Автор: Юсуфкулова Гузалия Гарафиевна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Юсуфкулова Г. Г. Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 139-142.



Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью

У детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью наряду с нарушением базовых психических познавательных процессов также выявляются специфические нарушения речи. Своеобразие развития речи проявляется в нарушении всех его структурных компонентов: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

Речевые нарушения у обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью носят стойкий характер. Наряду с отсутствием речи, звукокомплексов либо с использованием в общении бессмысленных штампов ранее услышанных фраз, присутствуют компоненты сенсорного недоразвития. В связи с чем, у данной категории детей наблюдается ограниченное понимание обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз, инструкций. Другие способны воспринимать бытовую речь и выполнять инструкции, восприятие более сложных речевых конструкций текста затруднено. У детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью формирование письменной речи затруднено либо практически невозможно.

Выше описанное дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.

Своеобразие психического развития обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью с ТМНР определяет специфику их образовательной потребности. Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями.

Понимая значимость учета образовательных потребностей детей с тяжелой умственной отсталостью необходимо создать адекватные условия, способствующие развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС), образование детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями осуществляется не на основе адаптированной основной образовательной программы (АООП), а на основе Специальной индивидуальной программы развития, учитывающей их вариативные специфические образовательные программы.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды. Команда включает специалистов школы и родителей, которые вовлечены в организацию образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. СИПР составляется исходя из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающихся. Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет требования к содержанию СИПР каждого обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и условием их реализации.

Реализация СИПР предполагает формирование у детей с тяжелой умственной отсталостью жизненных компетенций, которые обеспечат их необходимым объёмом знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

В индивидуальном учебном плане ребенка выделены образовательные области. Одним, из которых является язык и речевая практика. Реализация данной образовательной области осуществляется через учебный предмет речь и альтернативная коммуникация. Для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью совместно всеми, сопровождающие в образовании ребенка (учитель класса, учитель-логопед, специальный психолог, учитель-дефектолог, учитель по адаптивной физкультуре и др.), составляется программа учебного предмета.

Программа (подпрограмма) индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью в структуре СИПР отражается в индивидуальной учебном плане в части — коррекционные занятия «альтернативная коммуникация».

Основанием проектирования индивидуальной (рабочей) программы логопедической работы являются нормативные документы:

– Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.

– Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»».

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

– Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).

– Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

– Программа ЦЛП г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова».

– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И. М. Бгажноковой (2010 г).

ФГОС на регламентирует структуру специальной индивидуальной программы развития обучающегося. В нашей школе в структуру СИПР мы включили следующие разделы, предложенные профессором Левченко И.Ю (заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР).

Структура индивидуальной (рабочей) программы логопедической работы содержит следующие компоненты:

– Титульный лист.

– Целевой раздел.

– Пояснительная записка

  • цели и задачи реализации Программы.
  • принципы и подходы к формированию программы.
  • характеристика особенностей речи у детей с тяжелой умственной отсталостью.
  • характеристика развития ребенка на момент составления программы, определяющая приоритетные направления его воспитания и обучения;
  • планируемые результаты освоения Программы.

– Содержательный раздел.

  • Формы, методы и средства организации коррекционно-образовательной деятельности.
  • Взаимодействие учителя–логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса.
  • Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса.

– Организационный раздел.

  • Материально-техническое обеспечение Программы.
  • диагностика речевых нарушений.
  • комплексное тематическое планирование работы по преодолению речевых нарушений.
  • план индивидуальной коррекционной работы.
  • перспективный годовой план работы.
  • проектная деятельность.
  • Индивидуальная программа профессионального развития (ИППР) учителя-логопеда.

Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и они же прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга учитель-логопед оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т. д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [http://www. constitution.ru/] Режим доступа: Система Кодекс-клиент.
  2. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ.
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.14 № 1599.
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей интеллекта / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева. — СПб.: Институт специальной психологии и педагогики, 2000. — 96 с.
  5. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р Маллер, Г. В Цикото. — М.: Академия, 2003. — 202 с.
  6. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1969.
  7. Шипицина Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственной отсталостью, тяжелой умственной отсталостью, умеренной умственной отсталостью, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, индивидуальной логопедической работы, умственной отсталостью формирование, умственной отсталостью жизненных, множественными нарушениями, проектирования индивидуальной, индивидуальной программы развития, проектирования индивидуальной логопедической, Технология проектирования индивидуальной, тяжелыми интеллектуальными нарушениями, программы логопедической работы, «Об утверждении, основная общеобразовательная программа, Адаптированная основная общеобразовательная, множественными нарушениями развития, образовательных потребностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос