Библиографическое описание:

Жданова Л. У., Будаева Е. В., Филиппова В. В. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 471-473.



Воспитание нравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога. Для решения проблемы воспитания нравственности учителю необходимо не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в организации учебной деятельности. В условиях современной действительности проблема воспитания нравственности является особенно значимой.

В педагогике одним из ведущих понятий является воспитание. Изначально под педагогикой понималась «наука о воспитании». Е. В. Бондаревская утверждает, что «воспитание — это родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика определялась как наука о воспитании подрастающих поколений» [3, с.55]. Проблема воспитания нравственности всегда была и остается очень актуальной. Изменение ценностей и целей человека происходит в течение всей его жизни, а также в период разных исторических эпох. На современном этапе развития педагогики нет общепринятого определения понятия «воспитание». Одной из причин является то, что понятие это многозначно, и существует различное истолкование его содержания.

Современная отечественная педагогика определяет воспитание «эффективным взаимодействием воспитателей и воспитанников, ведущим к достижению указанной цели» [6, с. 242]. И. П. Подласый, определяет воспитательный процесс более подробно, подчеркивая, что это «процесс формирования, развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание». Процесс формирования нравственной культуры личности — это важнейшее направление воспитания [6, с. 95]. В педагогическом Энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Нравственное воспитание — это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе» [5, с. 170].

Воспитание — это рациональная деятельность, и ей присуще различие между конечным результатом и ведущими к ней действиями (целью и средствами). При этом различии средства могут быть оправданы только в связи с данной целью. Нравственность — не обычная цель, которая может быть достигнута в заданный период времени с помощью определенных средств. Поэтому нравственность — это скорее не цель, а идеал — принцип и масштаб оценки человеческого поведения. Помимо своего основного назначения, любой социальный институт (семья, школа, трудовой коллектив и др.), также воздействуют на личность.

Существуют также следующие определения слова «Нравственность»:

1) совокупность норм, которые определяют поведение человека;

2) самое поведение человека;

3) моральные свойства [2, с. 519].

Итак, исходя из различных толкований понятий «воспитание» и «нравственное», которые мы рассмотрели в педагогической литературе, можно констатировать следующее: — все ученые и педагоги, не имея однозначной трактовки понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», сходятся на том, что воспитание — это целенаправленный процесс; — воспитание осуществляется во взаимодействии с процессом обучения; — целью нравственного воспитания может являться развитие личности нужной, общественно-полезной, адаптированной к жизни в определенном обществе; — нравственное воспитание понимается современными педагогами как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых; — нравственное воспитание осуществляют социальными институтами, такими как семья, школа; — нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако закладывание его основ происходит в раннем детстве.

Как утверждал В. А. Сухомлинский, «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детские годы и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». В системе воспитания подрастающего поколения главная роль принадлежит школе. Каждый этап обучения ребенка характеризуется своей превалирующей стороной воспитания. Ю. К. Бабанский считает, что в воспитании детей младшего школьного возраста преобладающим будет нравственное воспитание, поскольку на этом этапе младшие школьники знакомятся с элементарными нормами нравственности, учатся придерживаться их в различных ситуациях. Процесс обучения очень тесно связан с воспитанием нравственности. В условиях современной действительности в школе увеличилось в объеме и усложнилось по своему внутреннему строению содержание образования, поэтому в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержание моральных понятий определено научными знаниями, получаемыми в процессе изучения учебных предметов младшими школьниками. Усвоение нравственных знаний имеет столь же важное значение, как и усвоение знаний по конкретным учебным предметам [1, с. 352]. У детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности становится учебная, которая позволяет усвоить знания в определенной системе, а также создает потенциал для овладения детьми приемами, методами решения различных умственных и нравственных задач. На нравственное формирование личности воздействуют многие социальные и биологические факторы, но главную роль в процессе нравственного развития играют педагогические факторы, так как они наиболее успешно поддаются управлению, а также направляются на формирование определенного рода отношений.

И. С. Марьенко выделяет факторы, обусловливающие развитие нравственной воспитанности и развитие личности школьника, на три группы:

‒ природные (биологические);

‒ социальные;

‒ педагогические.

Взаимодействуя со средой и целенаправленными воздействиями, ребенок социализируется, получает нужный опыт нравственного поведения. Ведущую роль в воспитании и обучении младших школьников, а также в подготовке их к жизни и социальному труду имеет педагог. Он должен являться для школьников эталоном нравственности и преданного отношения к труду. Нравственное воспитание отличается динамичностью и творческим подходом: педагоги часто корректируют его, тем самым совершенствуя.

Н. И. Болдырев утверждает, что специфической особенностью воспитания нравственности является невозможность выделить его в какой-то специальный воспитательный процесс. Развитие нравственного облика происходит в процессе всей разносторонней деятельности детей (в игровой, учебной), во всевозможных отношениях, в которые они вступают, в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Н. Е. Ковалев, Н. А. Сорокин, Б. Ф. Райский, изучая систему нравственного воспитания, выделяют следующие стороны: во-первых, реализация сообразных воздействий педагога и ученического коллектива, направленных на нравственное воспитание в решении конкретных педагогических задач, а внутри коллектива — единство действий учащихся; во-вторых, применение подходов, направленных на развитие учебной деятельности нравственным воспитанием; в-третьих, система нравственного воспитания — это также взаимовлияние и взаимосвязь воспитываемых у детей моральных качеств в данный период времени; в-четвертых, под системой нравственного воспитания следует понимать и порядок развития моральных качеств детей по мере их роста и умственного созревания [4, с.198].

Как утверждает С. Л. Рубинштейна, в развитии личности младшего школьника важное значение имеет вопрос формирования моральных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте младший школьник не только знакомится с сущностью нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в действиях окружающих, а также собственных поступках.

На определение значения планирования, как в учебной деятельности, так и в моральном поведении младших школьников было направлено внимание таких ученых как Л. А. Регуш, Л. А. Матвеева и многих других. В своих исследованиях они обращаются к развитию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Воспитательный процесс в школе строится на принципе целостности сознания и деятельности. Л. И. Божович называет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она имеет особое значение в развитии младшего школьника, определяет появление многих новообразований. В ней, помимо умственных способностей, развивается и нравственная сфера личности. И. Ф. Харламов указывает, что в результате упорядоченного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений младший школьник получает нравственные знания, свойственные учебной деятельности, нравственные отношения.

Одна из задач воспитания заключается в правильной организации деятельности воспитанника. В деятельности развиваются нравственные качества, а возникающие отношения воздействуют на изменение целей и мотивов деятельности, что воздействует на усвоение моральных норм. Деятельность человека выступает и как мерило его нравственного развития. Формирование морального сознания младшего школьника происходит через восприятие и понимание содержания воздействий, поступающих и от родителей и педагогов, окружающих людей, через переработку этих воздействий в связи с моральным опытом ребенка, его взглядами и ценностями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и формирует субъективный взгляд на него, и в связи с этим создаются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Ориентация школьного воспитания и реальные поступки детей могут не соответствовать, но смысл воспитания заключается в достижении соответствия между требованиями соответствующего поведения и внутренней готовности к этому.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод в том, что важным элементом в процессе нравственного воспитания детей начальной школы является моральное просвещение, целью которого является сообщение ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах, которыми ему необходимо овладеть. Умение осознавать и переживать моральные принципы и нормы связывается с умением осознавать образцы нравственного поведения, способствуя формированию моральных оценок и поступков.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988. — 122 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. — 1268 с.
  3. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону, 1999. — 350 с.
  4. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386 с.
  5. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.- 528 с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. — М, 1999. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, нравственного воспитания, воспитания нравственности, нравственного поведения, младшего школьника, младших школьников, учебной деятельности, воспитания нравственности учителю, целью нравственного воспитания, Нравственное воспитание, проблема воспитания нравственности, процессе нравственного, процессе нравственного воспитания, Проблема воспитания нравственности, моральных качеств, систему нравственного воспитания, системой нравственного воспитания, нравственного развития, система нравственного воспитания, особенностью воспитания нравственности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос