Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 8623 раза

Библиографическое описание:

Горбунова, С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи / С. Г. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 540-542. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41271/ (дата обращения: 09.12.2024).



На современном этапе развития общества семантическая сущность понятия «инклюзия» рассматривается достаточно многогранно. В некоторых случаях инклюзию синонимируют с демократизацией самого процесса обучения, иногда под ней подразумевают создание специальной образовательной системы. Вместе с тем, несмотря на разнообразие трактовок, идеологическая основа инклюзивного образования едина и основана на убеждении в том, что все дети, вне зависимости от физических, интеллектуальных и иных особенностей, должны быть включены в общую систему образования и обучаться вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. Для детей с инвалидностью реализация инклюзивных стратегий означает интенсификацию их возможности в максимальной степени полно включиться в жизнь общества.

Необходимость создания в России системы инклюзивного образования («образования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой личности, рост числа детей с ограниченными возможностями. В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу, приблизительно 30–40 % детей являются инвалидами, 80 % из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными [1].

Вопрос об инклюзивном образовании стал актуальным относительно недавно. На мировом уровне он возник с 1990 г. (Джомтьенская декларация). В России в 2012 году был подписан закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов на территории РФ [3], а также принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [2]. В обоих документах прямо прописано право лиц с инвалидностью на качественное образование с обеспечением реализации этого права через инклюзивное образование на всех уровнях. Таким образом, основная цель инклюзивного образования — это включение всех детей в учебный процесс и обеспечение их равноправия.

Основные задачи «образования для всех»:

– разработка концепции включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

– определение содержания и структуры работы с особыми детьми;

– формирование психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями, изменение профессиональных установок и профессиональных компетентностей;

– создание условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство;

– разработка модели деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка;

– создание условий для полноценного развития различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

При реализации проектов по инклюзивному образованию необходимо помнить о сопротивлении в трех средах: сопротивление в педагогической среде, сопротивление в детских коллективах, сопротивление в родительской среде.

Среди рисков инклюзивного образования отметим следующие:

– риск снижения качества обучения для других детей;

– риск ухудшения условий обучения самих детей с ограниченными возможностями (многие из них нуждаются в специальных педагогических условиях, в спокойной обстановке и т. д.);

– риск ухудшения условий труда педагогов;

– риск разрушения системы специального образования, потери достижений в системе обучения детей с ограниченными возможностями (специальных методик, трудовой подготовки, коррекционной помощи);

– риск потери рабочих мест узкими специалистами;

– риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде;

– риск непринятия социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политик в части внедрения практик инклюзивного образования;

– риск проведения формальной (стихийной) инклюзии;

– риск в неправильном определении образовательного маршрута детей с ограниченными способностями (потенциальное наличие противоречий между требованиями и возможностями ребенка);

– риск невозможности материально и технически оснастить образовательное учреждение под нужды детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, построение системы инклюзивного образования является сложным и длительным процессом, успешность которого зависит от активного участия, как педагогов, так и родителей. Изучение зарубежного опыта может стать важным условием развития национальных систем инклюзивного образования и их интеграции в мировое образовательное пространство.

Литература:

  1. Об инклюзии. — URL: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/
  2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017».
  3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  4. Вестник Ставропольского государственного университета, № 72, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.


Задать вопрос