Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 14680 раз

Библиографическое описание:

Аманов, Г. А. Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи / Г. А. Аманов, Т. Б. Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50877/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в республике и в формировании экологической культуры у населения.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана.

В настоящее время очень важно, чтобы любая страна в своем прогрессивном развитии и повышении благосостояния населения следовала трем основным принципам: экономическому росту, социальной защите и экологической безопасности. В этом плане, в нашей стране с первых лет независимости, претворяется в жизнь сильная, дальновидная политика, достижения которой сегодня признаны не только узбекистанцами, но и развитыми странами мира и международными организациями.

Начало третьего тысячелетия можно охарактеризовать двумя важными тенденциями. Во-первых, человек повстречался с такими глобальными экологическими проблемами, как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение питьевой воды, деградация лесов и почвы, сокращение биоразнообразия, обеззараживание отходов. Во-вторых, мир изменяется такими быстрыми темпами, что некоторые вчерашние критерии совершенно не подходят к сегодняшним. С течением времени экологические проблемы расширяются. В принятой в конце прошлого века Всемирной Хартии природы, ООН определила основные положения об отношениях природы и человека. В ней подчеркнуто, что человек является частичкой природы, что жизнь связана с непрерывной деятельностью природных систем, которые являются источником энергии и продуктов питания, что человек своими действиями может изменить природу, закончить ее ресурсы, поэтому он должен полностью осознать необходимость сохранения равновесия и качества в природе, сохранения природных ресурсов.

Формирование и развитие экологического сознания и экологической культуры сегодня является своеобразным требованием нашей эпохи. Основная задача экологического сознания и экологической культуры — через повышение экологической культуры нашего народа добиться эффективного природопользования на основе принципов правового гражданского общества, вместе с государственным контролем в сфере охраны природы усилить экологический контроль общественности, всесторонне повышать в экологическом сознании и культуре народа всемерную заботу о природе, показать важность охраны окружающей среды, природоохранных мероприятий в деле обеспечения будущих поколений необходимыми условиями для жизнедеятельности.

Некоторые экологи считают, что все экологические проблемы и вопросы защиты окружающей среды от загрязнения, а также связанные с ними вопросы охраны здоровья граждан не следуют возлагат только на госбюджет. Те, кто загрязняет, должны оплатить нанесенный ущерб. Однако, если подумать с другой стороны, то заводы и другие предприятия, построенные непосредственно на территории города, оборудованы таким образом, что никак не могут исключить загрязнение отходами производства, дымом, отработанной водой и т. д. Поэтому в целях предотвращения от загрязнения окружающей среды следует привлекать ученых-технологов, машиностроителей, станкостроителей и других к разработке нового высокотехнологичного, экологичного оборудования, воздухоочистителей, способов переработки отходов и т. д. Кроме того, большое значение имеет сотрудничество в деле обеспечения неприкосновенности исчезающих видов флоры и фауны, сохранения чистоты водных источников, защиты здоровья населения.

В настоящее время в Узбекистане проводятся различные мероприятия под девизами «Здоровая среда — здоровье человека», «Чистая природа — для здорового будущего», «Формирование экологического сознания и экологической культуры», «Чистая вода — залог будущего» и другие.

Под экологическим сознанием понимается представление об окружающем мире и отношение к нему. Экологическое сознание направлено на окружающую среду и человека, отражает основные закономерности взаимовлияния биосферы и природы. Важной характеристикой экологического сознания является субъективное восприятие объекта природы. Каждый миг жизни человека, каждый вздох непосредственно связаны с природой и ее элементами — землей, водой, почвой и воздухом. Если мы не осознаем гармонию природы с нашей духовной и социальной жизнью, мы сожем нанести ей вред. И это вред может вернуться к нам бумерангом, и отрицательно повлиять на наше здоровье и образ жизни.

