Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.10.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Чаплыгина, В. Н. Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы / В. Н. Чаплыгина, И. В. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118098/ (дата обращения: 16.12.2024).



Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества

Феликс Адлер

Президент РФ В. В. Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию объявил о создании нового национального проекта: «В 2030 г. в стране будет 8,3 млн. граждан в возрасте от 20 до 24 лет, а в 2035 г. уже 9,7 млн. Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направлен новый национальный проект — «Кадры» [1] — сказал он.

Федеральные государственные образовательные стандарты школьного образования определили новые подходы к образованию и организации интегрированного профориентационно-воспитательного процесса, перехода к инновационным формам организации обучения старших школьников.

Развитие современного общества диктует и определяет новые подходы к образованию и организации интегрированного профориентационно-воспитательного процесса, перехода к инновационным формам организации жизнедеятельности не только от учителей, но и от родительского сообщества. Современные реалии таковы, что учителя школ должны пересмотреть взаимоотношения с родителями, дать им возможность быть максимально вовлеченными в воспитательный процесс. Безусловно, для этого необходимо не только использовать разные формы взаимодействия, но и придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, сотрудничать с ними [2, с. 103].

Одной из задач деятельности родительского сообщества является обеспечение поддержки профориентационного выбора учеников. При этом данную поддержку должны оказывать сами родители путем поиска эффективных форм их привлечения к деятельности школьной образовательной организации. К сожалению, в настоящее время большинство старшеклассников не имеют четкого представления о своем будущем в сфере карьеры и дальнейшего трудоустройства после окончания школы. У них не имеется общей достаточной информации о той или иной профессии, работодателях в определенных сферах деятельности, требованиях, предъявляемых к кандидатам на различные должности и возможностях, которые даются этими профессиями.

В современных условиях школьного образования, учитывая новые требования и задачи, которые ставит перед родителями государство и общество, считаем целесообразным, на наш взгляд, использовать такую новую форму работы с учащимися школы как «Родительская мастерская. Путь к профессиональному успеху», образованную через призму активной формы сотрудничества родителей, педагогов и детей.

Цель такой формы сотрудничества родителей, педагогов и детей очевидна — обогащение компетентности родителей в вопросах взаимодействия со старшими школьниками, повышение статуса родителей, получение удовольствия от профориентационной деятельности, которую сможет реализовать каждый родитель, вовлеченный в данный проект посредством взаимодействия взрослых участников данных мастерских и детей.

Считаем, что совместная профориентационная деятельность учителей, детей и родителей в рамках реализации «Родительских мастерских» расширит и обогатит представления учащихся о той или иной профессии и поможет сделать обоснованный выбор в пользу какой-либо профессии.

Безусловно, в данном проекте родители не могут остаться в роли пассивных наблюдателей, а будут выступать в качестве активного участника профориентационно-воспитательной деятельности. Совместно с учителями школы, выступающими в качестве экспертов при проведении отдельным мастер-классов, по некоторым вопросам реализации программы родительское сообщество должно выбрать направление совместной профориентационной деятельности с детьми в соответствии с их интересами, уровнем образовательного восприятия.

В рамках реализации «Родительской мастерской «Путь к профессиональному успеху» предполагается формирование у старшеклассников (8–11 класс) улучшение и повышение профессиональных качеств. В рамках данного проекта родители, входящие в родительское сообщество отдельно взятой школы, предоставляют возможность с помощью личного примера познакомиться с потенциально-востребованными в современном обществе профессиями, а также расширить представления и повысить уровень знаний и навыков, которые помогут старшеклассникам с профориентационным определением.

Основной аудиторией проекта, как нам представляется, являются старшеклассники. Проект предусматривает как сами профориентационные мероприятия, проводимые родительским сообществом на территории образовательного учреждения, так и выход учащихся на экскурсии в учреждения, где работают представители родительского комитета. Также считаем интересным создание на базе школы «пресс-службы» из учеников старших классов, которые будут брать интервью у представителей родительского сообщества и представителей родительских комитетов классов школы на их рабочих местах с целью формирования видеобанка «Ярмарки профессий» и создания печатного издания школы.

Считаем, что данная форма вовлеченности родительского сообщества в профориентационно-воспитательный процесс позволит старшеклассникам получить навыки и способности по участия в данных мероприятиях, которые последствии пригодятся им при выборе профессии.

Данный проект предполагает проведение профориентационных мастер-классов родителями, где старшеклассники будут погружены в процесс познания себя и своего места в мире профессий. Основная идея мастерской — все способны учиться и правильно выбрать свой профессиональный путь в результате постоянной работы над собой, правильно используя свой потенциал. Проект поможет организовать профориентационную деятельность родительского сообщества по ознакомлению старшеклассников с профессиями настоящего времени, а также окажет содействие в построении успешной карьеры в будущем, а также познакомит с учреждениями, осуществляющими свою деятельность на территории Орловской области, а также с высшими учебными заведениями Орловской области.

В рамках проекта планируются следующие мероприятия:

— повышение осведомленности старшеклассников об определённых профессиях, в которых задействованы представители родительского сообщества школы;

— проведение мастер-классов, круглых столов, нетворкинга, тимбилдинга, деловых игр, с целью определения профориентационной направленности;

— на финальном этапе проекта — организация круглого стола на тему «Построение карьеры молодым специалистом»;

— улучшение лидерских качеств старшеклассников и их эмоционального интеллекта.

Инновационность проекта заключается в использовании именно родителями родительского сообщества и родительских комитетов классов школы в определенной степени проблемного обучения. Новые знания в «Родительской мастерской» будут «выращиваться» непосредственно на рабочих местах представителей родительского сообщества, поэтому полученные о профессиях знания оказываются «прожитыми» старшеклассниками воочию. Благодаря этому у старшеклассников формируются коммуникативные качества, так как в процессе обучения именно старшеклассники являются субъектами, активными участниками профориентационной деятельности.

Резюмируя сказанное, отметим, что «Родительская мастерская» — это оригинальный способ организации профориентационной деятельности старшеклассников через личный пример их родителей при участии учителей. При этом родители, как руководители мастер-классов инициируют поисковый, творческий характер деятельности старшеклассников. «Родительская мастерская — это путь из неопределённости в понимание, что позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Литература:

  1. Владимир Путин заявил о запуске четырёх новых национальных проектов // https://ac.gov.ru/news/page/vladimir-putin-zaavil-o-zapuske-cetyreh-novyh-nacionalnyh-proektov-27737?ysclid=m1tum0r62p383469308
  2. Кудряшова Н. А. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 101–104.
Основные термины (генерируются автоматически): родительское сообщество, профориентационная деятельность, родитель, старшеклассник, интегрированный профориентационно-воспитательный процесс, национальный проект, Орловская область, профессиональный успех, совместная профориентационная деятельность, современное общество.


Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос