Экологическая ситуация в Узбекистане характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В конце прошлого столетия в Узбекистане были определены комплексные подходы к социальной значимости, структуре, этапам, содержанию, методам всей системы образования страны, ключевым принципом которого стала задача формирования всесторонне развитой личности, готовой к решению современных внутренних и внешних социальных, экономических, политических проблем страны, которая наметила путь строительства открытого, демократического правового государства и гражданского общества [1].
Процесс экологического образования в той или иной мере всегда сочетая в себе двуединство обучения и воспитания, направлялся на формирование экологической ответственности в отношении окружающей среды, которое должно было проявляться через экологически-ориентированное поведение человека, и оно рассматривалось как составная часть общей системы образования и воспитания [Маликова.2009].
Экологически ориентированное обучение состоит из интеграции идей и принципов устойчивого развития, направленных на формирование личности с системным мировоззрением, критически, социально, экономически и экологически ориентированным мышлением, и активной гражданской позицией, во все формы и уровни образования.
Определяющей идеей экологически ориентированного обучения является развитие навыков и способностей, углубление знаний, ориентированных на предупреждение и решение социальных, экономических и экологических вызовов и угроз современности и будущего, в том числе, Аральского кризиса.
Ясно одно, что формирование экологической культуры личности является сложным, многогранным, многоаспектным учебно-воспитательным процессом. Экологическое благополучие тесно связано с экологическим сознанием человека и с его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, в котором ему приходится жить и существовать. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении экологических проблем, а также его способность оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, как фактора, обеспечивающего его же ценность.
Основными принципами экологического образования определены следующие постулаты:
– Ценностные ориентиры общества — справедливость, этика ответственности перед будущими поколениями (с учетом интересов будущего поколения);
– Междисциплинарный подход — взаимосвязь социальных, экономических и экологических целей;
– Сетевое сотрудничество — участие всех слоев общества в демократическом процессе принятия решения (государственные учреждения, гражданское общество, учебные и научно-исследовательские учреждения, частные предприниматели и др.).
– Образование на протяжении всей жизни — все формы и уровни системы образования.
Почему в Узбекистане так скрупулезно и тщательно был поставлен вопрос экологического образования и задача формирования экологической культуры населения?
Прежде всего, Узбекистан является страной, которая воочию столкнулась не с одной, а целым комплексом экологических проблем и зон, разрушенных в плане экологии. Это — высыхание Аральского моря, проблемы с озерами Айдар-Арнасай, вредные выбросы производственных мощностей предприятия «Таджикистан-Талко» и мн. др.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения:
– экологического мировоззрения;
– бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;
– личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
– осознанного выполнения экологических правил и требования
Следовательно, вопросы экологического воспитания в Узбекистане вызвали пристальный интерес ученых педагогов еще с середины прошлого столетия, после того как страна воочию столкнулась с экологическими проблемами мирового масштаба. Продолжительность и масштабность негативных изменений окружающей природной среды вызвала необходимость усиления экологической культуры населения в целом, и в частности культуры экологической безопасности лиц, принимающих экологически значимые решения. Главным вопросом формирования системы образования стал вопрос об экологическом образовании для всех. Сегодня, экологическое образование может быть сфокусировано на любой проблеме — от обмена веществ до национальной безопасности, и оно чаще всего не систематизировано, фрагментарно [7].
В данное время в Узбекистане подготовка специалистов с высшим образованием по экологическим дисциплинам ведется по шести направлениям и среди них определены более тридцати новых для региона специальностей. Первые Государственные стандарты по экологии для бакалавров и магистрантов были утверждены решением Кабинета Министров Узбекистана в 2001 году, которые в дальнейшем пересматривались в 2008 году. На основе этого стандарда предмет “Экология” был внесен во все учебные программы ВУЗ ов страны. Кроме этого, по некоторым специальностям на уовне бакалавра были утверждены стандарты по 4 новым специальностям, и также по 19 специальностям для магистратуры.
Поэтому в системе образования, которые готовят специалистов в технических сферах деятельности было необходимо скорейшее решение ряда принципиальных задач:
– требуется системный подход, оптимизирующий весь материально-производственный цикл — от сырья до готового продукта и утилизации отходов производства;
– внедрение системы экологического управления и менеджмента, включающей в себя создание такого механизма, который целенаправленно будет ориентировать все субъекты предпринимательства на соблюдение природоохранных требований.
– обеспечение стабилизации и последующего коренного улучшения состояния окружающей среды за счет «экологизации» экономической деятельности;
– массовое внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.
Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:
– потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
– установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
– убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
– потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями:
мировоззрение → + ценности → + отношение → + поведение → + реальные действия→ + устойчивость развития.
Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только уровнем экологических знаний, но и уровнем психоэмоциональным, душевным отношением к окружающей среде. В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
В связи с этим крайне необходимо создание образовательной системы, которая должна решать следующие задачи:
– введение в содержание образования на различных уровнях отдельного предмета «экология», что уже осуществлено в Узбекистане, экологизации всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер;
– подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и их методическое обеспечение;
– усиление роли нравственно — этических аспектов отношения к природе в содержании образовательных программ всех участвующих в данном процессе сторон.
В содержании экологического образования различают два вида компонентов:
– формирование мировоззренческих и нравственных основ;
– формирование конкретных экологических знаний и умений.
В такой связи компонентов в Узбекистане выделяют:
– одно предметную модель, предполагающую изучение экологии как самостоятельного предмета;
– многопредметную, предполагающую глубокую экологизацию содержания традиционных учебных предметов;
– смешанную с учетом особенностей традиционных учебных предметов (экологизацией их), и целостно в самостоятельных интегрированных курсах экологии. Смешанная модель имеет выраженную практическую направленность и признана наиболее перспективной и эффективной.
В рамках повышения экологической сознательности и развития экологически ответственного образа жизни всегда будет оставаться актуальным привлечение внимания населения к экологическим проблемам; пропаганда бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий; проведение акций и мероприятий, побуждающих к консолидации жителей вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; повышение квалификации специалистов в области экологического образования; формирование и воспитание экологического мировоззрения; подготовка и создание специальных информационных материалов и средств наглядной агитации для широчайшего распространения среди населения; изготовление видеороликов, радиопрограмм и их размещение в СМИ.
Литература:
- Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (URL: http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=19769 15.01.2017)
- Совершенствование экологического образования и воспитания в ВУЗе: методическое пособие.- Ташкент: ТГПУ им Низами, 2008 -63с.
- Ходжаева С. И., Мухамеджанов М., Шамансуров С. С., Сафаев У. А. Влияние выбросов и сбросов промышленных отходов на благосостояние и здоровье населения по Кашкадаринскому региону // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 415–418.
- Бозорова Н. Талабаларда экологик маданиятни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари. Пед.ф.н....дисс.авт. — Тошкент: 2006. -43б.
- Маликова А. Р. Педагогика олий ўқув юрти талабаларида экологик маданиятни шакллантириш. Пед.ф.н....дисс.авт. — Тошкент: 2009 -20б.