Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Калягина Е. А., Антусенко О. М. Особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 424-425. — URL https://moluch.ru/archive/144/40465/ (дата обращения: 21.04.2018).



В статье анализируются особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей, и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Ключевые слова: морально-этическая ориентация, младший школьный возраст, благополучная семья, неблагополучная семья

Проблемы нравственности и морали на протяжении очень долгого времени находились в центре человеческих размышлений. Потому как любое высокоразвитое общество хотело б видеть людей добрыми, отзывчивыми и заботливыми.

Анализ литературы показал, что проблемой морально — этической ориентации занимались многие авторы: Л. Колберг, Э. Туриель, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Т. В. Морозова, В. А. Караковский и другие. Понятие «морально — этическая ориентация» трактуется как ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Э. Туриель выделяет три вида моральных норм: моральные, конвенциональные и персональные.Моральные нормы — вид норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми. Конвенциальные- это стандартные норм поведения в обществе. Сюда могут входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет. И персональные- те норм, которые охватывают индивидуальные предпочтения человека. Они предполагают семейные правила, режим дня.

В настоящее время вопрос морального развития и нравственного воспитания имеют решающее значение.

К. Д. Ушинский отмечает, что влияние нравственности выступает как основная задача воспитания. Нравственность рассматривается как составная часть комплексного подхода к воспитанию личности школьника. Формирование нравственности является переводом моральных норм, требований и правил в навыки, умения, знания, привычки поведения личности. По мнению И.Ф, Харламова, понятие нравственности формируется на основании «нравов» [3, с. 81].

И. П. Подласый понятие нравственного воспитания рассматривает как систематическое и целенаправленное воздействие на чувства, сознание и поведение школьников для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [2, с. 261].

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу [1, с.56]. Это период интенсивного психического и физического развития.

Младший школьный возраст является таким периодом, в котором происходит активная социализация личности. Поэтому изучение содержания морально — этической ориентации важно в этом возрасте. Попав в школу, младший школьник включается в коллективную деятельность, где и осуществляется усвоение моральных норм и правил, которые регулируют взаимоотношения со сверстниками и учителем. Формирование нравственности происходит на всех уроках, где главная роль принадлежит учителю. Ведь именно он отчасти развивает личность ученика с помощью художественных произведений, личного примера, проблемных ситуаций и многого другого.

Однако на формирование у младших школьников моральных норм и нравственных ценностей оказывает не только человеческий фактор. Одним из важных условий рассматривается учет нравственного содержания учебных предметов и учебного плана. Именно они создают определенный тип мышления и сознания учащихся. А также развивают мировоззрение, гражданскую позицию ученика, и его отношение к миру в целом.

Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте возрастает чувствительность к усвоению социальных норм и правил, что играет важную роль в том, чтобы заложить нравственную основу в развитие личности ребенка.

В младшем школьном возрасте преобладает важная тенденция «отвечать ожиданиям других». Ребенок старается вести себя правильно для того, чтобы окружающие вокруг думали о нем хорошо. Таким образом происходит формирование моральных чувств и морального сознания ребенка.

Цель нашего исследования: изучить и выявить особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

С целью выявления особенностей морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей были выбраны следующие методики:

1) Анкета «Оцени поступок»(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой).

2) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.

По результатам анкеты «Оцени поступок», проведенной с детьми из благополучных семей было выявлено, что 3 человека (14 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 4 человека (18 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 15 человек (68 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

У детей же из неблагополучных семей было выявлено, что 5 человек (62 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 2 человека (25 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 1 человек (13 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

Для диагностики нравственных представлений детей младшего школьного возраста была использована методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.

У детей из благополучных семей получилось, что большинство, а это 3 человека (14 %) имеют высокий уровень. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей. Средний уровень выявлен у 5 человек (24 %). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. И низкий уровень был выявлен у 14 человек (63 %). Такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом.

У детей из неблагополучных семей выявлено, что 2 человека (25 %) имеют высокий уровень. Средний уровень выявлен у 2 человек (25 %).. И низкий уровень был выявлен у 4 человек (50 %).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, существуют особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

Можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста из благополучных семей уровень нравственных представлений высокий по сравнению с детьми из неблагополучных семей, у которых уровень нравственных представлений низкий. Для детей из благополучных семей недопустимо нарушение общепринятых норм и правил. Скорее всего, это связано с социальной ситуацией, воспитанием в семье, а также собственными представлениями учащихся о нормах морали и нравственности.

Литература:

  1. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — М.:, 2000. — 342 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.:, 2008. — 474 с.
  3. Ушинский, К.Д.. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1988. — 414 с.
Основные термины (генерируются автоматически): моральных норм, младшего школьного возраста, детей младшего школьного, неблагополучных семей, ориентации детей младшего, морально-этической ориентации детей, низкий уровень, моральных норм одинакова, этической ориентации, нарушения моральных норм, высокий уровень, нарушения конвенциональных норм, недопустимостью нарушения моральных, уровень нравственных представлений, выполнение моральных норм, благополучных семей уровень, вида моральных норм, усвоение моральных норм, переводом моральных норм, школьников моральных норм.

Ключевые слова

младший школьный возраст, неблагополучная семья, морально-этическая ориентация, благополучная семья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос