О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Неводова Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/archive/112/28710/ (дата обращения: 15.12.2018).



В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Учителя во все времена оказывали большое влияние на обучение и воспитание школьников. И сейчас роли учителя отводится главное место в образовательном процессе. На него возлагается огромная ответственность за воспитание детей, особенно на учителя начальных классов. Ведь в младшем школьном возрасте формируются все качества личности, которые в дальнейшем определят характер взрослого человека. От того, какими будут наши дети, зависит будущее России. Именно поэтому формирование духовно-нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте имеет первостепенное значение.

Основа нравственных убеждений формируется в детстве и раннем отрочестве. В то время, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка только при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [5, с. 6].

Адамова А. Г. утверждает, что духовно-нравственное воспитание — это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей [1, с. 26].

В младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые включают в себя те или иные моральные нормы. Хотя данные качества еще не сильно выражены. У детей этого возраста еще не в полной мере развито самосознание. Именно поэтому они не могут осознавать свои качества и соотносить их со своими поступками. Зато без труда могут оценить поступки других людей. Только в подростковом возрасте вырабатывается умение видеть причину поступков в самом себе [4, с. 29].

Большое влияние на младших школьников оказывают сказки. Они без труда воспринимаются и усваиваются детьми. Анализ сказочных ситуаций и характера героев способствует формированию образца правильного поведения в жизненных ситуациях. Примером могут служить такие сказки, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван — царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка» и др. Они становятся уроками духовности и нравственности. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина учащиеся делают выводы о том, что за злые поступки следует наказание.

Одной из главных задач учителя является формирование, сохранение и преумножение нравственных качеств личности младших школьников. Ее реализация нереальна только в учебном процессе. Именно поэтому существует внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников.

Учитель и родители своим примером обязаны показывать модель высоконравственного поведения. Если привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности, то она станет более продуктивной и интересной как для ребенка, так и для родителей [2, с. 8].

Существенный вклад окажет помощь родителей в организации поездок, походов, экскурсий, а также участие в мероприятиях и тематических праздниках. Такая деятельность поможет осознать родителям ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. К тому же приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье.

Для того чтобы воспитать в младших школьниках духовно-нравственные качества учителю необходима систематическая работа в данном направлении.

Во внеурочной работе имеется больше возможностей для проведения этических тренингов, бесед, викторин, сюжетных и ролевых игр. Игра способствует усвоению и выполнению воспитанниками норм и правил общественной морали. У них вырабатываются и закрепляются устойчивые привычки поведения. Следовательно, проведение разнообразных игр будет не лишним фактором в работе учителя с младшими школьниками [6, с. 14].

Необходимо проводить мероприятия, которые направлены на знакомство младших школьников с русской культурой, народными праздниками, которые посвящены тем или иным событиям. Они благоприятно повлияют не только на развитие духовно-нравственных качеств, но и на формирование других не менее важных черт личности.

В выборе темы и формы занятий педагогу необходимо придерживаться не только заранее составленного плана, но и конкретных ситуаций, которые складываются в классе. Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.

Предлагаем классный час для 2 класса, направленный на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.

Классный час «Сад доброты».

Цель: развитие у младших школьников духовно-нравственных качеств.

Задачи:

учить отличать добро и зло;

— развивать речь и коммуникативные навыки;

— воспитывать у детей доброе отношение к окружающим.

Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

Дети садятся полукругом. У каждого ребенка должен быть набор вырезанных из бумаги фигурок: дерево, семечко, цветок, капля воды.

— Мы поговорим с вами на очень серьезную тему, а на какую — вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песня кота Леопольда»).

— Кто может назвать тему нашего классного часа? (Доброта.)

— Молодцы. Мы с вами совершим путешествие по миру доброты (учитель показывает рисунок пустыни).

— Ребята, что изображено на этом рисунке? (Пустыня.)

— Давайте попробуем безжизненную пустыню превратить в красивый, цветущий и сад. А сейчас отправляемся в путешествие!

— Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто знает, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)

— Правильно! А теперь скажите, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Леночка, Сашенька.)

— Как вы при этом себя чувствовали?

— А если бы вас точно так же называли и другие люди, вам бы было приятно? (Да.)

— Прежде чем обратиться к какому-либо человеку, мы обязаны подумать, как лучше это сделать. А лучше — это обратиться к нему по... (Имени.)

— Дети, закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, как вы обращаетесь к знакомым. Можете открыть глаза. Если вы обращаетесь к знакомым по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т. е. посадите его в землю.

— Мы посадили семечко, но будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)

— То есть нам нужно отыскать родник, из которого мы бы смогли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам в этом ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

— Теперь вместе подумаем, почему, когда Павлик просил о чем-то в первый раз, ему все отказывали? (Он был не культурным, грубым.)

— Почему же многое изменилось после встречи мальчика со старичком? (Он понял, что нужно быть приветливым, вежливым.)

— Поступать с людьми необходимо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется). Вы согласны?

— Сейчас закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще всего поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.

— Если есть тепло, солнечный свет, и вода, то, что же будет происходить с семечком? (Семечко будет прорастать.)

— Так же происходит и в жизни: если мы сделали что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку. Нельзя передавать игрушку дважды одному и тому человеку).

— Мы с вами убедились в том, что хорошее всегда возвращается добром. Думаю, что после этой игры каждый из вас достоин, выйти к доске и «посадить» свое дерево.

— Еще совсем недавно мы видели здесь один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

— Ребята, у вас еще остались цветочки. Напишите, пожалуйста, в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке черту своего характера.

— Далее переверните цветы и с обратной стороны напишите на каждом лепестке черту характера, какую вы хотели бы видеть в себе.

— Кто назовет свои качества?

— Скажите, что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?

— Можете прикрепить цветы на деревья.

— Дети, у нас получился красивый благоухающий сад. Такой сад будет нести людям пользу и радость. Сегодня мы убедились в том, что человек своими поступками и добрым отношением может пустыню превратить в прекрасный сад.

— А закончим наш классный час доброй детской песней. Она будет пожеланием всем вам. (Звучит песня «Дорогою добра».)

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность — это неотделимая часть образовательного процесса в школе, которая позволяет осуществлять требования федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Особенностями данного компонента процесса образования и воспитания являются возможность предоставления младшим школьникам широкого круга занятий, которые направлены на их развитие, а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием [3, с. 42].

Литература:

  1. Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //Вестник. — 2008. — с. 26.
  2. Лиходей Н. В. Программа воспитательной работы с классом — М., ТЕИС, 2007.
  3. Подласый И. П. Процессы воспитания. Книга вторая. — М., Феникс, 2006. — 67 c.
  4. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
  5. Соловков И. А. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: К 80-летию со дня рождения // Начальная школа. — 1998. — № 9. — С.3–8.
  6. Жукова Н. М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. — М.: МГАУ, 2005. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, классный час, духовно-нравственное воспитание, школьник, качество, младший школьный возраст, Ребенок, качество личности, доброе отношение, образовательный процесс.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Сейчас перед любым учителем и классным руководителем встаёт совокупность противоречий, имеющая отношение к процессу воспитания.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный руководитель, дополнительное образование, актовый зал, особое внимание.

Нравственное воспитание младших школьников...

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Автор: Бозорова Хулкар Турсуновна.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики»...

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности. Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников...

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья...

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ...

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Сейчас перед любым учителем и классным руководителем встаёт совокупность противоречий, имеющая отношение к процессу воспитания.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный руководитель, дополнительное образование, актовый зал, особое внимание.

Нравственное воспитание младших школьников...

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Автор: Бозорова Хулкар Турсуновна.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики»...

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности. Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников...

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья...

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ...

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие...

Задать вопрос