Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Авилова, И. В. Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста / И. В. Авилова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14301/ (дата обращения: 15.11.2024).



Трудно найти какого-нибудь взрослого человека, которому бы не нравилось наблюдать за маленькими детьми. Действительно они такие забавные, искренние, любопытные. Что может быть прекрасней детского смеха! На первый взгляд они кажутся совершенно беззаботными. С помощью взрослых они растут, развиваются, взамен проявляя любовь и ласку, кажется, что в это время они совершенно лишены трудностей и им абсолютно в ничего не угрожает, особенно в плане психологического развития.

Угрожает! Да ещё как! Первое испытание, которое должен пройти почти каждый ребёнок — это первая резкая смена обстановки, первое вхождение в незнакомый коллектив. Его неокрепшему организму приходится первый раз включать свои адаптационные возможности. Конечно, природа человека устроена так, что приспособиться можно к чему угодно, так и ребёнок рано или поздно, но обретёт в детском саду психологический комфорт, но за какое время и какой ценой это будет достигнуто? Задача взрослых — это максимально облегчить ребёнку психологические страдания, ни в коем случае не допустить душевную травму, обеспечить, чтобы в дальнейшем развитии психики малыша не остался негативный след от этого периода.

К сожалению, существуют такие дошкольные учреждения, в которых вся работа по облегчению адаптации сводится только к формированию адаптационных групп неполного дня, разработкой специальных дидактических игр и других мероприятий в группе.

Считается что и так сделано достаточно. Это большая ошибка, которая может привести к тому, что у нормально физически и психически здорового ребёнка процесс адаптации проходит очень болезненно, и период привыкания затягивается настолько, что встаёт вопрос о целесообразности дальнейшего посещения детского учреждения.

Для облегчения протекания процесса адаптации в детском дошкольном учреждении должна быть выполнена профилактическая работа. Она в первую очередь подразумевает взаимодействие педагогического коллектива и психолога с семьёй ребёнка.

Первое что нужно сделать — это собрать сведения о семье будущего воспитанника ДОУ. Для этого родители заполняют ознакомительные анкеты. Помимо того, каждому родителю необходимо предложить тест-анкеты о готовности ребёнка к посещению детского сада, где родители, отвечают на вопросы, и дают полную характеристику своему ребенку. Затем работники учреждения обрабатывают полученные материалы и анализируют их. Эти данные помогают воспитателя получить первичные представления о личности ребёнка, его интересах, увлечениях, что помогает правильно оптимизировать адаптационный процесс

Вторым шагом для проведения успешной адаптации детей к ДОУ является проведение родительского собрания, где воспитатели дают рекомендации родителям, планирующих посещение своих детей в ДОУ; как правильно развивать гигиенические навыки, навыки самообслуживания, учить детей правильному общению со взрослыми и другими детьми). Беседуя с родителями, специалисты знакомят их с законами формирования личности ребёнка, подчеркивая сверхважность вышеперечисленных навыков и умений в проведении успешной адаптации к ДОУ.

На первичном родительском собрании обязательно присутствуют заведующая учреждением, методист, воспитатели, медицинский работник, желательно, также, присутствие психолога. Работники учреждения знакомят родителей с работой детского сада, первой младшей (адаптационной), и других групп, режимом дня, раскрывают особенности проведения воспитательной, образовательной и коррекционной деятельности ДОУ, отвечают на вопросы родителей.

Для того чтобы процесс адаптации был более оптимизирован, воспитатели совместно с методистом составляют план воспитательно-образовательной работы. При составлении плана специалисты используют такие формы работы, которые могли бы быть максимально интересны детям: а именно различные дидактические и подвижные игры, где повышен положительный эмоциональный фон, использование элементов творчества, вызывающие положительные эмоции. Необходимо также сочетать различные формы организации досуга детей с использованием групповых и индивидуальных занятий, где местом проведения служит территория детского сада (на свежем воздухе). При составлении учебного плана воспитатели должны в первую очередь способствовать созданию атмосферы психологического комфорта, уверенности, радости, доброжелательности. Очень важно правильно формировать у детей адекватные формы общения со взрослыми и другими детьми.

Специалисты ДОУ также должны использовать в своей работе такие методы, как посещение ребёнка на дому, индивидуальные консультационные беседы с родителями, наглядная агитация (брошюры, фотографии), в детском саду размещают информационные стенды.

Воспитатели в своей работе с родителями пытаются обратить внимание на то, что для проведения успешной адаптации необходимо заранее готовить детей к посещению детского сада.

Основная проблема в том, что зачастую многие родители сами не подготовлены к посещению своих детей в ДОУ. Они чрезмерно опекают их, удовлетворяют малейшие прихоти, считают, что многие вещи делать им ещё рано, отбивают на корню любую самостоятельность ребёнка. Есть другая категория родителей — которые действуют с точностью наоборот, предъявляют повышенные требования к своему чадо, сравнивают ребёнка с собой. В результате травмируется психика ребёнка, что также негативно отражается при начальном посещении ДОУ.

Очень часто родители считают, что это не их дело воспитывать ребёнка, что всем этим должны заниматься профессионалы, предъявляют повышенные необоснованные требования к специалистам учреждения, в результате ожидания не оправдываются, что приводит к конфликтному фону, который ещё дальше отодвигает взаимное сотрудничество с персоналом ДОУ.

Вышеперечисленное подчеркивает необходимость иметь в детском учреждении штатного психолога.

Для того чтобы адаптация ребёнку к детскому учреждению прошла безболезненно родителям необходимо осознавать, что от их совместных действий с воспитателями зависит если не всё, то очень и очень многое. В свою очередь персонал ДОУ должен обладать такими качествами, чтобы не вызывать у родителей ни малейшего недоверия, ведь родители пусть и на время, но оставляют им своё самое дорогое, что у них есть. В первую очередь родители стремятся видеть в воспитателях порядочных людей, профессионалами в своей работе.

Бывает так, что некоторые родители пренебрежительно относятся к проблеме адаптации, не понимая, что их ребёнок попадает в совершенно иные условия, причём в жизни абсолютно в первый раз, не имея даже интуитивно ни малейшего опыта, пуская своё поведение исключительно на эмоции. Родители при этом ссылаются на огромную занятость, полагая что и так всё получится, при этом подвергают своё дитя риску получить психологическую травму, которая неизвестно как скажется на дальнейшем развитии ребёнка.

С такими родителями воспитателям и психологам приходится применять индивидуальное консультирование, чаще всего с посещением на дому.

Специалисты учреждения должны проделывать огромную подготовительную работу с семьей, в результате чего большинство родителей обязаны осознать, что главные воспитатели это они сами, что какая ни была бы степень индивидуальности в подходе профессионального работника к воспитанию малыша, воспитатель разорваться на всех детей не в состоянии, к тому же в своей работе специалисты сменяют друг друга, а ведь у каждого воспитателя хоть и схожи методы работы, но характер, привычки, стили общения и т. д. могут различаться.

Воспитатели детского сада должны постараться применить максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку поступающего в ДОУ, старательно изучая его особенности физического и психического развития, пристально следят за его эмоциями, обращают внимание на то, как развито мышление, память, восприятие.

Одна из основных проблем в том, что в первой младшей группе 10–12 детей, а каждый поступающий ребёнок привык видеть не больше 3–4 человек, поэтому в беседах с родителями воспитатели рекомендуют им перед началом посещения ДОУ почаще ходить с ребёнком в гости (особенно хорошо, если в гостях будут другие дети), или принимать гостей у себя. Одна из главных причин болезненной адаптации — замкнутый образ жизни родителей ребёнка.

Родителям перед началом посещения ДОУ предлагается вместе с детьми прийти в детский сад, ознакомиться с обстановкой в группе в спальной комнате, в музыкальной комнате, будущие воспитанники наблюдают за игрой других детей, при этом специалисты обращают внимания малышей на то, что дети делятся друг с другом игрушками, предлагают им поделиться со своими гостями.

Также на первичном родительском собрании, и в индивидуальных беседах воспитатели, с помощью медицинского работника обращают внимание родителей на то насколько важно физическое здоровье малыша для проведения успешной адаптации. Дети в раннем возрасте более подвержены заболеваниям, чем другие дети, и если ребёнок перед началом посещения ДОУ соматически ослаблен, то процесс адаптации может затянуться не на один месяц.

Медицинский работник объясняет родителям о важности прогулок на свежем воздухе, о пользе закаливания, совершенно обоснованно отмечая то, что ребёнок, находясь в постоянном движении (бег, прыжки, ползание, лазание и т. д.), пребывает в адекватном для себя состоянии, родителям без необходимости ни в коем случае нельзя ограничивать двигательную активность. В тоже время медицинский специалист предупреждает родителей о риске переусердствовать в проведении воздушных, а особенно водных процедур.

Воспитатели при участии медработника должны стараться довести до родителей, насколько важно для ребёнка соблюдать режим дня, ведь в процессе адаптации очень важное условие — совпадение режима дня дома и в детском саду. Не секрет, что многие родители частично или полностью не соблюдают режим дня, а если и соблюдают, то он абсолютно отличается от режима, принятого в учреждении. Поэтому воспитатели при первом контакте с родителями раздают им памятки, где указан режим дня, принятый в ДОУ.

Для того чтобы процесс адаптации ребёнка прошёл безболезненно, очень важно, чтобы у ребёнка хотя бы на начальном уровне была развита самостоятельность. Умея самостоятельно переодеваться, кушать, садиться на горшок, ребёнок в значительной мере облегчает своё приспособление к новым условиям.

В тоже время работники детского сада обязаны понимать, что они должны проявить максимальную терпеливость и настойчивость. Ведь как профессионалы они прекрасно изучили законы, по которым у детей раннего возраста формируются первоначальные навыки и привычки, так необходимые для успешного процесса вхождения в социум. Воспитатели последовательно, шаг за шагом вырабатывают у каждого ребёнка культурные и гигиенические привычки, стараясь не переусердствовать, и не вызвать у малыша негативные эмоции.

Итак, главная цель в работе специалистов общего образовательного учреждения с семьями будущих воспитанников — это научить ребёнка эмоционально положительному общению с другими детьми и взрослыми, ведь постоянно общаясь, ребёнок постепенно забывает, что ему хочется домой, привыкает к новой обстановке. Другими не менее важными задачами являются воспитание навыков самообслуживания, а также поддержка благоприятного соматического состояния.

В первые дни посещения детского дошкольного учреждения у каждого ребёнка бурно ломается представление о том, какие должны быть игры, еда, сон, меняется характер и стили общения. Поэтому родителям и воспитателям очень важно максимально нивелировать разницу между домом и детским садом. Помочь ему в этом можно только в том случае, если родители и сотрудники ДОУ будут действовать сообща, ведь воспитатель не знает в каких условиях рос ребёнок, а родители, не посещая детский сад понятия не имеют об организации работы в первой младшей группы и всего детского сада. Задача психолога — максимально устранить все негативные стороны во взаимодействии родителей и персонала ДОУ, ведь всем участникам образовательного процесса необходимо помнить о влиянии неблагополучной адаптации в последующем формировании личности ребёнка.

И, наконец, третьим шагом в проведении специалистами учреждения работ для благополучной адаптации перед началом посещения будущих воспитанников является прогнозирование и выявление потенциально неблагополучных детей с целью коррекции учебно-воспитательных планов, а также усиления индивидуальной составляющей в консультативной работе с родителями.

При обработке результатов первичного анкетирования родителей а также после проведения групповых и индивидуальных бесед с родителями, воспитатели в первую обращают внимание на:

1) уровень НПР

2) наличие навыков самообслуживания

3) наличие соматических заболеваний

У всех участников воспитательного процесса остается несколько месяцев, чтобы в случае неблагоприятного прогноза принять меры, способствующие успешному проведению адаптации ребёнка.

Совместная профилактическая работа воспитателей, психологов и родителей — совершенно необходимое условие для менее болезненного прохождения периода адаптации детей раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, воспитатель, ребенок, процесс адаптации, детское учреждение, медицинский работник, начало посещения, ранний возраст, успешная адаптация.

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Индивидуализация педагогического процесса в области физического развития с детьми дошкольного возраста

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе