Автор: Есенова Марина Олеговна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Есенова М. О. Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 240-243.



Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [6, с. 53].

В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных организациях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие «благо». В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии «ценность» — смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.

Ценности приобретают личностный смысл для индивида, коллектива как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т. д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании [3, с. 124–125].

В процессе нравственного воспитания у младшего школьника на когнитивном уровне формируется определенная система знаний, объединяющая элементарные представления о символах государства, об институтах гражданского общества, о правах и обязанностях гражданина России, о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов [4, с. 251].

Становление системы ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются превращениям, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.

Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.

Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически-деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека.

Нравственность младшего школьника — это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.

Важнейшим средством воспитания ценностных качеств является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Воспитание ценностных качеств включает:

‒ формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

‒ ознакомление с моральными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

‒ превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

‒ формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел. Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого ребенка, особенностей конкретной ситуации. Конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют его поступки [1, с. 214–220].

Чтобы ребенок совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей младшего школьника есть процесс усвоения и переработки моральных ценностей в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора. Именно способность к свободному нравственному выбору составляет функцию этических воспитательных дел.

Таким образом, воспитание духовно-нравственных качеств личности наиболее успешно осуществляется в ходе внеклассной воспитательной работы, где мы ставили задачи:

‒ воспитывать в школьниках чувство самоуважения через добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям;

‒ воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям;

‒ повышать авторитет своей школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики и города;

‒ формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами в соответствии со статусом учащегося школы, жителя Республики Северная Осетия — Алания.

Содержание работы по направлению «Моя школа» включало в себя следующие разделы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

Работа по направлению «Мой город» включала разделы: история жизни города, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

Школьники изучали историю своей малой родины, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно–промышленную деятельность республики, природу, экологические проблемы. Знакомились с интересными людьми, среди которых герои войны, труда, люди искусства и т. п. Изучали народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.

Содержание материала: Россия — наша Родина, Осетия — наша малая Родина, включало: изучение символов государства, культурные особенности народов, населяющих страну; ознакомление с образцами народного искусства, природным разнообразием, основами экологической культуры и др.

В разделе мероприятий «Наша Родина в живописи, песнях и стихах», школьники выполняли различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества и т. п.

Большую помощь в поиске информации оказывали родители. В классе стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, «Славный город Владикавказ и его жители», «Один день из жизни моей семьи», «Из истории родного края», «Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы», «Детство, опаленное войной». Дети совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и городских акциях, таких как «Посылка солдату», «Помощь зоопарку города», «Ветеран живет рядом».

Реализация указанных мероприятий воспитывают чувства патриотизма у младших школьников, уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. У детей формируются стремления к коммуникабельности, самовыражению, самореализации. Развивается у школьников интерес к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России. Вырабатывается уважительное отношение к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре. Появляется интерес к познанию, творчеству, инициативности. Все это обеспечивает воспитание таких духовно-нравственных качеств как честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, ответственность и требовательность к себе.

Духовно-нравственные качества младшего школьника развиваются позитивно в том случае, если совместная деятельность и общение школьников не только общественно значимы, но и основаны на общих для детей ценностях, т. е. значимы для всего класса и для каждого воспитанника. Следовательно, обязательным педагогическим условием является целенаправленное и последовательное наращивание ценностного позитивного социального опыта школьников, нейтрализующего и вытесняющего отрицательные компоненты субкультуры класса.

Логика формирования ценностных качеств включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и актуализация конкретных ценностей в совместной деятельности.

Мы установили, что специфика воспитания ценностных качеств младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.

Благоприятными для развития ценностных качеств детей младшего школьного возраста являются следующие условия:

‒ добровольность участия, активность и самостоятельность детей,

‒ привлекательность содержания деятельности, творчество;

‒ взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого сделаны выводы:

‒ формирование ценностных качеств младших школьников осуществляется наиболее эффективно, если используются современные подходы к формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;

‒ имеет место интегрированный подход к организации внеклассной воспитательной работы;

‒ формирование ценностных качеств осуществляется в ходе работы по всем направлениям внеклассной воспитательной деятельности.

Таким образом, основу воспитательного процесса составляет деятельность как внешнего, так и внутреннего характера. Именно в различных видах воспитательной деятельности формируются и проявляются в той или иной мере духовно-нравственные ценности, и на их основе происходит становление и развитие человеческой личности как таковой.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: учеб. для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Юрайт, 2012. — 314с.
  2. Педагогика: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования /П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус: под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624с.
  3. Практикум по курсу «Педагогика»: Сб. семинарских занятий / Под ред. Н. К. Сергеева. — Волгоград: Перемена, 2003. — 4016с.
  4. Течиева В. З. Нравственно-гуманистическое воспитание личности в условиях поликультурной среды Вектор науки Тольяттинского государственного университета, серия Педагогика и Психология, г. Тольятти, 2013г., С.251–253.
  5. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. — Б., 2003. -415с.
Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьника, ценностных качеств, этических воспитательных дел, воспитания ценностных качеств, нравственных потребностей, личности младшего школьника, духовно-нравственных качеств, нравственных потребностей младшего, Нравственность младшего школьника, Воспитание ценностных качеств, формирование нравственных привычек, формирование устойчивых нравственных, нравственного поведения, ценностных качеств младших, младших школьников, цепь нравственных поступков, развития нравственных идеалов, формирования ценностных качеств, развития ценностных качеств, превращение нравственных знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос