Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 03.04.2015

Статья просмотрена: 562 раза

Библиографическое описание:

Искакова, М. А. Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования / М. А. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 760-762. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16650/ (дата обращения: 19.04.2024).

Совершенствование образовательного процесса в направлении гуманизации требует творческого подхода к осмыслению понятия преемственности воспитания и путей ее реализации в современных условиях, глубокого анализа исторического педагогического наследия, современной практики воспитания, воспитательных возможностей дошкольного учреждения, школы, семьи; выявления тех позитивных сторон воспитательной работы, которые могут быть перенесены из дошкольного воспитания в школьную жизнь с учетом перспектив дальнейшего целостного, последовательного и преемственного формирования нравственных качеств личности.

Непрерывность формирования нравственных качеств личности может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой, представляющей собой одну из сторон целостного процесса развития личности ребенка. Вместе с тем, обнаруживается противоречие между развивающим и воспитывающим потенциалом преемственности и недостаточным уровнем его использования, в формировании нравственных качеств у детей дошкольного и школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что преемственность в нравственном воспитании необходимо рассматривать как согласованную связь между этапами нравственного воспитания, которая обеспечивает последовательность, поступательность, непрерывность в воспитании нравственных качеств личности, имеющую педагогическую и психологическую основу.

Анализ философско-этической, психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств личности позволил выделить особенности преемственности этого процесса в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. Выявлено, что они обусловлены единством общего и специфического.

К общему можно отнести то, что этот процесс организуется исходя из целей и задач нравственного воспитания.

К специфическому:

1)   дети принадлежат к разным возрастным группам;

2)    по мере взросления содержание, формы и методы обновляются, усложняются, появляются новые средства воспитательной деятельности, присущие новому возрастному этапу;

3)    различны перспективы нравственного воспитания личности;

4)        по мере освоения ребенком нравственных ценностей меняются педагогические пути руководства этим процессом.

Проанализировав современные исследования по проблеме преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, можно прийти к выводу, что все исследования делятся на 3 группы.

Первая группа — исследования, которые посвящены проблемам, преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного образовательного учреждения и школы.

Так, например, Л. М. Зайцева рассматривала преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [1, с. 196].

В своем исследовании она обращает внимание на то, что преемственность есть сложное, целостное образование, закономерное, непрерывное, последовательное, взаимосвязанное чередование ступеней развития ребёнка.

В воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы Л. М. Зайцева рассматривает преемственность как динамичный, непрерывный, целенаправленный, комплексный, системный, перспективный, корректируемый процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребёнка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный к школе период.

Осмысление аксиологических аспектов развития преемственности в воспитании старших дошкольников и первоклассников позволило автору выделить ценностные ориентиры ее осуществления на современном этапе: понимание самоценности детства, необходимости изучения личности ребенка; использование при отборе содержания знаний важнейших закономерностей окружающей среды, доступных наблюдению и познанию детей; реализация воспитательных возможностей различных видов детской деятельности; совершенствование форм и методов воспитания, обеспечивающих поэтапное формирование физических и духовных качеств, удовлетворяющих интересы детей, их стремление к активности, творчеству, самореализации способностей, познанию, социоприродного окружения и взаимодействию с ним; личностно-ориентированный подход и гуманизация воспитания.

Исследователь, основываясь на экспериментальных данных, считает, что общими характеристиками старших дошкольников и первоклассников, являются: активность, стремление к развитию; преобладание когнитивного компонента в отношении к окружающему; стремление выявить существующие в мире связи и зависимости; наглядно-образный характер мышления; преимущество в развитии правого полушария головного мозга; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственных действий; преобладание нравственных мотивов в системе мотивов, личности; интенсивность взаимодействия с природой; эмоциональность; преобладание непосредственно-чувственного восприятия окружающего; становление ребёнка субъектом различных видов; человеческой деятельности, особая значимость игровой деятельности в развитии ребёнка.

По мнению Л. М. Зайцевой преемственность между дошкольным учреждением и школой в экологическом воспитании детей обеспечивается связью, согласованностью и перспективностью задач, содержания, технологий воспитания экологической культуры; экологической компетентностью воспитателей и учителей; единством и последовательностью воспитательных воздействий со стороны педагогов, родителей, социоприродного окружения в целом. Эффективное осуществление преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников своим результатом имеет определенный уровень экологической воспитанности, критериями которой являются экологическая информированность, отношение к социоприродному окружению, опыт экологически целесообразной деятельности:

Ко второй группе можно отнести исследования по нравственному воспитанию и развитию детей;

О. М. Вотинова в своем исследовании рассматривает вопрос формирования эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье [2, с. 23]. По мнению О. М. Вотиновой в дошкольные годы формируются те качества личности, которые становятся в дальнейшем эмоциональной основой для нравственного воспитания. Она считает, что относительно — устойчивые нравственные качества могут быть сформированы у ребенка к семи годам, прочность, устойчивость нравственных качеств личности зависят от механизма положенного в основу педагогического воздействия, а формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от форм и методов воспитательной работы в семье. При организации опытно-экспериментальной работы реализация процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта проходила на основе развития познавательного интереса ребенка к русской народной сказке, которая, как считает исследователь своей формой, содержанием и приемами воздействия на детей соответствует условиям и требованиям к ней как к педагогическому материалу. Интересным содержанием, простой, выразительной формой, живым, образным языком она привлекает внимание ребенка, действует на его чувства, способствует нравственному и эмоциональному воспитанию детей.

В результате исследования О. М. Вотиновой были выделены следующие наиболее эффективные формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию эмоционально-нравственного опыта: занятия, включающие в себе рассказывание сказки, беседу по ней; совместная деятельность педагога с детьми — познавательная, художественно-речевая, театрализованная и самостоятельная деятельность детей — игровая, театрализованная, продуктивная и т. д.; экскурсии; а также игры-упражнения для воспитания гуманного отношения к сверстникам, упражнения на выражение дружеских чувств, симпатий, сочувствия к окружающим, специально подготовленные и естественные ситуации-упражнения с нравственным содержанием, с целью обогащения детей нравственными представлениями на основе реализации имеющихся знаний в деятельности через пробуждение сочувствия, сопереживания, стремлении к оказанию помощи, внимания; приобретения детьми опыта эмоционально-нравственного поведения. В процессе работы по формированию у детей эмоционально-нравственного опыта воспитатели и родители отмечали, что дети переносят игровые ситуации, сюжеты сказок, роли в практику взаимодействия с окружающим миром, подражают и воспроизводят поведение окружающих людей.

Третья группа исследований связана с изучением проблемы воспитания и формирования нравственных качеств личности.

Так, С. А. Ефименкова исследует проблему формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников в процессе изучения курса «Основы православной культуры» [3, с. 189]. Автор выделяет такие нравственные качества как милосердие, послушание, трудолюбие. В ходе исследования была сконструирована модель духовно-нравственного воспитания и определены условия оптимального влиянии православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников.

Личностно-ориентированный подход к формированию нравственных качеств младших школьников рассматривала Ф. М. Сулейманова [4, с.169]. Исследователем была предложена программа, а также выделены следующие факторы, выступающие движущими силами процесса формирования нравственных качеств личности: социальные факторы, отражающие потребности общества, его развитие; социально-педагогические факторы, связанные с развитием системы образования и ее управлением; педагогические факторы, включающие учебно-воспитательный процесс, взаимодействие учителей и учащихся: психолого-педагогические факторы, связанные с интеллектуальной, эмоционально-волевой и» действенно-практической сферами личности.

Таким образом, проведенный анализ научных работ показывает, что многими авторами исследовались различные аспекты нравственного воспитания (формирование эмоционально-нравственного опыта, духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры, развитие и формирование нравственно-волевых качеств, стимулирование и корректировка нравственного воспитания и т. д.) и преемственности (в экономическом, экологическом воспитании, в развитии художественной культуры, творческой направленности личности и т. д.), но до настоящего времени не проводилось комплексных исследований проблем преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

 

Литература:

 

1.      Зайцева, Л. М. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников [Текст]: дис....канд. пед. наук / Л. М. Зайцева — Смоленск, 2001. — 196 с.

2.      Вотинова, О. М. Формирование эмоционально — нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук / O. M. Вотинова. -М., 2005. -23 с.

3.      Ефименкова, С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры» [Текст]: дис....канд. пед. наук / С. А. Ефименкова, Курск, 2004.- 189 с.

4.      Сулейманова, Ф. М. Педагогические условия личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств младшего школьника [Текст]: Дис.... канд. пед. наук / Ф. М. Сулейманова — Москва, 2003.-169 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное качество личности, нравственное воспитание, дошкольное образовательное учреждение, эмоционально-нравственный опыт, воспитательная работа, общеобразовательное учреждение, православная культура, ребенок, формирование, дошкольное учреждение.


Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств...

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Необходимые условия совершенствования...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православный педагог,православное воспитание дошкольников, инновационные формы работы, духовные качества детей,сюжетно-ролевая игра.

Формирование нравственных качеств учащихся...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Воспитательно-образовательный процесс по формированию...

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа воспитателя в дошкольном учреждении достаточно деликатный и требующий особой осторожности процесс.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

ребенок, детский сад, православная культура, праздник, родитель, духовно-нравственное воспитание, дошкольное учреждение, проектная деятельность, волжский, Калачевская Епархия.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

- Индивидуальная работа педагога с детьми. В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания. Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности...

Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств...

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Необходимые условия совершенствования...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православный педагог,православное воспитание дошкольников, инновационные формы работы, духовные качества детей,сюжетно-ролевая игра.

Формирование нравственных качеств учащихся...

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Воспитательно-образовательный процесс по формированию...

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа воспитателя в дошкольном учреждении достаточно деликатный и требующий особой осторожности процесс.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

ребенок, детский сад, православная культура, праздник, родитель, духовно-нравственное воспитание, дошкольное учреждение, проектная деятельность, волжский, Калачевская Епархия.

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

- Индивидуальная работа педагога с детьми. В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания. Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности...

Задать вопрос