые были осуществлены в процессе адаптационного периода, мы можем сделать определенные выводы:

Адаптация ребенка к детскому саду — это адаптация в первую очередь семьи.

Если поменять отношение родителей к детскому саду- они станут доверять воспитателям — тогда адаптация ребенка будет происходить быстрее и легче.

Оптимальное течение адаптационного периода обеспечивается при условии плавного перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение и при тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей.

Таким образом, анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации. При правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно.

Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне.

Литература:

1.                  Баданика Л. А. Организация адаптации родителей к детскому саду / Дошкольное воспитание, № 5, 2007.

2.                  Большакова Л. К. О работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ / Дошкольное воспитание № 5, 2007.

3.                  Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Павловой Л. Н. — М., Просвещение, 1986.

4.                  Дорохина Н. В детский сад идти пора /Дошкольное воспитание № 5, 2007.

5.                  Доронова Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы /Обруч № 5, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, адаптационный период, детское учреждение, ранний возраст, семья, адаптация ребенка, дошкольное учреждение.


Похожие статьи

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Похожие статьи

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Задать вопрос