Библиографическое описание:

Богданова Н. П. Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 5-7.



В последнее время в психолого-педагогической литературе часто поднимается вопрос об организации инклюзивного образования. На сегодняшний день оно является приоритетным направлением в области социального образования в большинстве развитых стран, включая Российскую Федерацию. Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), которые признаются равными в правах со всеми представителями социума в различных областях жизни, включая образование.

Известно, что право на образование было получено еще в XIX веке [1], но в области включенного обучения, как отмечают исследователи, российское образование делает первые шаги и признать их однозначно успешными пока нельзя, впрочем, как и активную деятельность зарубежных педагогов, опыт которых в этом направлении гораздо продолжительнее [8, с. 420]. Вопросы обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ на сегодняшний день являются составляющей Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) предусматривает формирование среды, учитывающей индивидуальные, возрастные, физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, обеспечивающей условия для успешной социализации и индивидуализации воспитанников. Задача инклюзивного образования сформулирована как обеспечение коррекции различных нарушений детей с ОВЗ, оказание им помощи в освоении образовательной программы, в социальной адаптации в условиях совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и здоровых детей [9].

Основная цель ДОО в осуществлении инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разных стартовых позиций. Для этого должны быть выполнены определенные условия, в том числе: наличие детей с ОВЗ, родители которых готовы привести их в детский сад; наличие в штатном расписании соответствующих специалистов (логопеды, психологи, дефектологи); возможность дальнейшего развития профессиональных компетенций педагогов; психологическая готовность коллектива к инклюзии, согласие с основными ценностями, целями и методами инклюзивной практики; наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. К последним относят также и материальную среду — архитектурное пространство (особое проектирование для вновь строящихся детских учреждений [2, с. 105–112], использование педагогических возможностей архитектурной среды, в условиях которой воспитывается ребенок ежедневно [5, с. 38–40]. Инклюзивное образование опирается на изучение потребностей ребенка; характера и объема помощи для успешного развития и достижения образовательных результатов; на создание условий для удовлетворения его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное образование имеет ресурсы, направленные на стимулирование равных прав воспитанников и их участие во всех аспектах коллективной жизни, развитие способностей детей, необходимых для коммуникации, общения, которое современные исследователи называют самым «слабым звеном» в «жизнедеятельности субъектов, общительность как индивидуальное свойство личности и само умение общаться теряет самостоятельное существование» [4]. Инклюзия предполагает, что человеческая ценность не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать, он имеет право на общение; все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе сверстников; для обучающихся достижение прогресса — это то, чего они могут, а не то, что не могут; разнообразие укрепляет все стороны жизни человека. Организация инклюзивного образования в ДОО предполагает в основе принципы: индивидуального подхода (выбор форм и методов работы с ориентацией на потребности конкретного ребенка, его возраста и способностей); поддержки самостоятельной активности ребенка; активного включения в образовательную деятельность всех воспитанников; междисциплинарный подход к определению методов и средств воспитания и обучения; вариативность в организации образовательного процесс; партнерское взаимодействие с семьями воспитанников; динамическое развитие образовательной модели детского сада [7, с. 207–208].

Коллективы ДОО испытывают определенные трудности в организации инклюзивного образования, что выражается в следующем: отсутствие в опыте педагогов работы с детьми с ОВЗ (проблемы кадрового обеспечения усложняются и общим характером отношения воспитателей и педагогов к модернизации и инновациям в образовании [3, с. 7–21; 10, с. 163–166]); в штатном расписании ДОО общеразвивающего вида не предусмотрены должности для специалистов по работе с детьми с ОВЗ, которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение (квалифицированная медицинскую и коррекционная помощь); отсутствие лицензионной образовательной программы для особых детей; существуют проблемы толерантности и взрослых (родителей и воспитателей), и детей, когда речь идет о совместной пребывании детей с нормой и детей с ОВЗ в одной группе; ДОО общеразвивающего вида не имеют финансовой и методической основы для организации и ведения образовательной и воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ (преимущественно руководитель ищет внутренние резервы, детские сады предлагают детям с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается специалистами и воспитателями группы, которую посещает ребенок); не каждый родитель ребенка с ОВЗ готов сотрудничать с педагогами ДОО, вместе развиваться и преодолевать трудности [6]. Задача ДОО состоит в обеспечении успешной адаптации своей деятельности к ребенку с ОВЗ через перераспределение имеющихся ресурсов, которые позволят активно участвовать в образовательном процессе всем его участникам, найти способы преодоления трудностей.

Таким образом, эффективность пребывания детей с ОВЗ в условия\х детского сада предполагает создание социальных и психологических условий сопровождения дошкольников, которые обеспечиваются факторами: качество ресурсов социальной среды для познавательного, физического, социального и эмоционального развития; готовность детей здоровых толерантно воспринимать сверстников с ОВЗ продуктивно взаимодействовать; способность педагогического коллектива обеспечить соответствующий психологический комфорт всем участникам образовательного и воспитательного процесса, совершенствовать свои профессиональные профильные навыки, быть готовыми к инновациям в области инклюзии. Кроме того, совместное обучение детей ставит целью всестороннее развитие всех воспитанников ДОО — и здоровых, и с ОВЗ, инклюзия исключает доминирование интересов одних детей над другими.

Литература:

  1. Адаевская Т. И., Плеханов И. П., Прыскина Е. А., Семашкин А. А., Чичканова Т. А., Ямашев В. М. История развития системы образования Поволжья. — Самара: Самарский госпедуниверситет, 1997. — 168 с.
  2. Желнакова Л. В. Эко-доминантная составляющая проектирования дошкольных учреждений инклюзивной направленности в условиях урбосреды [Текст] / Л. В. Желнакова, И. С. Родионовская // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2015. — № 4. — С. 105–112.
  3. Искрин Н. С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Образование и наука. — 2015. — № 1 (120). — С. 7–21.
  4. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 4 (23), июль-август 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf.
  5. Литвинова О. В. Архитектурное пространство города как художественная образовательная среда для детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Литвинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 04 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 2 (3). — С. 38–40.
  6. Мочалова С. В. Инклюзивное образование в ДОО общеразвивающего вида // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/657229/.
  7. Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 205–208.
  8. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 4. — С. 418–424.
  9. ФЦП: Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 гг. // Интернет-проект «Федеральные целевые программы России»: официальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/392/.
  10. Чичканова Т. А., Искрин Н. С. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163– 166.
Основные термины (генерируются автоматически): Инклюзивное образование, инклюзивного образования, ДОО общеразвивающего вида, детей дошкольного возраста, организации инклюзивного образования, Инклюзивное образование детей, Искрин Н, Режим доступа, воспитанников ДОО, штатном расписании ДОО, Основная цель ДОО, образование детей дошкольного, педагогами ДОО, особенности детей дошкольного, готовность детей здоровых, Задача инклюзивного образования, развитие способностей детей, образования детей, воспитания детей, совместной пребывании детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос