Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.11.2017

Статья просмотрена: 1672 раза

Библиографическое описание:

Кашинская, О. В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О. В. Кашинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46199/ (дата обращения: 05.08.2020).



В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, системный подход, комплексное сопровождение, потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение литературных источников позволило выявить отечественных и зарубежных авторов, работы которых посвящены семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются семьи в социальной, бытовой, пространственной, культурной среде, а также в процессе обучения в образовательной среде, отражены в трудах Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, А. Р. Маллера, Р. В. Овчаровой, М. П. Краузе, М. Селигмана, Р. Дарлинг, М. Л. Шипицыной, Л. И. Солнцевой, Н. Ш. Тюриной и др.

В научно-исследовательских и методических трудах авторы предлагают определенные методы и методики работы с детьми и родителями в условиях специального образовательного учреждения (В. В. Ткачевой, И. Ю. Левченко, М. Л. Шипицыной, С. Д. Забрамной).

Обзор литературных источников показал, что значительно в меньшей степени изложены технологии работы с семьей именно в условиях инклюзивной образовательной организации. Несомненно, должное внимание уделяется инклюзивному образованию, основанному на гуманистическом подходе, который предполагает свободу выбора, места и способа обучения для ученика с ограниченными возможностями здоровья и его родителей [1.

Ведется основательная работа в области исследования обучения детей в условиях инклюзивной образовательной организации многими учеными и специалистами, однако, система работы с семьей в условиях инклюзивной образовательной организации изложена фрагментарно, отдельно по различным направлениям.

В работе с семьей мы придерживаемся структурно-системного подхода, который отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности; «относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении» [4. Педагогическое взаимодействие с родителями детей с особыми образовательными потребностями, привлечение семьи к образовательному процессу должно носить системный характер. Системный подход предполагает комплексность, т. е. работа команды педагогов школы (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, тьютора, классного руководителя, педагога-организатора и других участников) должна строиться на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Все участники (педагоги, родители, обучающиеся) объединяются общей целью достижения максимально благоприятного результата в развитии, адаптации, социализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности.

На этапе констатирующего эксперимента нашего исследования была разработана модель комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивной образовательной организации, отражающая системно-структурный, комплексный подход к сопровождению семьи. Определены условия ее эффективности. Данная модель предполагает максимальное удовлетворение потребностей родителей и эффективное решение существующих проблем в семье. Стратегией реализации данной модели является ориентирование на положительный результат, отражающий готовность родителей к самостоятельным действиям в разных жизненных ситуациях (рис.1).

Взаимодействие специалистов школы и семьи — это совместное установление целей, планирование дальнейшей работы, определение ресурсов, сил и возможностей семьи, мониторинг результатов совместной работы, прогнозирование новых целей и задач. Перед специалистами стоят задачи привлечения семьи к коррекционно-развивающему процессу, формирование компетентности родителей, а также оказание им психологической помощи [6.

Конкретные формы работы с семьей зависят от индивидуальных особенностей каждой конкретной семьи, ее проблем, потребностей, которые выявляются с помощью наблюдения, бесед, анкетирования. В литературных источниках представлены формы работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: индивидуальные беседы, консультации, родительские тренинги, индивидуальные и групповые занятии с детьми с участием родителей, проведение совместных праздников, конкурсов, мероприятий [2, 3, 5.

Оптимальному личностному развитию ребенка, устранению различных проблем у родителей, активизации семейных ресурсов способствует своевременно оказанная социально-психолого-педагогическая помощь и поддержка семье посредством реализации Модели по комплексному сопровождению семей.


Рис.1. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации

Литература:

  1. Кашинская О. В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Вестник науки и образования № 5 (29), 2017, С.97
  2. Левченко, Ирина Юрьевна. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.: ил., табл. — Прил.: с. 201–239. — Лит.: с. 190–200.
  3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 527с.: ил., табл. — (Коррекционная педагогика). — Прил.: с.145–514. — Лит.: с.515–527.
  4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. С. 98
  5. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. — М.: Издательство «Книголюб», 2007. — 144 с. (Специальная психология.).
  6. Тюрина Н. Ш. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Н. Ш. Тюрина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 4 (46) Часть 3. — С. 102–103.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивная образовательная организация, комплексное сопровождение семей, ребенок, семья, инклюзивное образование, образовательный процесс, системный подход, форма работы, модель.


Ключевые слова

инклюзивное образование, системный подход, комплексное сопровождение, потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Инклюзивное образование в условиях современной...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

– разработка концепции включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Похожие статьи

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская Федерация, специальное образование, школа, Областная целевая программа.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Инклюзивное образование в условиях современной...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

– разработка концепции включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Задать вопрос