Один из великих мыслителей прошлого Абу Али ибн Сино (Авиценна) говорил, что если не будет пыли и грязных осадков, то человек мог бы жить тысячу лет. Из этого видно, что стремление узнать взаимосвязь человека, его жизни с природой и ее явлениями упирается в древние времена. С течением времени влияние человека на окружающую природную среду возрастает. С середина ХХ века бросаются в глаза экологические проблемы глобального масштаба. Человечество поняло возможность катастрофических последствий стремится коренным образом изменить подход к окружающему миру и решить экологические проблемы.

В нашей стране также предприняты большие шаги в этой сфере. 9 декабря 1992 года был принят Закон «Об охране природы».В этом законе в целях формирования у населения, особенно, у подрастающего молодого поколения разумного отношения к природе, воспитания у них бережливого отношения к природным ресурсам, повышения экологического сознания и экологической культуры, во всех образовательных учреждениях введено обучение курса экологии.

Как известно, природа является основным источником, удовлетворяющим материальные, духовные и другие потребности людей, сохранять ее. Использовать ее разумно и бережно — наш человеческий и конституционный долг.

Экологическое движение Узбекистана в 2016 году провело большую работу по совершенствованию экологического законодательства, выполнению государственных программ и решений по охране окружающей среды и здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, совершенствованию системы экологического образования и воспитания, дальнейшему вовлечению населения к работе по защите природы. В частности, проведено около 1,5 тыс. различных мероприятий, в которых приняли участие более 111 тыс. активистов и экспертов, приняты новые редакции законов «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира». Экодвижение установило прочные связи с зарубежными и международными организациями, такими, как ПРООН, ОБСЕ, по вопросам проведения различных международных конференций и форумов, экологических акций, осуществления общественного экологического контроля, рационального и эффективного использования водных ресурсов, повышения осведомленности населения об охране окружающей среды [3]. Основными задачами Экологического движения Узбекистана являются повышение гражданской активности населения при решении вопросов, связанных с защитой окружающей среды, повышение экологической культуры населения, развитие системы экологического образования и воспитания; развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Поэтому главным девизом ЭДУ является лозунг «Здоровая среда — здоровый человек».

Когда мы говорим об экологическом сознании, мы понимаем представление об окружающем мире и отношение к нему человека. Экологическое сознание направлено на окружающую среду и на человека, и отражает основные закономерности взаимовлияния биосферы и неживой природы. Важной характеристикой экологического сознания является субъективное восприятие объекта природы. Оно многогранно и имеет сложный процесс формирования [1].

Экологическая культура — это сохранение природы, не причиняя ей вреда, глубоко осознавая закономерности развития природы и ее сохранения. Экологическую культуру нужно прививать населению, особенно молодежи и подрастающему поколению. Поэтому необходимо решить и проблему глубокого усвоения экологических знаний. Для того, чтобы учащаяся молодежь осознавала свой долг и обязанности, свою ответственность за защиту природы, необходимо формировать у молодежи и населения сознательное отношение к окружающей среде, воспитывать и нее экологическую нравственность, экологическую культуру.

Экологическая культура начинается с семейного воспитания. В результате семейной среды и нравственного воспитания у детей появляется бережное отношение к природе, любовь к природе и стремление к ее охране, формируется экологическое мировоззрение. В традициях узбекского народа закреплено внимательное отношение к живой и неживой природе, что отразилось в его обычаях, легендах и различных празднествах. Земля, воздух, вода, огонь издревле считались священными, в течение тысячелетий наши предки вели сельское хозяйство на основе поливного земледелия, что также научило народ беречь природные ресурсы и особенно воду.

Так как экологическая культура связана и с той ролью, которые играют в жизни общества правовая культура и правовое сознание, правовая основа экологического воспитания нашла свое выражение в конституционных обязанностях граждан. Нормативные документы следят за умным подходом к дарам природы нормативные документы следят за умным подходом к дарам природы и контролируют их экономное использование [4].

Таким образом, в настоящее время решение общечеловеческих, региональных и местных экологических проблем, улучшении экологии, предотвращение экологического кризиса — в наших руках. Для этого необходимо укреплять экологическую культуру и экологическое сознание. То есть решение экологических проблем зависит и от экологической культуры населения.

Экологические проблемы не знают границ, они имеют глобальный характер. Для того, чтобы решить их, не хватит усилий одной или нескольких стран. Как и сама природа, так и ее проблемы не признают административных границ. То есть, экологический кризис нельзя решить усилиями всего лишь одной страны, его нужно решать всем миром. В последние годы ООН и его организациями были проведены конференции, приняты декларации, проведены акции по ликвидации сокращения биоразнообразия, опустынивания, по сохранению чистой и пресной воды, по остановке вырубки лесов, по охране природных объектов от загрязнения и др. Несмотря на эти меры, окружающая среда и условия жизни человека ухудшаются с каждым годом. Теперь ни для кого не является секретом, что вмешательство человека в природные процессы может привести окружающую среду в плачевное состояние, которое трудно восстановить даже посредством науки и технического прогресса. Поэтому человек должен овладеть знаниями, которые дают возможность бережного использования природных ресурсов, сохранять все виды экосистем. Овладение этими знаниями, применение их на практике в повседневной жизни, осознание своей ответственности за чистоту и сохранность окружающей среды составляет фундамент экологической культуры. В обществе, в котором сформирована экологическая культура, каждый человек относится к природе разумно, бережливо и с ответственностью.

Таким образом, развитие экологического образования и воспитания, привлечение общественности к поиску решения экологических проблем считаются важнейшей задачей современности.

Литература:

  1. Абдуллаева М. Она табиат — келажак авлодга омонат. //Адолат. 13 октябрь 2016 йил.
  2. Жумабоев А. Х., Саримсаков Б. Х. Экологическое движение Узбекистана как важный субъект избирательного права // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 95–97. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7128/ (дата обращения: 18.03.2018).
  3. Хакимов Р. Ўзбекистон экологик ҳаракати сайлов жараёнларининг муҳим субъекти сифатида.// Фуқаролик жамияти. 2009. № 3 (19), -Б.23.
  4. Сувонов Э. Экологик маданият — мустаҳкам пойдевор. — URL http://ecoqalb.uz/2015/01/24/ekologik-madaniyat-mustahkam-pojdevor/ (дата обращения 21.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, экологическое сознание, природа, проблема, Экологическое движение Узбекистана, окружающий мир, экологическое образование, Здоровая среда, неживая природа.


Похожие статьи

О важности формирования экологического правового сознания у школьников

В статье исследуется понятие «экологическое правовое сознание». Особое внимание уделяется важности формирования экологического правового сознания у школьников. Проводится анализ нормативно-правовых актов в области экологии.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики

В представленной работе рассматривается одно из направлений экологической политики — экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. Определяются условия для эффективной реализации данного направления экологической политики ...

Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи

В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Б...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Похожие статьи

О важности формирования экологического правового сознания у школьников

В статье исследуется понятие «экологическое правовое сознание». Особое внимание уделяется важности формирования экологического правового сознания у школьников. Проводится анализ нормативно-правовых актов в области экологии.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи

В работе исследуется место и роль кино в системе воспитания, раскрывается социально-нравственный эффект воздействия киноискусства на молодежь, анализируется его влияние на идейно-политическое, нравственное и патриотическое развитие личности.

Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики

В представленной работе рассматривается одно из направлений экологической политики — экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. Определяются условия для эффективной реализации данного направления экологической политики ...

Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи

В статье рассмотрены понятия «эстетика», «культура» и «эстетическое воспитание». Представлены некоторые данные эмпирического исследования проблем эстетического воспитания молодежи. Проведен анализ проблем в эстетическом воспитании молодежи в городе Б...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Задать вопрос