Автор: Бражнов Константин Алексеевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 06.07.2016

Статья просмотрена: 690 раз

Библиографическое описание:

Бражнов К. А. Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей в специализированной школе-интернате [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 46-48.



На сегодняшний день институт инклюзивного образования получил мировое признание. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет отдельные нормы, которые посвящены инклюзивному образованию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [10].

Дети с нарушениями слуха подвержены риску социальной дезадаптации в связи с тем, что у них нарушены познавательные функции. Очень важной задачей образования является включить таких детей в общество для формирования почвы их будущего благополучия. Инклюзивное образование — наилучшее решение для слабослышащих детей: оно позволяет создать среду, которая будет формировать социальные и учебные навыки ребенка практически наравне с детьми, не имеющими нарушений слуха.

Инклюзивное образование слабослышащих детей может осуществляться как в обычных, так и в специализированных школах-интернатах. В зависимости от степени поражения слуха, слабослышащие дети определяются в обычное или специализированное учреждение: дети с незначительным дефектом могут обучаться в обычных общеобразовательных школах, дети со стойким поражением слуха обучаются в специализированных школах-интернатах. Главная особенность специализированных образовательных организаций — это техническое оснащение школы для работы с соответствующими категориями детей, а также коллектив специалистов (дефектологов, сурдопедагогов и других). Дети со стойким поражением слуха могут обучаться и в обычных общеобразовательных школах, если в них реализуется инклюзия. Однако, в обычных школах, где акцент сделан на обучении детей без ОВЗ, нет достаточного количества педагогов, работающих с детьми, имеющими какие-либо дефекты развития. В специализированных же школах-интернатах возможностей для работы с «особыми детьми» гораздо больше, в таких учреждениях можно создать более эффективные условия для инклюзивного обучения.

В Курганской области инклюзивное образование реализуется во многих образовательных организациях, в зависимости от их профиля и формы дефекта обучающихся. Нами был изучен опыт работы по организации «включенного» обучения «Курганской специальной (коррекционной) школы-интерната № 25», которая имеет самый большой опыт в регионе по созданию для этой категории школьников доступной образовательной среды. Данная школа является общеобразовательной. Учебный план составлен в соответствии со следующими целями:

– обеспечение общего образования для каждого обучающегося на уровне требований государственного стандарта, формирование ОУУН на достаточном для получения среднего общего образования уровне для продолжения образования и самообразования;

– создание условий для коррекции, развития и социализации воспитанников школы в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями.

Обучающиеся «Школы-интерната № 25» дифференцированы по типу отклонений здоровья, в соответствии с этим, в учебный план включены три направления: обучение слабослышащих детей, обучение детей с нарушениями речи, классы интегрированного обучения. Предпочтение отдается интегрированным классам, однако, в связи с тем, что степень развития дефекта у некоторых детей достаточно высокая, не всегда есть возможность комплектования таких классов в большом количестве. В 2014–2015 учебном году число детей, обучающихся в интегрированных классах, более 70, в то время как количество обучающихся в классах для детей с нарушениями речи более 13, а в классах для слабослышащих обучалось более 47 детей, реализация общего инклюзивного образования в данной школе-интернате реализована посредством создания классов интегрированного обучения.

В школе-интернате из всех обучающихся примерно 50 % детей имеют нарушения слуха, около половины из них обучаются в интегрированных классах. Все слабослышащие дети обеспечены современными слуховыми аппаратами зарубежного и российского производства. С каждым годом растет количество детей с кохлеарным имплантатом, следовательно, необходима целенаправленная деятельность по включению таких детей в социум. В школе реализуется инновационный проект «Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования», цель которого — разработка модели социально-психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. Одной из задач проекта является определение педагогических условий, оптимизирующих процесс слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. Реализация проекта включает три этапа: подготовительный (2014 г.), проектировочно-практический (2015–2016 гг.) и аналитико-обобщающий (2017 г.) [11].

Другим немаловажным компонентом инклюзивного образования слабослышащих детей в «Школе-интернате № 25» является деятельность кружков различных тематик. В данной образовательной организации существуют кружки следующих направлений: техническое; эколого-биологическое; туристическо-краеведческое; спортивное; художественно-эстетическое.

Детей с дефектами в развитии необходимо вовлекать в различную деятельность, что благотворно сказывается на становлении личности. Занимаясь в кружках по интересам, обучающиеся с различными образовательными потребностями получают навыки, необходимые в обществе. Помимо учебной деятельности и занятий в кружках инклюзия также осуществляется при сотрудничестве школы с другими учреждениями и организациями, а также во взаимодействии с родителями. Обучающиеся школы-интерната регулярно посещают театры, библиотеки, спортивные комплексы и другие культурно-досуговые организации. Взаимодействие родителей и детей реализовано за счет участия родителей в семейных и традиционных школьных праздниках. Естественно, что степень активности детей в досуговых и иных мероприятиях разная, так как у каждого разный уровень нарушений здоровья и имеются свои личностные особенности.

Таким образом, обобщив теоретические знания и практический опыт, можно сделать вывод, что специализированные школы-интернаты — это наилучший вид образовательных организаций для инклюзивного обучения слабослышащих детей: в специализированной школе-интернате гораздо больше условий для создания инклюзивной образовательной среды, каковые чаще всего отсутствуют в обычных общеобразовательных школах. Инклюзивное обучение — одно из важнейших направлений политики государства в области образования. Задача образовательных организаций — создать такую среду, в которой ребенок с дефектом развития обучается, по мере своих возможностей, среди детей, которые не имеют отклонений. Эффективная организация «включенного» обучения детей с ОВЗ позволит им в дальнейшем успешно войти в социум, а также развивает морально-нравственные качества и толерантное отношение к людям у обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений здоровья.

Литература:

  1. Андреева А. С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья//Сибирский учитель. — 2010.№ 2
  2. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными нуждами.
  3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. — М., 2008.
  4. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва): МГППУ, 2011.
  5. Легенчук Д. В. Нормативно — правовые основы социально — педагогической деятельности. Москва: Изд-во РАЕ, 2014. — 364 с.
  6. Легенчук, Д. В. Социально-педагогическая работа с детьми- инвалидами/Д. В. Легенчук //Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в регионе: Материалы региональной научно-практической конференции. — Курган, 2009.- С.110–111.
  7. Тимохина Т. В. Инклюзивно ориентированное образование //Перспективы науки и образования. — 2014. № 5.
  8. Учебный план 1–10 классов Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25 II и V видов» на 2015– 2016 учебный год
  9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  10. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] URL: http://news_enc.academic.ru/6863/Инклюзивное_образование
  11. Региональная инновационная (пилотная) площадка [Электронный ресурс] URL: http://интернат25.рф/innovacionnaja_dejatelnost/
Основные термины (генерируются автоматически): слабослышащих детей, инклюзивного образования, образования слабослышащих детей, инклюзивного образования слабослышащих, Инклюзивное образование, обычных общеобразовательных школах, условиях инклюзивного образования, обучения детей, образование слабослышащих детей, инклюзивного обучения, обучения слабослышащих детей, обучение слабослышащих детей, стойким поражением слуха, интегрированного обучения, институт инклюзивного образования, Особенности инклюзивного образования, основу инклюзивного образования, процесса обучения детей, кохлеарной имплантации, общего инклюзивного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос