Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Суменкова А. М. Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 50-55. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3010/ (дата обращения: 20.10.2018).



Самый высокий уровень образования – толерантность.

К. Хелер

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности [1], которая дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности.

Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Толерантность как принцип взаимодействия в системе «человек – человек», «человек – государство» закрепляется в основополагающих международных документах по правам человека.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Чем же чревато не соблюдение такой важной ценности, как толерантность?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к такому понятию, как эксклюзия. Под эксклюзией подразумевается постепенный процесс накопления ущерба, ведущий от полной интеграции через пограничное состояние надлома к полной изоляции индивида или группы от общества.

Дети-инвалиды [6] являются одной из социальных групп, находящейся в ситуации высокого риска социальной эксклюзии. Процессы исключения имеют нисходящий характер, когда каждая последующая ступенька, ведущая к полной эксклюзии, еще больше сужает спектр доступных индивиду ресурсов.

Одним из ключевых принципов защиты прав детей является принцип недискриминации, закрепленный в Конвенции о правах ребенка [2].

В Конвенции о правах инвалидов [3] закреплены, по существу, принципы социальной инклюзии – недискриминации, уважения особенностей инвалидов и принятия их в качестве компонента людского многообразия, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество. Следует отметить, что в международном праве инвалид рассматривается как человек, обладающий особой индивидуальностью, который ориентирован на активную социализацию и интеграцию в общество, и задача государства заключается в устранении барьеров, препятствующих социальному развитию инвалидов наравне с другими людьми во всех сферах жизнедеятельности. Такая трактовка инвалидности обусловливает создание условий в обществе для принятия особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья и включения их во все сферы жизнедеятельности наравне с другими людьми.

Ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей [5] являются: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей.

Правовое регулирование отношений в сфере образования [6] основывается на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. На законодательном уровне было дано определение инклюзивному образованию: «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Инклюзивное образование – образование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, оно предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его социальной исключенности.

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. Безусловно, главным принципом развития инклюзивных подходов в образовании является соблюдение интересов каждого ребенка. Инклюзия начинается с признания наличия различий между учениками при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса.

Инклюзивная модель обучения затрагивает интересы всех субъектов образовательного процесса: лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, обучающихся и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Таким образом, в образовательной организации должно быть создано толерантное пространство, под которым понимается [7]: «…единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания».

Формирование толерантного пространства основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности, которая и сама является условием гуманистического образования, в свою очередь развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высокоразвитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

Главным средством процесса педагогического взаимодействия выступает педагог, от личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений которого зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности.

Ключевыми инструментальными качествами педагога в реализации модели инклюзивного образования выступают такие качества, как тактичность и терпение. Тактичность предполагает умение педагога предвидеть все объективные последствия поступков и действий и их субъективное восприятие обучающимися, коллегами, родителями. Умение выстроить свои действия так, чтобы не поставить кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить, и может быть достигнуто путем всесторонней оценки противоречивости ситуации и тенденций ее развития. Умение предвидеть не только рациональные, но и эмоциональные последствия собственных действий поможет педагогу избежать некорректных высказываний и поступков. Для педагога главное выслушать обучающихся, их родителей, дать возможность исчерпывающе высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить полную информацию и вызвать мотивацию к совместной деятельности. Этические компоненты терпения как качества личности заключаются в том, что они обусловливают возможность установления прочного контакта с детьми, что позволит достигнуть положительного результата.

Быть толерантным в педагогической среде означает быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим. Поэтому понимание толерантности необходимо дополнить такой особенностью, как «преодоление индифферентности, безразличия к «другому», не сводя ее к необходимости преодоления чувства явного неприятия». К толерантным типам взаимодействия можно отнести следующие типы: диалог, сотрудничество, опека.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления.

Сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств, на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, терпение, доверительность, социальная активность.

Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками — эмоциональная стабильность, высокий уровень эмпатии, экстравертность, социальная активность, умение прийти на помощь.

Таким образом, толерантность не только является этико-правовым основанием, но и выступает как непременное условие и инструмент реализации основных этических принципов инклюзивного образования.

Сегодня качественное образование выгодно не только для отдельно взятого индивида, но и для общества в целом. Ведь обеспечение страны высококвалифицированными единицами влечет за собой рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Литература:

  1. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
  2. Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  3. Конвенция о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
  4. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ.
  5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
  6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  8. Степанова О. А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность, социальное развитие, толерантное пространство.

Похожие статьи

Применение инклюзивного образования в решении...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность...

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность, социальное...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика... Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение инклюзивного образования в решении...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность...

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Россия, образование, развитие.

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность, социальное...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика... Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос