Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Митрофанова, А. Е. Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста / А. Е. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 207-208. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6017/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящее время всё чаще родители сталкиваются с тем, что ребенок долго не начинает говорить или его речь ограничивается несколькими простыми словами. Проблема задержки речевого развития — одна из актуальных в современной логопедии и специальной психологии.

Причин задержки речевого развития много:

1.                  Особенности семейного воспитания, которые мешают нормальному речевому развитию детей: гипоопека (ребенку не с кем разговаривать, ему уделяется мало внимания, не созданы условия для развития предметной и игровой деятельности); гиперопека (ребенку нет необходимости разговаривать, все его желания сразу же исполняются взрослыми). [2]Также к этой группе причин относится изменение традиционного уклада семьи, когда общая семейная деятельность практически отсутствует из-за занятости родителей; дети много времени проводят перед телевизором и компьютером вместо общения со сверстниками; родители не имеют времени или желания читать детям вслух, играть с ними и т. д. [4] [5]

2.                  Несформированность сенсомоторной сферы (фонематический слух, способность к правильной артикуляции, зрительный гнозис и др.), наличие неврологических заболеваний. [2] [6] [7]

3.                  Нарушения переработки сенсорной информации. Обработка ощущений, поступающих от органов чувств, их структурирование и упорядочивание для последующего адекватного ответа называется сенсорной интеграцией. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше нужной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, то мозг не получает достаточное количество знаний и не может дать адекватный ответ, что приводит к проблемам с речью и общим развитием. [1] [4] [5]

Своевременное и правильное развитие речи — важное условие развитие личности ребенка. В этом плане наиболее продуктивным является период от рождения до 3–4 лет. Если вовремя не заметить речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и изменить дальнейшее формирование речи и личности ребенка. На данном этапе основную роль в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей играют родители, которые могут заметить проблемы и обратиться за помощью к соответствующим специалистам, или могут не обратить внимания на проблемы и ждать, «пока сам заговорит».

С помощью специалистов (невролог, логопед, психолог), а также с помощью специальной литературы родители могут правильно организовать общение со своим ребенком, создать дома развивающую речевую среду, стимулировать адекватные формы поведения. Важно понимать,что родители в данном случае не заменяют работу логопеда и психолога, а используют весь арсенал родительских средств воспитания и воздействия на ребенка с целью организации комплексной помощи ребенку с речевыми нарушениями.

К сожалению, очень часто родители, а в некоторых случаях и педагоги, не используют возможность организовать раннюю помощь ребенку с задержкой развития речи и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, потому что есть устойчивые представления в обществе, что в «3 года ребенок обязательно заговорит», «мальчики начинают говорить позднее девочек», «сейчас все дети поздно начинают говорить», «обращаться к логопеду раньше 5 лет не имеет смысла» и т. д. Эти представления можно услышать в любом разговоре с родителями, можно прочитать на различных интернет-форумах. Конечно, есть случаи, когда ребенок сам начинает говорить в 3 года без вмешательства специалистов. Но случаев, когда речь к этому возрасту не появляется, намного больше. В практике автора есть работа с неговорящими детьми 3, 4, 5 и даже 6 лет. Отсутствие адекватной помощи в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет последствия, к которым относятся трудности адаптации в коллективе, речевой негативизм, вторичная задержка психического развития, трудности в усвоении школьной программы и др. [2] [3] [6] [7]

Коррекционная помощь ребенку особенно эффективна при условии ее раннего начала. Поэтому существует необходимость проведения специальной работы с родителями. Одной из форм такой работы является проведение семинаров. На семинар приглашаются родители, дети которых (от 1 до 4 лет) не говорят или говорят мало. Практика автора показала,что наиболее приемлемое количество участников 7–8 человек. Программа базового(первого) семинара:

1.        Как развивается речь ребенка?

2.        Почему ребенок не говорит?

3.        Как связаны речевое и сенсорное развитие ребенка?

4.        Как формировать мотивацию к занятиям у ребенка?

5.        Как определить, сколько и каких занятий необходимо ребенку?

6.        Как организовать в домашних условиях свободную и предметно-практическую деятельность ребенка с целью развития речи?

7.        Как вызвать речь у неговорящего ребенка?

8.        Развитие речи с помощью сенсорных игр и упражнений.

9.        Частные вопросы (по желанию участников): роль папы в развитии речи ребенка; можно ли смотреть мультфильмы и как делать это правильно; как читать книги ребенку, если он в это время бегает по комнате и не проявляет никакого интереса к маме с книгой в руках; как использовать музыку для активизации речевого развития и др.

Особое внимание на семинарах уделяется информированию родителей о том, что обращаться к логопеду и психологу-дефектологу можно в любом возрасте, не дожидаясь 3-х лет. Важно найти специалиста, который работает с детьми раннего возраста. Логопед и психолог-дефектолог (часто один человек имеет обе эти специальности) проведет диагностику речевого развития; определит, необходимы ли специальные занятия; даст рекомендации по домашним занятиям с ребенком; рекомендует обратиться к неврологу, сурдологу, психиатру в случае необходимости и т. д.

Практика проведения таких семинаров в течение нескольких лет показала эффективность данной формы работы с родителями:

-          родители внимательно наблюдают за особенностями развития своих детей и вовремя обращаются за помощью к специалистам;

-          у родителей появляется понимание важности организации речевой среды дома, а также они получают конкретные рекомендации по этому вопросу;

-          происходит понимание важности семейного воспитания для развития речи у детей; организовывается семейный досуг не только у телевизора; к развитию детской речи привлекаются все члены семьи.

-          родители получают представление о том, какие специалисты могут помочь ребенку с задержкой речевого развития; а также о том, в каком возрасте ребенка нужно обращаться к специалистам.

-          происходит общение родителей, дети которых имеют сходные проблемы, и обмен опытом по данному вопросу.

Литература:

1.      Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.

2.      Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис пресс, 2004. — 48 с.

3.      Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. — «Издательство «Диля», 2013. — 288 с.

4.      Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.

5.      Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.

6.      Краузе Е. Н. Логопедия. — СПБ.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. — 2–8 с.

7.      Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, родитель, практик автора, проблема, развитие речи, семейное воспитание, сенсорная интеграция, специалист.

Похожие статьи

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Похожие статьи

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности