Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 2641 раз

Библиографическое описание:

Бояринова, С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников / С. С. Бояринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42221/ (дата обращения: 13.11.2024).



В настоящее время, как и во все предыдущие этапы человечества, одним из ключевых понятий было воспитание и освоение нравственных ценностей. Нравственные ценности человека позволяют ему самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять реальные перспективы своего развития, а также прогнозировать возможные пути развития и средства их реализации. Нравственные ценности позволяют не только развивать конкретного человека, но и способствует развитию общества.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Именно в это время важно формировать нравственные ценности. Важную роль в этом играет обучение. Весь уклад жизни и ценностей становится иным. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности. В период обучения в школе формируются нравственные понятия, убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения у учащихся [1].

Формирование нравственных ценностей — это целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников в соответствии с общечеловеческими понятиями морали: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом является сформированная нравственно цельная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественного ценного поведения.

Одной из форм формирования нравственных ценностей можно назвать — проектная деятельность.

Деятельность — динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его материальных и духовных потребностей [2].

Основной идей проектно-исследовательской деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, личностно и социально-значимой проблемы. Результатом данной деятельности является проект.

Проект — это комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, который специально организовывается учителем для самостоятельного выполнения детьми специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми. Данный комплекс действий завершается созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации [3].

Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность.

Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей, выполняя четко определенные задачи. Однако А. И. Савенков считает проектирование — творчество по плану и в определенных рамках, т. е. творчество, но не в полной мере [4].

Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся.

Формирование необходимых условий для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т. д.);

‒ Провести подготовку обучающихся по работе с проектом;

‒ Обязательная презентация проекта;

‒ Наличие руководителя и поддержки учителя.

Проект может быть, как коллективным, так и индивидуальный, обязательно проект подчинен общей дидактической задаче и включает в себя разнообразные формы творческой и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на реализацию конкретной идеи.

При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающихся получает не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения. Именно поэтому метод проектов можно включить в список эффективных методов формирования нравственных ценностей. В данном методе уже задействован один из компонентов формирования нравственных ценностей — эмоции.

В помощь обучающемуся можно предложить ведение дневника, в котором можно записывать интересные моменты, свои впечатления, результаты, идеи, ощущения, трудности, удачи и неудачи, и попытки их объяснения, т. е. рефлексия. Дневник поможет обучающемуся при составлении отчета и презентации проекта.

В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.

В процессе работы над проектом можно выделить 2 фактора, которые можно использовать для формирования нравственных ценностей:

Первый фактор: работа над проектом.

Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся либо на интуитивном уровне, либо с помощью педагога (если сами не справляются, и зависимо от возраста), находят пути взаимодействия и контакта между собой. И чтобы справиться с работой, нужно распределить роли, отобрать кто чем будет заниматься и т. п. В результате чего дети понимают, что для достижения общей цели, необходимо работать слаженно, помогать друг другу. Именно это позволит вспомнить о таких ценностях, как уважение, дружба, справедливость и т. д.

Если работа индивидуальная, то в процессе работы над проектом ребенка можно научить уважать свой и чужой труд, помочь с определением и коррекцией своей самооценки.

Второй фактор: тема проекта.

При выборе темы проектов их можно распределить по тем ценностям, которые мы хотим сформировать у обучающихся.

Например, для формирования толерантности необходимо подбирать темы, которые ознакомят с культурой других народов, качествами, которые присущи данным народам, их историей. Обучающийся работая над темой, будет раскрывать перед собой особенности других людей, на основе чего можно выстроить уважительное отношение к другим народам.

Для формирования патриотизма, необходимо углубиться в историю родного государства, поближе познакомить с бытом и культурой, показать положительные черты страны, красоты природы и т. д.

В работе над проектом мы не ограничиваемся работой с текстом. Необходимо подкреплять словесные образы другими образами — поэтическими, музыкальными, драматургическими, архитектурными, которые комплексно воздействую на душу ребенку, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия.

В данной работе учитель уходит на второй план. Всю работу выполняет обучающийся, учитель только направляет, советует, т. е. является консультантом ребенка. Данная позиция для обучающегося способствует повышения мотивации.

В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.

Именно процесс работы над проектом и сама тема проекты открывает перед нами просторы для формирования нравственных ценностей и нравственных качеств.

Литература:

  1. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с.
  2. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с.
  3. Козлова М. М. Проектная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 451–453.
  4. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76–2.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, процесс работы, ценность, обучающийся, работа, комплекс действий, личностная характеристика обучающегося, личностно-смысловое отношение, эмоциональный отклик.


Похожие статьи

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Похожие статьи

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Проектная деятельность как эффективная форма работы с родителями

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Задать вопрос