Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Огольцова Е. Г., Тимохина А. Э., Сергеева Е. А. Развитие инклюзивного образования в России // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 249-252. — URL https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 16.02.2019).



http://sao.mos.ru/upload/medialibrary/b42/sotsialnaya-adaptatsiya-invalidov.jpg

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко. Предметы в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня. Многие ученики не могут адаптироваться к этому. Но в наше время есть люди с ограниченными возможностями, которые также хотят получить образование, развиваться и не отставать от других. Встает вопрос: как приспосабливаться к режиму учебы ученикам с ОВЗ, если даже простой ученик порой не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вследствие проведенных учеными исследований было приятно решение внести дополнительные условия в обучении для детей с особенностями развития.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [2], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране еще не закончен, а находится на начальных этапах формирования.

Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Прежде чем начать знакомство с основными принципами инклюзивного подхода в образовании, для начала разберемся в его терминологии. В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.

Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно разрабатывает подход к преподаванию и обучению. В его основе — 8 основополагающих принципов:

– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

– Каждый человек способен чувствовать и думать;

– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

– Все люди нуждаются друг в друге;

– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия в образовании — дело новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.

http://varta.kharkov.ua/content/documents/11180/1117968/images/Image00001(1).jpg

Примером данной проблемы являются Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177». Эта школа активно практикует инклюзивное образование с 2011 года. «В настоящее время около 4,5 % детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям»- Директор МБОУ СОШ № 177 И. М. Сысоева.

Целями и задачами этой школы являлись:

– Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющие разные возможности;

– Разработка системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

– Разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;

Результаты, которые ожидала школа после завершения своего проекта:

– Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы;

– Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;

2012 год был для школы очень сложным. Она первый раз приняла инклюзивное образование и набралась много опыта для продолжения задуманного проекта. Общая стоимость проекта составила 1068299 рублей. Было получено оборудование на общую сумму 1497450,00 рублей: специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания речевой реабилитации VERBOTON G 30L, приставка интерактивная MimioTeach, столы-стулья с опорой для сидения, сиденья для дома и класса; пандусы-платформы, складные. По сегодняшний день МБОУ СОШ № 177 все также обучает детей с инклюзией по своей программе.

В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране. Его необходимо развивать, так как в настоящее время все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в образовании, но и в коммуникации с общественной жизнью. Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, т. е. условия нетипичные для наших школ. Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Чем чаще будет подниматься вопрос о решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.

http://www.rcmm.ru/uploads/posts/2017-01/1484832362_centr_deti.jpg

Литература:

  1. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; — И65 М.: «классное руководство и воспитание школьников», 2015. — 224 с.
  2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19 N 181-ФЗ
  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.


Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование в России. Автор: Пономарева Галина Тарасовна.

Система инклюзивного образования включает в себя общеобразовательные школы, учебные заведения среднего профессионального и высшего образования.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Необходимость создания в России системы инклюзивного образованияобразования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой

– определение содержания и структуры работы с особыми детьми

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

Инклюзивное образование на территории России регулируется

‒ федеральными законами «Об образовании в РФ» и «О социальной защите инвалидов в РФ» [10–11], ‒ Конвенцией о правах ребенка [3]

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология...

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

английский язык, ребенок, инклюзивное образование, обучение, образование, возможность, процесс обучения, получение образования, Российская Федерация, работа.

Особенности организации дистанционного обучения...

Изменения, происходящие в российской системе образования, показали особую значимость реализации инклюзивного образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов»...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование в России. Автор: Пономарева Галина Тарасовна.

Система инклюзивного образования включает в себя общеобразовательные школы, учебные заведения среднего профессионального и высшего образования.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, общее образование, ребенок, инклюзивное общество, инклюзивный подход...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Необходимость создания в России системы инклюзивного образованияобразования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой

– определение содержания и структуры работы с особыми детьми

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

Инклюзивное образование на территории России регулируется

‒ федеральными законами «Об образовании в РФ» и «О социальной защите инвалидов в РФ» [10–11], ‒ Конвенцией о правах ребенка [3]

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология...

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

английский язык, ребенок, инклюзивное образование, обучение, образование, возможность, процесс обучения, получение образования, Российская Федерация, работа.

Особенности организации дистанционного обучения...

Изменения, происходящие в российской системе образования, показали особую значимость реализации инклюзивного образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов»...

Задать вопрос