Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование
Автор: Султонов Акрам Икромович
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 07.06.2017
Статья просмотрена: 3532 раза
Библиографическое описание:
Султонов, А. И. Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование / А. И. Султонов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2549/ (дата обращения: 17.12.2024).
Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл. Ведь интересы человека в числе первоочередных включает вопросы его здоровья, образования и развития.
С первых лет независимости руководство страны обозначило приоритетность образования в числе ключевых направлений реформ и запустило в действие масштабный план его развития. Основу его предопределила Национальная программа по подготовке кадров. В соответствии с ней инициировали коренное обновление прежде всего школьного обучения, а также создали новый тип учреждений — профессиональные колледжи и академические лицеи. В последующем модернизация затронула высшее образование.
Как справедливо отметил Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, «Мы должны однозначно для себя уяснить — не изменив систему образования и воспитания, нельзя изменить сознание людей, а значит, осуществить коренные изменения и в образе нашей жизни, невозможно достичь высшей цели — построить свободное и процветающее общество» [1, c. 15].
Иначе говоря, будущее нашего государства и нации прямо и непосредственно зависит от того, сумеем ли мы создать наиболее эффективную систему национального образования, обеспечивающей качественное обучение и воспитание подрастающих поколений в соответствии с национальными интересами и требованиями времени. Всемерная поддержка молодого поколения с первых лет независимости стала неотъемлемой частью, важнейшим приоритетом политики суверенного Узбекистана. Для Узбекистана ускоренная модернизация обучающих технологий является еще более актуальной, чем для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку потенциал национальной системы образования выступает основным социальным ресурсом, обеспечивающим реальную возможность инновационного прорыва на более высокий уровень экономического развития.
С принятием «Программы модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы» для всех вузов Узбекистана открылись новые горизонты в работе. Благодаря вниманию руководства республики осуществлено уже немало преобразований, нацеленных на создание еще более широких возможностей для подготовки профессионально грамотных, конкурентоспособных кадров.
Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые в годы независимости, направлены на подготовку кадров на основе приоритета личности, удовлетворение ее образовательных потребностей, формирования эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления. Заложенная качественно новая модель ориентирована на формирование гармонично развитого поколения, на укрепление национальных основ образовательной сферы, повышение их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени. Стратегическая цель национальной программы заключается в формировании гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных в условиях мобильно развивающейся рыночной экономики решать сложные вопросы, стоящие перед обществом. Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.
За годы независимости проделана огромная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и модернизации сферы образования. Вновь построены, капитально реконструированы и оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием около 9,5 тысячи, то есть практически все действующие в стране школы, реализованы кардинальные меры по качественному и методическому обновлению учебного процесса. На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей сложности более 2,8 триллиона сумов, а детских школ музыки и искусства с 2009 года — свыше 488 миллиардов сумов. В настоящее время в республике функционируют 9779 школ, которые охватывают контингент из более чем 4,5 млн. учащихся со 100 процентным охватом детей начальным и средним образованием. Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.
Построено свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, по своему архитектурному облику и техническому оснащению ничуть не уступающих лучшим вузам, в которых получают образование свыше полутора миллионов учащихся. Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, которым оснащены колледжи и академические лицеи, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний по общим предметам, но и осваивать в стенах учебного заведения современную технику и технологии.
Важное место в реформировании образовательного процесса и подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, занимают высшие учебные заведения. Их число выросло в 2 раза, и сегодня в 59 университетах и вузах, а также 11 филиалах столичных вузов обучаются свыше 230 тысяч студентов. В Узбекистане созданы и успешно функционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию и глубокие исторические корни, такие как Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет, Южнокорейский университет Инха.
Использование соответствующих мировому уровню информационно-коммуникативных и инновационных технологий в обучении стало одним из национальных приоритетов. Правительство Узбекистана проводит активную деятельность, направленную на интеграцию страны в мировое информационное пространство. В целях создания в нашей стране социально ориентированной информационной индустрии за счет внедрения информационно-компьютерных технологий в различные сферы экономики приняты 10 Законов, 7 Указов Президента Узбекистана, ряд постановлений Президента страны и Кабинета Министров Узбекистана, а также Программы и Концепции по развитию ИКТ, телекоммуникаций и почты. В частности, в мае 2001 г. Кабинет Министров РУз принял Постановление “О мерах по организации разработки “Программы развития компьютерных и информционных технологий на 2001–2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам “Интернет”. 30 мая 2002 г. Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий”, реализация которого значительно стимулировала развитие этой сферы в республике. Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”. В соответствии с Постановлением Президента РУз от 28.09.2005 г. № ПП-191 “О создании общественной образовательной информационной сети Республики Узбекистан” была создана образовательно-информационная сеть Ziyonet. Портал Ziyonet включает в себя всю необходимую для молодёжи информацию в сфере образования и содержит сведения о веб-сайтах учебных заведений, новости образования, науки, культуры, библиотеку. Вся информация в ней проходит так называемую фильтрацию, предотвращая размещение незаконной и неактуальной информации.
В каждом учебном заведении республики созданы информационно-ресурсные центры, связанные с единой информационной образовательной сетью Ziyonet, что позволяет создать широкие условия доступа учащихся к необходимой для них информации, созданию мультимедийных аудиторий для организации видеоконференций, семинаров, дистанционного обучения и учебных занятий, что фокусирует систему образования в Узбекистане на технологиях и использовании современных медиа- и телекоммуникационных инструментов. В настоящее время все образовательные, научные, культурно-просветительские учреждения страны, а их более 12 тысяч, подключены к Образовательному порталу, который содержит более 25 тыс. учебно-образовательных материалов и ресурсов. Только в ВУЗах подготовлено свыше 1500 тыс. электронных учебников и учебных пособий, осуществляется проект по автоматизации библиотечной системы и созданию электронных каталогов. Это позволяет активно внедрить в систему образования методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи страны.
Сегодня обычном делом стали регулярные видеоконференции, но еще несколько лет назад их проведение было в новинку. Для вузов все изменил запуск единой корпоративной компьютерной сети «Электронное образование». При министерстве открыт Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях. Стартовало и формирование общей ресурсной базы за счет создания цифровых библиотек, систематически пополняемых учебниками, методическими пособиями, мультимедийными курсами и другими материалами.
На новый уровень вышло международное сотрудничество, в том числе в области внедрения передовых методик обучения иностранным языкам. Существенно расширена практика организации стажировок молодых перспективных кадров в ведущих зарубежных научных и образовательных учреждениях.
На торжественной церемонии вступления в должность Президента Шавкат Мирзиёев отметил: «Все мы гордимся тем, что наша молодежь по праву становится решающей силой сегодняшнего дня, способной взять на себя ответственность за будущее Родины. Мы должны довести до логического завершения проводимую в этом направлении широкомасштабную работу, в частности, принятые общенациональные программы в сфере образования и воспитания. В связи с этим важнейшая задача правительства, соответствующих министерств и ведомств, наших уважаемых наставников, профессоров и преподавателей — обеспечить молодежи качественное образование, воспитать её физически здоровыми и духовно зрелыми личностями» [2].
Таким образом, опыт Узбекистана в модернизации и совершенствовании системы образования, обеспечения ее комплексного, всеохватывающего характера; постоянного совершенствования учебных программ, учебников и учебных пособий, методики преподавания с учетом международных стандартов; обеспечения полного доступа всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам, широкого внедрения новых технологических учебных форм и методов и другие новшества свидетельствует, что в стране создана национальная модель образования, отвечающая долгосрочным интересам, реалиям и особенностям достаточно сложного этапа современного развития Узбекистана.
Литература:
- Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997, с.63.
- Мирзиёев Ш. М. Речь Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса. Из торжественной церемонии вступления в должность Президента. Ташкент: «Узбекистан». 2016. с. 56