Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 26.04.2019

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Гайбуллаева, М. Ф. Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан / М. Ф. Гайбуллаева, Нодира Абдулазизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58388/ (дата обращения: 16.12.2024).



В соответствии с Указами Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений”, от 7 февраля 2017 года № УП-4947 “О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан”, а также ПП–4947 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования” от 20 апреля 2017 года № ПП-4947, в соответствии с постановлением № 2909 приоритетные задачи сформулированы исходя из содержания, которое направлено на совершенствование содержания образовательных процессов на основе современных требований и систематическое повышение профессиональной компетентности педагогических кадров высших образовательных учреждений. Поэтому большое значение придается формированию экологической культуры и просвещения молодежи.

Нынешное поколение наблюдает ситуации местного и регионального экологического кризиса. При этом наблюдается резкое увеличение влияния измененной человеком природы на социальное развитие.

В истории человечества наблюдалось много экологических кризисов. В результате чего миллионы гектаров земли превратились в пустыню, тысячи видов растений и животных исчезли, площадь лесов сократилась, процветающие цивилизации пережили кризис.

Негативные экологические изменения в огромном масштабе окружающей среды начались с XVII века, и к началу XX века на земле более 20 % поверхностных экологических систем были разрушены. Доля частично и полностью разрушенных экосистем во второй половине XX века превысила 63 %. Это является стимулом для усиления внимания к экологической грамотности.

В конце 1960-х годов в развитых западных странах возникло сильное общественное движение против загрязнения окружающей среды, были приняты первые экологические законы, созданы около тысячи организаций, занимающихся вопросами экологии и развития.

В 1968 году представители науки, культуры, образования, бизнеса, состоящие из 30 человек из 10 государств, создали негосударственную организацию под названием «Римский клуб». Члены клуба определили, что основная цель состоит в том, чтобы обсудить сложное положение человечества в настоящем и будущем и изучить пути выхода из кризиса. 13 марта 1972 года был опубликован доклад “Пределы роста, подготовленный для римского клуба”. В докладе проанализирована глобальная модель прогнозирования будущего экологического состояния планеты. Модель основана на пяти основных факторах, определяющих рост планеты и ее пределы: численность населения, сельскохозяйственное производство, природные ресурсы, промышленное производство и загрязнение окружающей среды. В докладе прогнозируются глубокие экологические кризисы к 30-м годам XXI века, если темпы роста населения и потребительская модель не изменятся. Поэтому сегодня экологическому образованию уделяется большое внимание воспитанию.

Влияние экологического образования на молодежь имеет важное значение. Об экологии и охране природы необходимо учить детей, воспитывать в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школах, лицеях и колледжах, высших учебных заведениях. Преподавание экологического образования способствует распространению общих понятий об экологии, охране окружающей среды, истории экологии, этапах развития, среды обитания, влияющих на организм факторов внешней среды, популяциях и их защите, биоценозах, агроценозах, природных и искусственных экосистемах, образовании биосферы, охране атмосферы, гидросфереологии, проблемах литосферы и почвенного покрова, биологическим ресурсам и их рациональному использованию, устойчивому развитию.

Увеличение численности населения из года в год будет стимулировать знание правил системного и комплексного подхода к охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и восстановлению нарушенных природных комплексов, правил экологического образования и воспитания, общечеловеческих фундаментальных и национальных экологических ценностей. Бережного и ответственного подхода к окружающей природной среде, интеграции приобретенных базовых знаний с экологическими знаниями, координации знаний, полученных по смежным наукам, использованию экологических знаний в процессе повседневной деятельности, системного и комплексного подхода к природе; охраны окружающей среды; рационального использования природных ресурсов и самостоятельного принятия решений по восстановлению нарушенных природных комплексов; осознания необходимости передачи экологических знаний и навыков между коллективом;; лидерство в области экологической духовности и просвещения; будет иметь навыки правильного продвижения и пропаганды передовых идей в области охраны окружающей среды.

Британский эколог Джон Харпер, комментируя изменения в природе, говорит: ”Природа может переварить все, но потеря его здоровой среды неизбежна”. Из этого можно понять, что для сохранения природы экологическое знание должно быть сформировано в сознании каждого человека.

Концепция экологии была введена в науку в1866 году немецким биологом Е.Геккелем. ”Экология“ — это греческое слово, означающее ”оикос“ — дом, место, пространство, а ”логос" — наука, учение.

Экология — это область, в которой изучается взаимодействие организмов с условиями жизни или с окружающей средой. А экологи — ученые, изучающие это сотрудничество.

Цель экологического образования — выявление и защита компонентов экосистемы; изучение этапов эволюционной теории; обсуждение существования и защиты животных в экосистеме; обсуждение экологических ситуаций; изучение и обсуждение экологических особенностей гор, рек и пустынь; изучение коралловых камней и влажностных территорий; изучение и обсуждение воздействия человека на окружающую среду.

В этом направлении в состав конкретных общепрофессиональных и специальных дисциплин целесообразно включить следующие темы: вопросы общей экологии; проблемы рационального использования ресурсов; социально — правовые основы использования воздушного, земельного, водного, растительного и животного мира, охраны ландшафтов; внедрение инновационных идей в области экологической политики Узбекистана, международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды, усиления экологических, социально-экономических, политических аспектов.

Процесс непрерывного образования и воспитания стал требованием нынешнего периода, включающий в себя ряд актуальных вопросов, достижение экологических знаний, формирование экологической культуры, только после развития системы непрерывного экологического образования может быть успешно реализован. Для этого учебно — методическая база является важным фактором экологического воспитания, гармонично сочетающегося с системой непрерывного образования, постоянно и эффективно способствует целенаправленному и совершенному росту экологического сознания подрастающего поколения.

Литература:

  1. “Концепция развития экологического образования» Республики Узбекистан. Т.., 2018.
  2. «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан. Т.. В 1997 году.
  3. Закон Республики Узбекистан «О образовании». Т.. «Узбекистан”, 1997.
  4. Пути формирования экологической культуры у молодежи в процессе непрерывного образования и воспитания. Аликариева Д. М.:
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, непрерывное образование, рациональное использование, экологическая культура.


Задать вопрос