Организация трудовой деятельности в природе посредством трудовых десантов с использованием ситуаций выбора | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 01.12.2018

Статья просмотрена: 2877 раз

Библиографическое описание:

Муратова, В. Н. Организация трудовой деятельности в природе посредством трудовых десантов с использованием ситуаций выбора / В. Н. Муратова, Н. С. Бибик, М. М. Головач. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3775/ (дата обращения: 14.11.2024).



Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Остановимся на одном из видов — труд в природе.

Он предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Цели:

– Формирование социально-адаптированной личности ребенка в процессе трудовой деятельности, организованной в форме «Трудового десанта».

– Создание условий для развития самостоятельности и инициативы каждого ребёнка путём вовлечения в различные формы труда в природе, опираясь на интересы и возможностями дошкольников.

Задачи:

– Воспитывать интерес к труду, желание трудиться, бережное отношение к результатам труда, уважение к сверстникам и взрослым.

– Развивать элементарные трудовые навыки, навыки ответственного (умение доводить начатое дело до конца) и творческого отношения к труду.

– Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым, в выполнении трудовых действий.

Критериями трудовой воспитанности выступают: ответственное отношение к труду, к людям, самому себе, коллективу, уровень развития общетрудовых умений и навыков, проявление творчества, активности и самостоятельности в труде.

В дошкольном учреждении внедряется разработанная модель по трудовому воспитанию, включающая в себя целевой (цель, задачи), содержательный (этапы, пути, средства, формы, методы достижения цели), непосредственно трудовой (выполнение трудовых действий) оценочно-регулятивный (анализ результатов труда) компоненты.

В старшей группе детского сада данная модель реализуется педагогами при проведении «Трудовых десантов», направленных на реализацию задач трудового воспитания в природе.

Учитывая современную ситуацию развития дошкольного образования, ориентируясь на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса, в ходе организации трудовой деятельности педагоги создают ситуацию выбора для ребенка. При выборе ребенок видит цель, которая реализуется в определенных действиях. Педагог, при формулировке задания на выбор дает несколько альтернативных предложений, либо стимулирует дошкольников к выдвижению собственных. Сам процесс выбора ставит ребенка в позицию деятеля: он изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

Какой выбор мы представляем ребенку в процессе труда в природе? Это может быть выбор участников по трудовым действиям, материала, видов активности.

Каким образом стимулировать ребенка к выбору?

– можно предложить задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать опавшие листья, в уходе за комнатными растениями и т. п.);

– задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится?);

– противоречия между известным и новым (детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. «Как очистить листья фиалки от пыли?);

– познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем).

Сценарий «Трудового десанта» по теме: «Спасем растения от холода» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: совершенствование трудовых навыков и умений, воспитание у детей позитивного отношения к труду в природе.

Задачи:

  1. Расширить и обогатить представления детей о труде в природе.
  2. Систематизировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.
  3. Развить навыки организации работы.
  4. Формировать у детей положительные личные качества: стремление к труду, заботливость, ответственность.
  5. Воспитывать интерес и любовь к труду, бережное отношение к природе, позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением комнатных растений, орудий труда, план схема изображение клумб и растений.

Предварительная работа: уход и дежурства в уголке природы, беседа о комнатных растениях, способах их размножения, уходе за ними.

Ход трудовой деятельности:

  1. Целевой компонент.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, давайте с ним поздороваемся, улыбнемся ему, друг другу чтобы и у нас, и у нашего гостя было хорошее настроение!

Дети здороваются.

Незнайка: Ребята, сегодня, гуляя по вашему детскому саду, я увидел много интересных растений. Но в то же время, совершенно замерз, нужно было надеть куртку. Смотрел я на растения, любовался ими, и вдруг у меня возник вопрос: «А как же они на клумбе растут, не холодно ли им, не замерзают ли они?»

Воспитатель: Друзья, поможем Незнайке ответить на его вопрос?

  1. Содержательный компонент.

—Ребята, почему сейчас на улице стало холодно?

Ответы детей.

— Скажите, какие изменения происходят осенью в природе?

Ответы детей.

— Правильно, ребята, ранней осенью утром и вечером становится прохладней, чем днем. А поздней осенью прохладно даже днем, наступают первые заморозки.

—Что делают люди, когда становится холодно?

Ответы детей.

—Ребята, подскажите, нужно ли спасать растения от холода?

Ответы детей.

—Как же быть растениям, ведь они не могут надеть теплую шапку, куртку. Как им помочь?

Предположения детей. Подвести к ответу, что растения можно пересадить и перенести на зиму в теплое место.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на клумбу и скажите, какие цветы у нас растут? Есть уличные, садовые цветы, они засыпают на зиму. Мы просто обрежем листья и стебли. А есть комнатные, которые мы весной пересадили, и они могут погибнуть, если не убрать их в тепло.

Воспитатель: Дети, подскажите, какие цветы на нашей клумбе комнатные? Давайте их выберем.

Воспитатель: Что нам нужно для того чтобы пересадить растения?

Воспитатель: Акакие инструменты нам для этого нужны?

Дети называют и выбирают инструменты.

  1. Трудовой компонент.

Воспитатель: Давайте пройдем к клумбе и будем вместе пересаживать цветы в горшочки.

Дети распределяют между собой, кто какую работу будет выполнять.

Педагог с детьми приступает к работе, по ходу уточняет этапы работы, названия растений, способы ухода за ними, закрепляет название частей растений.

  1. Оценочно-регулятивный компонент.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как называются комнатные растения, которые мы пересадили? (Ответы детей.)

Воспитатель с Незнайкой рассматривают растения в горшочках, положительно оценивают работу детей.

Незнайка: Я очень рад, что мы смогли спасти растения. Спасибо вам, друзья. Я вернусь в свой городок и расскажу все малышкам, как нужно заботиться о растениях, чтобы они не замерзли.

Основные термины (генерируются автоматически): растение, Ответ детей, ребенок, труд, трудовая деятельность, бережное отношение, воспитатель, природа, детский сад, трудовое воспитание.

Похожие статьи

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Организация театрализованной деятельности в детском саду через речевое развитие детей

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности

Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Развитие навыков общения с использованием фольклора

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Похожие статьи

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Организация театрализованной деятельности в детском саду через речевое развитие детей

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности

Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Развитие навыков общения с использованием фольклора

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Задать вопрос