Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности / Н. Ф. Абраменкова, Н. Л. Аверина, В. А. Асланиди [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2212/ (дата обращения: 16.12.2024).



2017 год объявлен в Российской Федерации Года экологии. Это было сделано в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. В городе Ульяновске прошла Ассоциация дворцов творчества детей и молодёжи субъектов ПФО РФ, где обсуждались вопросы естественно — технической направленности. Ни для кого не секрет, что в последнее время условия существования человека в окружающем мире заметно ухудшились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Потребительское отношение людей к природным ресурсам способствует ухудшению экологии В МБУ ДО ЦДТ№ 1 много делается по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Родители же не уделяют должного внимания этому вопросу, недооценивают положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей. В школе раннего развития «Малышок» перед детьми и родителями был поставлен вопрос «Как сберечь нашу планету?». Поступило много ответов. Результатом стало итоговое интегрированное занятие, которое мы, совместно с родителями и детьми представляли на Ассоциации ПФО РФ. К выполнению поставленной задачи мы привлекли своих коллег — участников мероприятия.

Тема занятия: «Бережём свою планету! Ведь другой похожей нет!»

Цель: формирование ответственности за сохранение нашего общего дома — планеты Земля; формирование навыков создания макетов и моделей технических объектов в самостоятельной творческой деятельности.

Задачи деятельности учащихся.

Образовательные: закреплять математические представления о симметрии, трансформации размера и формы; закреплять навыки изготовления поделки по схеме; учить изготавливать модель технического объекта (велосипед) из предложенного бросового материала (диски, трубочки от сока, пуговицы, нитки) и пластилина; закреплять технические навыки работы с разными видами материалов, познакомить со способами их крепления.

Развивающие: развивать сенсорные, логико-математические, творческие способности детей; продолжать развивать мелкую моторику руки; развивать умения делать выводы и умозаключения.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за экологию окружающей среды; воспитывать усидчивость, внимание при выполнении коллективного творческого дела в игровой ситуации.

Задачи педагогического просвещения родителей и коллег

– Познакомить с искусством изготовления объёмных цветов из бумаги.

– Научить технологии изготовления объёмный цветок из готовых форм: формировать лепестки путём накладывания друг на друга и последующего склеивания, закручивание лепестков с помощью карандаша.

– Познакомить с искусством изготовления большой ёлки из бумаги

– Научить технологии изготовления объёмной ёлки из готовых конусных форм: формировать иголки путём скручивания зелёной бумаги кулёчками и последующего склеивания, наклеивание с помощью клеевого карандаша на конусные формы. Способствовать изготовлению транспорта из конструктора «Лего», «Зиг-заг».

– Продемонстрировать способы организации коллективного творческого дела, совместной продуктивной деятельности.

Предварительная работа с учащимися:

  1. Конструирование.
  2. Загадки про транспорт.
  3. Просмотр иллюстраций с видами транспорта.
  4. Беседы на темы: «Природа», «Экология», «Планета Земля», «Чтобы ты сделал, если…», «Чтобы ты сказал, если…», «Хорошее — плохое».
  5. Дидактические игры «Что лишнее», «Помоги собрать».
  6. Рассматривание различных моделей велосипедов.

Методическое оснащение занятия: конспект занятия, мультимедиа с инопланетянином — ИНОПом.

Математические планшеты (учебно-игровое пособие).

Материал: комплекты одеждыдля каждого учащегося (белые халаты, фартуки). Конструктор «Зиг-заг», «Лего». Простые карандаши. Комплекты материалов для конструирования для каждого учащегося (2 диска, 3 трубочки от сока, пуговица, нитки), пластилин, фон для будущей работы. Методы:

– словесные (вопросы к детям, чтение стихотворной разминки, физкульминутка, исполнение песни, объяснение, запись ИНОПа);

– наглядные (образец, показ способов выполнения);

– практический метод (упражнения в ориентировке на листе бумаги в клетку; работа с конструктором, работа по схеме, работа с бросовым материалом).

Формы организации познавательной деятельности: подгрупповая -2 группы учащихся, 1 группа родителей, 2 группы коллег.

План занятия:

  1. Организационный этап (приветствие, встреча с гидом) — 1 мин.
  2. Подготовительный этап (показ слайдов о производстве, мультимедиа с ИНОПом, вопросы к детям, беседа) — 6 мин.
  3. Основной этап (работа в «конструкторском бюро», в «мастерской», в «оранжерее», в «волшебном конструкторском бюро») — 20 мин.
  4. Итоговый (оценка успешности достижения цели) — 2 мин.
  5. Рефлексивный (мобилизация детей на самооценку) — 2 мин.

Ход занятия. Взал входят 2 группы детей, родители и коллеги.Зал оформлен картинами заводских помещений с дымящими трубами

Гид (В.А.): «Здравствуйте! Я ваш гид. Вы находитесь на территории машиностроительного завода, где имеются производственные цеха, конструкторское бюро, где мы проектируем различные, новые машины, необходимые для перевозки людей и грузов (показ слайдов о производстве)».

Гид (В.А.): «А сейчас мы пройдём в цеха(поворачиваются лицом к заводу)».

Дети: «А почему так дымят трубы? Это вредно для природы, для людей!»Выслушать предположения учащихся, подвести их к выводу о том, что если завод наносит значительный урон экологии, то его нужно закрыть. Включается экран с ИНОПом.

ИНОП: «Вы абсолютно правы».

Гид (В.А.): «А вы кто?»

ИНОП: «Я — инопланетянин, меня зовут ИНОП. Давно наблюдаю за вашей планетой, за прекрасной голубой Землёй. Вижу, что всё больше и больше вы стали загрязнять свою Землю. Вы должны что-то придумать, чтобы защитить вашу природу. Я надеюсь на вас».

Гид (В.А.): «Ребята, уважаемые родители, коллеги! Что будем делать?» Выслушать предложения детей, подвести их к выводу, что одним из решений экологической проблемы может стать проектировка экологически-чистого транспорта, например, велосипеда или электромобиля, которые бы не загрязняли воздух.

Гид (В.А.): Правильно! Но сначала производственная гимнастика.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи,

Руки движутся навстречу.

Руки в бок. Улыбнись,

Вправо — влево наклонись.

Приседанья начинай,

Не спеши, не отставай.

А в конце — ходьба на месте, это всем давно известно.

Конструкторы (Т.Ю. и Т. В.): «Кто с нами в конструкторское бюро?» (дети и папы идут в конструкторское бюро, надевают белые халаты).

Мастер (М.В.): «Ребята, идёмте в мастерские. Как вы думаете, ребята, какой транспорт можно назвать самым недорогим и экологически чистым?»

Учащихся: «Велосипед».

Мастер (М.В.): «Если все люди пересядут уже завтра на велосипеды и оставят автомобили в гаражах, то даже за 1 день атмосфера на планете станет значительно чище». (Дети уходят в мастерские, надевают фартуки).

Флорист (Н.Л.): «Взрослые приложат много усилий, чтобы на нашей Земле кругом цвели цветы. Прошу вас в оранжерею». (Родители, коллеги уходят в оранжерею).

Конструктор-волшебник (Н.Ф.): «Вас, дорогие коллеги, приглашаю в волшебное бюро, где мы будем мастерить ёлку из бумаги». (Педагоги уходят в волшебное конструкторское бюро). Все работают 20 минут. Дети работают самостоятельно. Педагог помогает по мере необходимости. Включена спокойная музыка.

В конструкторском бюро.

Инженеры (Т.Ю. и Т. В.): «Мы должны с вами представить автомобили будущего. Одно из главных правил: транспорт не должен загрязнять окружающую среду. Сейчас вы все инженеры — конструкторы. Что необходимо вам для работы?» Ответы детей, пап.

Инженер (Т.Ю.): «Расскажите о своей модели транспортного средства.

(Рассказы детей, пап). Возьмите, необходимые материалы и приступайте к работе». Дети работают с Т. Ю. Папы проходят к столам, где лежат различные конструкторы и работают под руководством Т. В.

В мастерской.

Мастер (М.В.): «На заводах, да и везде вокруг нас есть бросовый материал. Кто скажет, что это такое?» Ответы детей.

Мастер (М.В.): «Бросовый материал — это отходы производства. Бросовый материал — это ненужные использованные вещи и предметы.

Я предлагаю, сделать наши велосипеды именно из бросового материала, это производственные отходы нашего завода. Я бы это сделала так (показ образца)». Проговаривание последовательности выполнения, закрепление в виде схемы.

Мастер (М.В.): «Работа нам предстоит серьезная.

Ну, что есть какие мысли по изготовлению транспорта? Что вам понадобиться для работы?

— А как вы будете делать велосипед? С чего начнете? (при помощи пластилина прикрепим колеса)

— Что сделаете затем? (Раму, руль, педали.)

— Как будете крепить детали между собой?

— Как будете отмеривать детали?

— Ну, я вижу у вас много предложений. Желаю вам хорошей работы».

ИНОП: «С нетерпением будет ждать, когда вы сделаете экологически чистый вид транспорта. Желаю удачи».

В оранжерее.

Флорист (Н.Л.): «Сегодня мы будем выращивать цветы. Как вы думаете для чего? (ответы родителей). Правильно, чтобы украсить нашу Землю. Я предлагаю вам сделать такие цветы (показывает образец объёмного цветка).

На столах заготовки, которые мы превратим в лепестки для цветов (показ изготовления лепестков). А теперь мы будем собирать цветок (показ сбора цветка из лепестков). Желаю вам хорошей работы».

В волшебном конструкторском бюро.

Конструктор— волшебник (Н.Ф.): «В преддверии Нового года нам необходимо изготовить большую ёлку из бумаги. Конусы готовы. Иголки будем делать в виде кульков, и наклеивать на конусы (показ свёртывания кульков)».

Во время работы участников, убирается часть картинки с дымящими трубами. Резкий сигнал ПЭ-ПЭ-ПЭ

ИНОП: «Время, отведённое вам, заканчивается. Расскажите, что вы придумали».

Дети и папы рассказывают и показывают свои работы. Другие взрослые демонстрируют огромные цветы и объёмную ёлку.

Гид (В.А.): «Мы реконструировали наш завод, и он больше не загрязняет окружающую атмосферу».

1 ребёнок:

«Мы — весёлые ребята,

Мы — ребята — молодцы!

Мы придумали, как надо,

Землю нашу нам спасти».

2 ребёнок:

«Вместе мы большая сила.

Вместе сможем только мы!

Защитить свою природу,

Экологию Земли».

ИНОП: «Ну, теперь я вижу природа в надёжных руках. Я спокоен за вашу Землю. До свиданья, друзья!».

Экран гаснет, дети и взрослые исполняют песню.

Песня:

Мы смастерим крутой велосипед.

Научимся выращивать цветы.

Мы родились на лучшей из планет.

С ней связаны надежды и мечты.

Пусть будет чистым наш красивый дом.

Пусть не смолкают трели соловья.

Чудесный мир, в котором мы живём.

Спасти сумеем только ты и я.

Гид (В.А.): «У нас на заводе есть вакантные места — мы ждём вас!»

Включается музыка, дети и взрослые выходят из зала.

Литература:

  1. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, 2006 г.
  2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества — М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006 г.
  3. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина, 1995 г.
  4. Лыкова И. А. Учебно-методическое пособие «Художественный труд в детском саду»
  5. Лыкова И. А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, конструкторское бюро, ребенок, окружающая среда, гид, работа, волшебное конструкторское бюро, объемная елка, объемный цветок, последующее склеивание.

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Современная профилактическая работа психолога в образовательном учреждении с использованием арт-терапевтических и медиасредств

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Современная профилактическая работа психолога в образовательном учреждении с использованием арт-терапевтических и медиасредств

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос