Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Паршутина С. В. Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8404/ (дата обращения: 21.08.2018).

Методическая деятельность образовательного учреждения — это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге — на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. В настоящее время многие методисты работают по проблеме изучения положительного опыта инклюзивной практики педагогов общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется изучению методик и технологий инклюзивного образования. Чтобы поддержать педагогов, работающих с самой сложной категорией — детьми с ограниченными возможностями здоровья, методическая служба ставит перед собой ряд задач:

-                   оказывать методическую помощь педагогам по сопровождению образовательно-воспитательного процесса;

-                   знакомить педагогов с новой методической литературой, программами, методиками и технологиями, помогать приобретать новые знания, квалификацию как самостоятельно, так и в условиях организованного обучения, вырабатывать профессиональную позицию на основе передовых достижений педагогической науки и практики;

-                   создавать условия для профессионального роста (готовности к инновациям, индивидуальному стилю деятельности и авторству, обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта).

Большое внимание уделяется разработке и реализации программы инклюзивного обучения. В программе отображается актуальность, ставятся определённые цели и задачи, намечается план занятий, мероприятий, способствующих включению детей с ограниченными возможностями здоровья в активную совместную деятельность. Программа деятельности учреждения или в частности педагога представляет собой целую стратегию, направленную на создание инклюзивной культуры, разработку инклюзивной политики «всегда вместе», развитие инклюзивной практики, системный подход, создание адаптивной среды, комплекса мероприятий с использованием различного игрового, спортивного, реабилитационного оборудования и тренажёров, мониторинг опыта инклюзивного образования и его анализ. Любая программа должна опираться на имеющиеся возможности учреждения, ресурсы, кадровый потенциал, материально-технической обеспечение, на позитивный настрой всех участников данного проекта. В учреждениях дополнительного образования имеются большие возможности к реализации разнообразных проектов для комплексного решения проблем в области инклюзивного обучения, активно используются разнообразные формы коррекционно-оздоровительной работы, игровые технологии. Система дополнительного образования детей наиболее подходит для реализации инклюзивного образования, так как:

-                   в большинстве учреждений дополнительного образования нет жёстких рамок в выборе и реализации технологий, методик, программ;

-                   создана хорошо подготовленная развивающая оздоровительная среда;

-                   не так критичны различия в когнитивном развитии детей с нормативным и отклоняющимся развитием;

-                   для детей с разными стартовыми возможностями успешно используются игровые подходы, которые способствуют развитию;

-                   дети младшего возраста (а их как правило большинство) хорошо копируют толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья;

-                   большая часть мероприятий (воспитательных, досуговых) позволяет воспитывать в детях положительные качества личности, милосердие, терпимость, доброжелательность.

В нашем Доме детского творчества реализуется несколько программ инклюзивного образования «Стирая грани» (оздоровительная работа), «Дети разные важны» (духовно-нравственное воспитание), разнообразные досуговые программы. Для воспитанников создаются специальные условия для совместной деятельности, оформляются кабинеты для занятий, общения, коррекционной работы, приобретается специальное оборудование, тренажёры. Для детей и родителей проводятся традиционные досуговые и воспитательные мероприятия, уроки настроения, доброты, милосердия, воспитательные беседы по темам: «Давайте жить дружно», «Почта доверия», «Сможем вместе», «Поговорим о толерантности» и т. д. К сотрудничеству приглашаются педагоги-психологи, социальные и медицинские работники, сотрудники учреждений культуры. Кроме того, активно реализуется программа деятельности отдела по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на социальную адаптацию детей с особыми потребностями, предоставление возможности освоить профессиональные навыки разнообразных видов деятельности, расширить свой кругозор, удовлетворить познавательную активность. Учреждение дополнительного образования может более полноценно предоставить спектр педагогических услуг в решении проблемы инклюзивного творческого общения, по сравнению с общеобразовательной школой. Есть возможность оформить учебные кабинеты «по-домашнему», создать комфортные условия, в которых дети чувствуют себя уютно, расположены к общению, доверительному отношению. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и развитию.

На сегодняшний день предъявляются определённые требования к профессиональной компетенции педагогов, осуществляющих образовательно-воспитательную деятельность с детьми в рамках инклюзивного обучения. Педагоги должны комплексно и творчески подходить к данной проблеме, решать профессиональные задачи, эффективно применять действенные методики, технологии, анализировать положительный опыт, корректировать программу в соответствии с проблематикой. Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности призвана методическая служба образовательного учреждения. С этой целью проводятся обучающие семинары, методические объединения, мастер-классы, практические занятия по изучению положительного опыта педагогов Российской Федерации, педагогов «старожилов» учреждения, педагогов-наставников образовательных школ, зарубежный опыт коллег. Педагогический коллектив Дома детского творчества постоянно ведёт поиск оптимальных условий, средств и выбора технологий, направленных на достижение целей и задач инклюзивного обучения детей с особыми потребностями. За многие годы работы, педагогический коллектив, выработал для себя определённую стратегию, традиции, которые имеют положительный успех в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми без особенностей развития. Инклюзивное обучение носит универсальный характер. Дети занимаются в группах, индивидуально, дистанционно, обучаются на дому, а также на базе учреждения. Формы и методики организации обучения зависят от особенностей контингента детей, индивидуальных возможностей, творческих способностей, интересов, запросов и потребностей всех участников образовательного процесса. Основная задача инклюзивного образования заключается в предоставлении возможности детям с ограниченными возможностями здоровья быть вовлечёнными в общий образовательно-воспитательный процесс, что позволяет воспитанникам получить образование, определённые знания и навыки, стать равноправным членом общества. Учитывается и социальный заказ родителей, которые являются первыми помощниками педагогов. Совместными усилиями создаются определённые условия для развития личности ребёнка, а также необходимая адаптивная среда в учреждении, укрепляется материально-техническая база, применяются интерактивные технологии, которые позволяют усовершенствовать контакт детей со сверстниками и со взрослыми. Наиболее эффективными технологиями инклюзивного образования в Доме детского творчества г.Тулы являются: игровые, оздоровительные, досуговые. Использование арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и других нетрадиционных методик. Данные технологии являются сопутствующими к основному образовательному процессу. Методики преподавания учитывают специфику детского контингента, особое внимание уделяется детям с особенностями развития. Все силы педагогов направлены на достижение цели — помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя уверенным, полноценным членом общества, нужным человеком, помочь преодолеть трудности, укрепить свою самооценку, поверить в свои способности, настроиться позитивно в жизни.

 

Использование разнообразных технологий инклюзивного обучения позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в оздоровительно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать себя сильным и уверенным. Каждая технологии реализуется в рамках программы педагогов. Особое внимание уделяется выполнению и реализации дополнительных образовательных программ, отслеживанию результативности обучения, формированию знаний, умений, навыков, творческому портфолио воспитанников, мотивации их к сотрудничеству, участию в различных конкурсах и проектах. Анализируя программы по направленности, можно отметить, что приоритетными являются художественно-эстетические (65 %) и социально-педагогические (15 %). Это связано с социальным заказом и педагогическими возможностями учреждения. Отслеживание результативности образовательных программ входит в общую систему мониторинга учреждения. Диагностика результативности выполнения образовательных программ проходит в несколько этапов: в начале учебного год — входной контроль (определение начальных знаний, уровень творческого потенциала), в середине учебного года — рубежный контроль (в форме тестов, контрольно-проверочных заданий) на степень освоения ребёнком знаний, умений, навыков, в конце учебного года- итоговый контроль. В процессе совместной деятельности с учащимися, педагоги уделяют большое внимание коррекционно-развивающей работе. Занятия включат различные упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием специального оздоровительного и реабилитационного оборудования, упражнение на развитие интеллектуальных способностей, воображения и творчества.

Методическая работа не только предполагает анализ и обобщение современных форм и методов образовательного и воспитательного процесса, внедрение передового опыта в практическую деятельность, обучение и знакомство с наиболее эффективными методиками, технологиями, но и заключается в практической деятельности по оснащению, оформлению, пополнению методической базы дидактическими материалами, сборниками, творческими рефератами, тематическими выставками, методическими разработками и рекомендациями. Большое внимание уделяется выпуску методической продукции — сборников методических рекомендаций. Довольно активно востребован опыт педагогов по темам:

-        «Помощь ребенку с нарушениями развития»;

-        «Методика обучения детей-инвалидов на дому»;

-        «Обучение детей с ДЦП»;

-        «Как сделать уверенным своего ребенка»;

-        «Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии»

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривают специальную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребёнка, успешность его обучения и воспитания, оказание помощи в решении проблем социализации и адаптации в коллективе со здоровыми сверстниками. Поэтому для успешного сотрудничества необходимо учитывать профессиональную поддержку психологической службы, специалистов (логопедов, дефектологов, медицинских работников). Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможность посещать образовательные учреждения, должны быть предложены другие варианты обучения (обучение на дому, дистанционное обучение). В Доме детского творчества данное обучение пользуется спросом. Это помогает детям более быстро освоить материал, получить дополнительные консультации для самостоятельной деятельности, «догнать» по уровню знаний своих сверстников. В этом направлении помогают и индивидуальные занятия, которые предусматривает любая образовательная программа. Разноплановые действия педагогов, методистов, сопровождающих образовательно-воспитательный процесс, направлены на реализацию основных принципов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: — учёт индивидуальных возможностей воспитанников при составлении индивидуального учебно-тематического плана дополнительной образовательной программы;

-          социальная адаптация и реабилитация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и вне его;

-          психолого-педагогическая поддержка детей с проблемами в развитии;

-          содействие педагогов в процессе социализации личности ребёнка с ОВЗ;

-          оформление творческого портфолио воспитанника;

-          повышение профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного обучения;

-          создание адаптивной оздоровительной среды;

-          формирование позитивного настроя всех партнёров — участников инклюзивного образования;

-          пополнение методического «банка» положительного педагогического опыта, анализ работы, проблем, определение путей преодоления трудностей к достижению общей цели;

-          ориентация воспитательного пространства учреждения на развитие и формирование толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Таким образом, учитывая основные принципы инклюзивного образования, педагогический коллектив старается, чтобы Дом творчества стал Домом здоровья и радости.

 

Литература:

 

1.                   Алёхина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. /С. В. Алёхина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова. Психологическая наука и образование.-2011.-1.С.83–92.Библиогр.с91-ISSN 1814–2052.

2.                   Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья /Б. Н. Бубеева-(Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник БГУ. — 2010. — Вып. 1. -С. 221–225. — Библиогр.: с. 225 (10 назв.). — ISSN 1994–0866

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Похожие статьи

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для... Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с...

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика... Инклюзивное образование – проблемы и...

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Инклюзивное образование в условиях современной...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение, методическая служба.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для... Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с...

Применение интерактивных технологий в инклюзивном...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика... Инклюзивное образование – проблемы и...

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Инклюзивное образование в условиях современной...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

Задать вопрос