Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 13749 раз

Библиографическое описание:

Подосичная, А. В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении / А. В. Подосичная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2959/ (дата обращения: 27.04.2024).



На сегодняшний день, в области педагогики нет четкого определения для понятия «нравственного воспитания». В переводе с латинского языка слово «нрав» является синонимом морали. Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее моральный облик.

Как отмечает Харламов И. Ф. «Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [8, с.201].

Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы [6].

Основными показателями того, что в человеке развит высокий уровень нравственности является его поведение, убеждения, моральные принципы, жизненно важные ценности, а также действия в отношении к знакомым и незнакомым людям.

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное учреждение, семья и педагоги

Период дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка. При взаимодействии с родителями ребенок также осваивает общественные нормы и образцы нравственного поведения. Подражая родителям, ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне семьи. Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный возрастной период. Внимательное и ответственное отношение родителей к своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее интенсивно и продолжительно.

Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.

Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный. Н. И. Болдырев отмечает, «что целостный подход к нравственному формированию школьников достигается в том случае, если процесс нравственного воспитания основывается на единстве познавательной, эмоционально-волевой и практической деятельности». [8, с. 43].

Чтобы формирование нравственных качеств происходило наиболее полноценно, «В. Т. Чепиковым были выделены и обоснованы следующие этапы процесса нравственного воспитания:

  1. Стимулирование активности воспитанников и формирование потребностно-мотивационного компонента нравственных качеств.
  2. Организация морально-познавательной деятельности воспитанников по усвоению нравственных знаний и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности.
  3. Организация практической деятельности и общения воспитанников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств» [9, с.53].

О. М. Воронцова указывает на то, что «формирование высоконравственной личности неизбежно связано с рассудочно-рациональным отношением к требованиям общественной морали и конструированием элементов структуры индивидуального нравственного сознания, а именно: знание и принятие моральных принципов, норм, нравственных идеалов, понятий, убеждений, чувств» [5, c.30]

По мнению Ю. К. Бабанского «Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений школьников. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения» [2, с.62].

Основные базовые нравственные качества, которые формируются в процессе нравственного воспитания ребенка, это: нравственное сознание, нравственное поведение, нравственные чувства.

Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, в процессе взаимодействия со своим окружением, куда входят взрослые и сверстники, ребенок приобщается к социальным нормам поведения. Через общение со своим социальным окружением, у ребенка постепенно вырабатываются привычные нормы нравственного поведения, нарушение которых вызывает у него негативный эмоциональный отклик, это дает толчок к рассудочному осмыслению своих поступков в будущем. Еще одним фактором который способствует закреплению нравственного образца у ребенка, это его притязание на признание со стороны значимого взрослого.

Во время того, как у ребенка происходит процесс усвоения нравственных норм, несоответствующее этим правилам поведение, будет вызывать у него различные негативные чувства в виде стыда и огорчения, а также наоборот соответствие им, вызовет положительные чувства как радость, гордость.

Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и тот побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.

Как указывает Ю. К. Бабанский, «нравственные чувства, нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубоко личностную окраску. Они дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность». [2, с.65].

Чтобы нравственные чувства смогли сформироваться у ребенка, педагогам рекомендуется включать учащихся в такие ситуации, где они смогут испытать чувства сострадания, проявить соучастие по отношению к другим людям, животным, а также ощутить тонкие чувства к эстетической красоте природы.

О. М. Воронцова считает, что «важным является выделение показателей, уровня развития нравственного сознания личности: умение видеть, вычленять и принимать нравственную сторону действительности; понимание нравственных мотивов и результатов поступков; умение предвидеть в нравственном плане последствия своих поступков для других людей; принятие нравственных норм и ценностей» [4, c.31].

По мнению И. Ф. Харламова «Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения». [8, с.205].

В своей работе по формированию нравственности у детей, каждый педагог может использовать различные формы и методы воспитания.

В. А. Сластенин систематизировал методы нравственного воспитания по следующим группам: методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, этическая беседа, положительный пример), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания коллизийных ситуаций, метод контроля, переключение), методы стимулирования поведения и деятельности (одобрение, осуждение, требование) [7].

По мнению Л. И. Рувинского, «результат нравственного воспитания и нравственного формирования — нравственные качества и свойства личности — является совокупным результатом и не разделяется в личности по отдельным «отсекам». Если мы получаем в нравственном воспитании запланированный результат (нравственные качества и свойства личности), то тем самым направляем конечное влияние на личность и неорганизованных воздействий, иначе говоря, определяем получение конечного результата всего процесса формирования личности, конечно, в ограниченном объеме в аспекте задач воспитания» [6, с. 22].

Л. И. Рувинский подчеркивает роль самовоспитания как результат усвоенных ребенком нравственных привычек и правил, «каждому возрасту в силу присущих ему уровня осознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны определенные возможности и особенности самовоспитания» [6, с. 54].

Развивая навыки самовоспитания ребенка, педагогам следует учитывать возрастное развитие самосознания.

В младшем школьном возрасте, уровень самосознания еще достаточно неразвит, для закрепления нравственных привычек следует использовать игру, сказку, разъяснения с использованием наглядного материала. Л. И. Божович подчеркивает то, что «формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает прежде всего школа и правильно организованный школьный коллектив [3, с. 37].

Направляя подростков к нравственному самовоспитанию, следует учитывать, что лучше всего в этом возрасте будет усваиваться та информация, которую можно использовать для развития в себе конкретных нравственных качеств.

Работая с учащимися юношеского возраста следует использовать и теоретическую и практическую информацию о нравственности, высокий уровень самосознания в данном возрасте позволяет ее усваивать в полном объеме. Рекомендуется также использовать половое воспитание, для того чтобы развить у учащихся этическое отношение к противоположному полу, к семейным ценностям.

Ю. К. Бабанский указывает на то, что «преемственность в нравственном воспитании школьников разных возрастных групп осуществляется в нескольких основных направлениях: в развитии нравственных представлений, суждений, оценок; в формировании опыта нравственных отношений в системе коллективных связей и зависимостей; в развитии все усложняющихся форм нравственного сознания и поведения; в обогащении моральных чувств социально ценным содержанием» [2, с. 75].

Половое воспитание будет эффективным в том случае будет осуществлена реализации таких задач, как: «воспитать чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми разного пола за каждый поступок, воспитать убеждение в том, что и в сфере интимных отношений человек не может быть независим от общества; воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправие отца и матери в семье, рождение детей, сознательное и ответственное отношение к их воспитанию как к своему долгу перед обществом, пред своими родителями и перед самими детьми; воспитать способность понимать других людей и чувство уважения к ним, не только как к людям вообще, но и как к людям вообще, но как к представителям мужского и женского пола, способность учитывать половые особенности в процессе совместной деятельности; выработать понятие хорошего и плохого в сфере этих отношений; выработать правильное понимание взрослости — ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств; выработать критическое отношение к неверным установкам молодых людей в отношении к другому полу — негативизму, потребительству и т. д». [2, с.112].

Чтобы нравственное воспитание детей было наиболее успешно, необходимо учесть следующие условия: 1) обучение нравственным нормам должно быть на высоком уровне; 2) необходимо учитывать уровень развития детей и педагогов; 3) воспитательная работа должна совершаться планомерно; 4) объединенное требование общественности, семьи и школы; 5) должны учитываться индивидуальные, а также возрастные характеристики детей.

«Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно — волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [1, c.269].

Воспитывая нравственную личность, педагогу необходимо в своей работе учесть тот факт, что развитие нравственных качеств ребенка идет неравномерно и наиболее сильнее развивается та сторона, которая наиболее задействована в сфере жизнедеятельности ребенка на данном этапе его жизни.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1980.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский // — М.: Просвещение, 1983
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
  4. Воронцова О. М. Вестн. Ом. ун-та./О. М. Воронцова// 2014. № 1. С. 30–32.
  5. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986
  6. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский // М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981- 184 с.
  7. Сластенин, В. А. Методы воспитания / В. А. Сластенин // Педагогика; под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. — С. 105–125.
  8. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов// М.: Гардарики, 1999. -250 с.
  9. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е. В. Чекина// — Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, норма, ребенок, качество, младший школьный возраст, нравственная воспитанность, нравственное поведение, педагог, формирование, формирование нравственности.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Нравственное воспитание младших школьников...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Методы формирования нравственности у детей... ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие...

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственное воспитание школьников, подрастающее поколение

Формирование нравственных качеств учащихся... В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Современная характеристика нравственной воспитанности...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная... нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие...

Состояние проблемы преемственности воспитания...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Способы формирования нравственных качеств у младших...

Черты характера, основы нравственных качеств закладываются у ребёнка в детстве и формируют впоследствии его поведение. В младшем школьном возрасте перед педагогом и родителями появляются две основные задачи...

Особенности морально-этической ориентации детей младшего...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Нравственное воспитание младших школьников...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Методы формирования нравственности у детей... ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность, нравственное развитие...

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственное воспитание школьников, подрастающее поколение

Формирование нравственных качеств учащихся... В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Современная характеристика нравственной воспитанности...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной...

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная... нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие...

Состояние проблемы преемственности воспитания...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Способы формирования нравственных качеств у младших...

Черты характера, основы нравственных качеств закладываются у ребёнка в детстве и формируют впоследствии его поведение. В младшем школьном возрасте перед педагогом и родителями появляются две основные задачи...

Особенности морально-этической ориентации детей младшего...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Задать вопрос