Механизм формирования экологического мировоззрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 14.06.2017

Статья просмотрена: 2705 раз

Библиографическое описание:

Ещенко, С. М. Механизм формирования экологического мировоззрения / С. М. Ещенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/158/42384/ (дата обращения: 19.11.2024).



Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано необходимостью повышения экологической культуры человека, постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле, необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека, сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств, низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых, недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Проблемы обеспечения экологической безопасности в стране в целом и в каждом регионе в отдельности могут быть решены совместными усилиями специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, правоохранительных и иных органов и должностных лиц, всего населения. Природа — наш общий дом, и от нашего поведения зависит ее состояние. Однако эта истина понимается далеко не всеми должностными лицами и гражданами, что связано с крайне невысоким уровнем экологического мировоззрения населения, его низкой экологической культурой, являющейся неотъемлемой частью общей культуры человека. [1].

Формирование здорового экологического мировоззрения у населения должно стать приоритетной, жизненно важной задачей государства.

Экологическое мировоззрение — глубокое осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни. Составляющая культуры экологической, которая формируется посредством наследования опыта жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой.

Законодательное определение культуры экологической, к сожалению, отсутствует, но способы формирования закреплены в статье 71 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой установлено, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Неотъемлемой частью механизма формирования экологической культуры наряду с экологическим просвещением являются: экологическое воспитание и экологическое образование, и здесь едва ли уместно говорить о том, что воспитательный процесс начинается в семье и заканчивается максимум в общеобразовательном учебном заведении, а после вступления человека в совершеннолетие, воспитывать его уже не надо. Безусловно, сегодняшнее поколение молодежи в определенных, например, информационной и ряде иных сфер, выглядит явно более «продвинутым», нежели старшее поколение.

Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Наряду с этим, особое внимание должно уделяться пропаганде экологического законодательства, с опубликованием через средства массовой информации материалов с разъяснениями требований экологического законодательства; внедрение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений. К сожалению, в настоящее время многие граждане по разным причинам не привлекаются к установленной законом ответственности за экологические правонарушения.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, когда ребенок еще только начинает осмысливать окружающий мир. Здесь важная роль принадлежит непосредственно семье и взрослым, окружающим ребенка.

Говоря о взрослых, следует сказать, что они должны сами иметь здоровое экологическое мировоззрение.

Решающая роль должна принадлежать средствам массовой информации. Государство должно изыскивать средства для пропаганды экологических знаний через средства массовой информации, рекламу.

Таким образом, воспитывая взрослых, общество будет способствовать воспитанию подрастающего поколения.

На последующих стадиях становления экологического мировоззрения у молодых людей к воспитательному аспекту добавляется образовательный. В этом деле важная роль отводится школе. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, анализу и оценке экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде, осознанию значимости своей практической помощи природе, при этом более важную роль играют виды деятельности по социализации сознания личности, а не глубокие научные знания.

В становлении экологического образования в СССР этапным событием была первая конференция, состоявшаяся в Тбилиси в 1977 г. На ней был сформулирован принцип непрерывности экологического образования, которое должно начинаться с дошкольных учреждений и продолжаться всю жизнь, включая курсы повышения квалификации специалистов. При этом главным звеном является средняя школа. К сожалению, в 2000 г. одновременно с ликвидацией Госкомприроды из школьной программы был исключен предмет «экология», экологическое образование было переведено на интегрированную систему: единый поток экологических знаний делится между разными предметами — географией, биологией, химией, физикой и др. За редким исключением уроки экологического содержания в разных предметах не были скоординированы, и потому у учащегося не формировалась целостная система экологических представлений [2].

В соответствии с действующим законодательством, юридическая ответственность для подростков, в том числе административная и уголовная за экологические правонарушения, наступает ещё в школьном возрасте. А это значит, что помимо чисто экологических понятий о разумном сосуществовании с природой и ее отдельными компонентами дети должны быть подготовлены и к тому, что за нарушение определенных в законах запретов наступят неблагоприятные последствия.

Таким образом, ещё в школе необходимо доносить для подрастающего поколения принцип неотвратимости ответственности и наказания за нарушение правовых норм, установленных государством. У учащихся должно формироваться правопослушное поведение, фундамент человека, имеющего здоровое экологическое мировоззрение и достаточно сформированную правовую культуру поведения, которые будут в последующем предопределять его отношение к окружающей среде. В этот период еще можно сформировать позитивное массовое экологическое мировоззрение, которое уже будет усваиваться последующими поколениями.

Кроме школьных педагогов участие в формировании экологического мировоззрения школьников должны принимать представители природоохранных и правоохранительных органов, чтобы получать не только теоретические знания, но и практику применения экологического законодательства.

На следующей стадии развития и формирования экологического мировоззрения человека, а именно в стенах высших и иных специальных учебных заведений на основе разработанных учебных программ и методик, должна стать потребность точного соблюдения экологических законов как неотъемлемой основы обеспечения экологической безопасности государства.

Таким образом, лишь консолидация гражданского общества с правильно сформированным экологическим мировоззрением, и государства в целом, может обеспечить надлежащую экологическую безопасность страны и предотвратить неблагоприятные экологические последствия антропогенного характера.

Литература:

  1. А. Ю. Винокуров. Актуальные вопросы прокурорского надзора и обеспечения законности в сфере экологии. М.2008.с-218
  2. Б. М. Миркин,Л. Г. Наумова. Проблема формирования экологического менталитета. Экология и жизнь.-2011.-№ 7, с.49.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.- СПС «Консультант плюс».
  4. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» СПС «Консультант плюс».
  5. Экологическое право: Учебник / О. И. Крассов. — 3-e изд., пересмотр. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 624 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, окружающая среда, здоровое экологическое мировоззрение, массовая информация, экологическое законодательство, знание, подрастающее поколение, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое мировоззрение.


Задать вопрос