Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь
Автор: Демура Марина Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.12.2017
Статья просмотрена: 111 раз
Скачать Спецвыпуск Краевые инновационные площадки. Хабаровский край (pdf)
Библиографическое описание:
Демура, М. Ю. Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь / М. Ю. Демура. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3003/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, поэтому актуальной является задача создания целостной гибкой системы непрерывного профессионального образования, которая бы эффективно решала задачи социально-экономического развития страны, поскольку «многие граждане, сегодня не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы им иметь достойную зарплату, развиваться, строить карьеру» [1].
С целью решения поставленной задачи необходимо, как отмечает В. В. Путин: «Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 – 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд – на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников» [1].
Как решить поставленную задачу в условиях города?
На наш взгляд, эффективная организация профильного обучения должна строиться на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества школ с учреждениями профессионального образования. Примером такого сотрудничества может служить открытие в апреле 2016 г. краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ «Хабаровского автодорожного техникума» по теме «Развитие механизмов и форм совместной деятельности организаций в условиях учебно-производственного кластера «Транспорт».
Учитывая данные мониторинга потребностей обучающихся школ в получении среднего профессионального образования, профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих проведено ряд мероприятий:
– сформирована программа старшей ступени общего образования с учетом интеграции специального подготовительного курса, профессиональной подготовки за счет часов на профильное обучение, внесены предложения о совершенствовании содержания и организации образовательного процесса;
– разработано содержание базового подготовительного курса для профессий, специальностей, программ профессиональной подготовки, реализуемых техникумом, организовали проведение профориентационной работы.
Формирование учебно-производственного кластера «Транспорт» поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования – позволит готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.
Отправной точкой взаимодействия школы МОУ СОШ №3 и техникума стало создание системы предпрофильной подготовки, которая работает с сентября 2016 г. в старшей школе в 8-10 классах введена дисциплина «Автодело». Организовано профильное обучение: у обучающихся 11 классов реализуется рабочая профессия «Водитель автомобиля». Их цель – познакомить будущих студентов техникума со специальностями технического профилей. Особое внимание здесь должно быть уделено предпрофильному обучению, осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования, которое должно быть направлено на формирование у обучаемых профессионально-значимых компетенций. Важно, что читают дисциплины курса, преподаватели и мастера производственного обучения техникума.
Принимая во внимание тот факт, что сегодня Хабаровский край – площадка для освоения особой экономической зоны (ОЭЗ), приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ необходимыми специалистами.
Эту задачу успешно решает Хабаровский автодорожный техникум. В настоящее время техникум готовит специалистов по направлениям: техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта, что продиктовано потребностью ОЭЗ.
Поскольку интеграция общего и среднего профессионального образования нацелены на профессиональное самоопределение обучаемых, использование кадрового и технологического потенциала Хабаровского автодорожного техникума позволит расширить возможности выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории с учетом его будущей профессии, обеспечит его социализацию.
Открытие краевой инновационной площадки «Развитие механизмов и форм совместной деятельности организаций в условиях учебно-производственного кластера «Транспорт»тесно связано с одной из проблем современного школьного образования – у обучающихся (особенно юношей) мало проявляется потребность к труду, слабо развиты трудовые навыки. Поэтому, на наш взгляд, в рамках учебно-производственного кластера актуальны такие формы работы, как мастер-классы преподавателей и специалистов автотранспортных предприятий города, участие школьников в таких мероприятиях как: «День профориентации», защита исследовательских работ учащихся на базе ХАДТ, участие в предметных олимпиадах, конференциях, проводимых на базе Хабаровского автодорожного техникума.
Наш проект нацелен на то, чтобы в условиях учебно-производственного кластера у школьников, работающих в режиме партнерства с техникумом, формировались исследовательские компетенции, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования.
Обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников, формирование у них практических умений и навыков проведения исследования, развитие интереса к познанию науки, к познанию процессов и явлений природы, позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик – учитель – специалист».
Функционирование научно-педагогического сообщества строится и предполагает дальнейшую работу на основе взаимодействия методических объединений школы с предметно – цикловыми комиссиями Хабаровского автодорожного техникума, что позволит готовить обучающихся к конкурсам учебно-исследовательских работ.
В связи с вышесказанным, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно — координация образовательной траектории школьника с учетом его будущей профессии и изменяющихся социально-экономических условий города, региона.
Уже сейчас можно говорить о некотором опыте. Изучение мнения родителей и обучающихся показывает, что обучающиеся обосновывают свой выбор так: 83% опрошенных считают, что сумеют трудоустроиться в развивающейся особой экономической зоне, 15% уверены, что среднее профессиональное образование – хороший старт для получения высшего по выбранному направлению в ВУЗе по заочной форме (при этом срок начала трудовой деятельности резко сокращается), 2% среди опрошенных продолжают семейные профессиональные традиции.
По результатам опроса можно сделать вывод, что снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на выборе выпускниками школ технического направления профессиональной деятельности.
Проектируя новое направление в деятельности школ-участников инновационной работы, мы предполагаем, получить следующие результаты:
профессиональное самоопределение учащихся школы будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции основного общего образования со средним профессиональным;
предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе Хабаровского автодорожного техникума, что повысит конкурентоспособность выпускника школы, практически освоившего одну из рабочих профессий;
выпускникам будет обеспечен высокий уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам, запросам социума, интересам самого обучаемого;
школа и техникум обретут опыт работы в условиях сетевого партнерства, что является потенциалом инновационного развития нашего города.
Таким образом, работа краевой инновационной площадки направлена в конечном итоге на «воссоздание рабочей аристократии»; но то, чтобы сформировать у обучающихся потребность к труду, закрепить в сознании учащегося мысль о том, что «давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования.
Сегодняшний рабочий – это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка – квалификация рабочего, его кругозор, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности.
Литература:
- Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / Путин В. В. Режим доступа: URL: http://moscow-post.ru.