Выбор будущей профессии – ответственный шаг
Автор: Барышникова Анна Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.12.2017
Статья просмотрена: 185 раз
Скачать Спецвыпуск Краевые инновационные площадки. Хабаровский край (pdf)
Библиографическое описание:
Барышникова, А. В. Выбор будущей профессии – ответственный шаг / А. В. Барышникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3000/ (дата обращения: 19.11.2024).
Выбор будущей профессии первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. С этой целью создана в колледже система профориентационной деятельности, для эффективного формирования конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Концепция содержит характеристику рынка труда в области машиностроения, систему профориентационной деятельности, организационную структуру управления, методы и технологию формирования профессионального самоопределения будущего рабочего и программу профориентационной работы, которые являются стратегией колледжа по построению профориентационной работы.
Одним из востребованных в образовательной сфере направлений профориентационной деятельности сегодня является проведение PR-мероприятий по продвижению и повышению престижа профессий образовательных учреждений, рабочих профессий во взаимодействии с организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации.
В рамках учебно-производственного кластера «Авиастроение» с целью популяризации учебных дисциплин технического профиля, движения WorldSkills, повышения мотивации школьников к выбору рабочих профессий и приобщения их к достижениям машиностроительной отрасли авиастроительным колледжем организуются профильные смены в дни каникул.
Каникулярная предпрофильная школа знакомит учащихся 5-9 классов с миром рабочих профессий предприятий города и края. На выбор школьникам предлагаются занятия, формирующие общеразвивающие компетенции. Реализация программ профильного обучения (Программа элективных курсов) включает в себя 4 модуля: «Экономикс», «Металл раскрывает секреты», «PRO-электричество», «Мастер-шеф». Модули тьютор-кейса помогают в профессиональном самоопределении учащихся школ.
Основной цельюмодулей является формирование у учащихся личностной готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, а также выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.
Задачи тьютер-кейсы помогают решать следующие подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения после окончания школы и в перспективе – будущей профессии; расширение знаний учащихся о мире профессий, возможностях подготовки к ним, формирование представления о профпригодности и компенсации способностей; обучение учащихся выявлять соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; формирование у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях; а также обучение планированию профессиональной карьеры; помощь учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения в выборе профессионального пути с учётом психофизиологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; развитие профессиональных интересов и склонностей; профессиональное консультирование; и наконец, знакомство с состоянием рынка труда и рынка профессий региона, перспективами трудоустройства и профессионального роста.
Модули реализуются как профессиональные пробы, которые помогают сделать первые шаги в профессии и показать ее достоинства.
Школьникам интересно работать на высокотехнологичном оборудовании и станках, проэмуляторах, побывать в роли «профессионала» с инструментом в руках, разработать и представить проект и даже провести свое исследование.
Познакомимся поближе с каждым модулем программы. Модуль «Экономикс» представлен в форме интеллектуальной экономической игры.
Правила просты, их можно дополнять по своему усмотрению. Итак, правила игры: в игре участвуют 3 команды-семьи в соответствии со своими предпочтениями. Сначала необходимо обсудить ответ в своей семье, затем ответить. За правильный ответ – получить можно монету.
В первом туре «А знаете ли Вы?» предложены вопросы, связанные с экономикой. Например: Что такое доход? Из чего состоит доход семьи? Что такое расходы?
Во втором туре «Финансово-экономическая шарада» школьники должны отгадать в каждой строке зашифрованное слово, которое имеет отношение к экономике, расшифровать спрятанный экономический термин. Например, ион + царек = владелец акции; тон + краб = несостоятельный должник и др.
В третьем туре «Финансово-экономические задачи» школьники должны решить задачи. Например, молодая семья откладывает каждый месяц по 2 тыс. рублей на покупку холодильника. Через сколько времени семья сможет его купить, если холодильник стоит 26 тыс.?
В четвертом туре «Проблема выбора» школьники помогают составить меню в школьной столовой на 70 рублей. Заключает игру тур «Продовольственная корзина», когда из предложенных продуктов необходимо выбрать те, которые, по-вашему, мнению, входят в продовольственную корзину российского потребителя.
В каждой семье бывает такая ситуация, когда необходимо отложить денежные средства на поездку на отдых, на покупку дорогостоящего товара. В туре «Семейная копилка» каждой семье необходимо предложить варианты экономии семейного бюджета.
Программа тьютер-кейсов предлагает модуль «Металл раскрывает секреты». Маленькая мастерская раскрывается перед школьниками во время проведения данного модуля. Сначала в форме фото-опроса дети знакомятся с правилами техники безопасности, без которых не обходится ни одно производство, затем узнают виды металлорежущего инструмента и станочный инструмент.
Например: Металлорежущий инструмент – это орудие производства для изменения формы и размеров обрабатываемой металлической заготовки путём удаления части материала в виде стружки с целью получения готовой детали или полуфабриката.Различают станочный и ручной металлорежущий инструмент: резцы, фрезы, протяжки могут посмотреть и познакомится, как изготавливается деталь и на металлорежущих станках.
Основной частью модуля является работа по подгруппам на фрезерных, сверлильных, шлифовально-заточных и токарно-винторезных станках.
Модуль PRO-электричество» знакомит школьников с самой древнейшей профессией. И это – электромонтер.
Сегодня вспомним все о токах – заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы и нагревания проблемы.
Ученых, чьи умы и руки оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы, Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем, мы с пользой время проведем!
Школьники начинают разговаривать на ты с электричеством через простые загадки. Например:
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это ... (электричество)
Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз – и день включу. (выключатель)
Все мы знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно. Однако в повседневной жизни, в уютной домашней обстановке мы, порой, забываем, что электричество из надежного друга может легко превратиться в смертельного врага, особенно если мы не следуем правилам электробезопасности.
После теоретического задания переход к практическому с помощью электронного средства обучения (ЭСО) «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория» собирают схемы.
Практическая часть модуля самая сложная и проходит она в электромонтажной мастерской. Ребятам необходимо произвести монтаж необходимого оборудования, провести соединительные провода, прозвонить схему с помощью мультиметра и проверить на работоспособность, включив ее в сеть.
По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского:
Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электротехнике, подарившей нам столько открытий, освятившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, смелых рук и любознательной натуры! Так –запускайте свой «вечный двигатель» и вперед!
Самый вкусный модуль «Мастер-шеф», который знакомит с миром и секретами кулинарии. Так начинается искусство работы с соленым тестом. «С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям. В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье».
Затем школьники приступают к изготовлению корзинки с обязательным соблюдением техники безопасности. Пока выпекается корзинка, дети играют в викторину «Волшебная шкатулка». В заключение занятия из остатков теста плетутся ободок и ручка. Их подсушивают в духовке и приклеивают к корзинке.
Программа элективных курсов (тьютор-кейсы «Карьера будущего авиастроителя»), разработанная для школьников 9-х классов после апробации откорректирована путем расширения спектра тематики элективных курсов. Данная программа элективных курсов вошла в состав предпрофильной и профильной школ.
Очень важным результатом внедрения тьютор-кейсов можно считать выполнение контрольных цифр приема в 100% объеме, и все образовательные учреждения города в процентном объеме охвачены по реализации элективных курсов. Также внедрение предпрофильной и профильной школы является повышение имиджа образовательного учреждения.
Колледж занял первую строчку в рейтинге эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций Хабаровского края. При этом рассматривалась деятельность двадцати четырех профессиональных образовательных учреждений края. Проведенный мониторинг приоритет отдавал образовательному процессу, особое место уделялось социальной и воспитательной работе не только с обучающимися лицея, но и школьниками.
Проведение элективных курсов на базе Губернаторского колледжа будет способствовать ранней профориентации учащихся, а дальнейшее создание открытой тренировочной площадки для участия в чемпионатах WorldSkills позволит повысить уровень качества выпускников профессионального образования.
Литература:
- Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов. – Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
- Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т. Л. Павлова. – М: ТЦ «Сфера», 2005.
- Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. – Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
- Пряжников, Н. С. Игровые профориентационные упражнения / Н. С. Пряжников. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 56 с.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004.
- Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 1997. – 284 с.