Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 949 раз

Библиографическое описание:

Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 540-542. — URL https://moluch.ru/archive/147/41271/ (дата обращения: 25.05.2018).



На современном этапе развития общества семантическая сущность понятия «инклюзия» рассматривается достаточно многогранно. В некоторых случаях инклюзию синонимируют с демократизацией самого процесса обучения, иногда под ней подразумевают создание специальной образовательной системы. Вместе с тем, несмотря на разнообразие трактовок, идеологическая основа инклюзивного образования едина и основана на убеждении в том, что все дети, вне зависимости от физических, интеллектуальных и иных особенностей, должны быть включены в общую систему образования и обучаться вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. Для детей с инвалидностью реализация инклюзивных стратегий означает интенсификацию их возможности в максимальной степени полно включиться в жизнь общества.

Необходимость создания в России системы инклюзивного образования («образования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой личности, рост числа детей с ограниченными возможностями. В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу, приблизительно 30–40 % детей являются инвалидами, 80 % из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными [1].

Вопрос об инклюзивном образовании стал актуальным относительно недавно. На мировом уровне он возник с 1990 г. (Джомтьенская декларация). В России в 2012 году был подписан закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов на территории РФ [3], а также принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [2]. В обоих документах прямо прописано право лиц с инвалидностью на качественное образование с обеспечением реализации этого права через инклюзивное образование на всех уровнях. Таким образом, основная цель инклюзивного образования — это включение всех детей в учебный процесс и обеспечение их равноправия.

Основные задачи «образования для всех»:

– разработка концепции включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

– определение содержания и структуры работы с особыми детьми;

– формирование психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями, изменение профессиональных установок и профессиональных компетентностей;

– создание условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство;

– разработка модели деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка;

– создание условий для полноценного развития различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

При реализации проектов по инклюзивному образованию необходимо помнить о сопротивлении в трех средах: сопротивление в педагогической среде, сопротивление в детских коллективах, сопротивление в родительской среде.

Среди рисков инклюзивного образования отметим следующие:

– риск снижения качества обучения для других детей;

– риск ухудшения условий обучения самих детей с ограниченными возможностями (многие из них нуждаются в специальных педагогических условиях, в спокойной обстановке и т. д.);

– риск ухудшения условий труда педагогов;

– риск разрушения системы специального образования, потери достижений в системе обучения детей с ограниченными возможностями (специальных методик, трудовой подготовки, коррекционной помощи);

– риск потери рабочих мест узкими специалистами;

– риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде;

– риск непринятия социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политик в части внедрения практик инклюзивного образования;

– риск проведения формальной (стихийной) инклюзии;

– риск в неправильном определении образовательного маршрута детей с ограниченными способностями (потенциальное наличие противоречий между требованиями и возможностями ребенка);

– риск невозможности материально и технически оснастить образовательное учреждение под нужды детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, построение системы инклюзивного образования является сложным и длительным процессом, успешность которого зависит от активного участия, как педагогов, так и родителей. Изучение зарубежного опыта может стать важным условием развития национальных систем инклюзивного образования и их интеграции в мировое образовательное пространство.

Литература:

  1. Об инклюзии. — URL: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/
  2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017».
  3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  4. Вестник Ставропольского государственного университета, № 72, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивного образования, ограниченными возможностями, системы инклюзивного образования, риск ухудшения условий, инклюзивного образования едина, интересах детей, рисков инклюзивного образования, цель инклюзивного образования, практик инклюзивного образования, систем инклюзивного образования, России системы инклюзивного, построение системы инклюзивного, образовательное пространство, риск разрушения системы, риск проведения формальной, риск потери рабочих, риск непринятия социальным, риск снижения качества, рост числа детей, социальной адаптации детей.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос