Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Иванова Т. А. Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 560-562. — URL https://moluch.ru/archive/147/41368/ (дата обращения: 26.05.2018).



Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной образовательной программы.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Время, отводимое на реализацию программы коррекционного курса «Логопедические занятия», определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР, в рамках количества часов, выделяемых Стандартом на реализацию коррекционно-развивающей области. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Стандарт чётко определяет основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Логопедические занятия»: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Программы коррекционного курса «Логопедические занятия» по требованию Стандарта должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики коррекционного курса;

2) общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3) описание места курса в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса;

5) содержание коррекционного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Ниже приведен примерный алгоритм написания программы коррекционного курса «Логопедические занятия» для группы обучающихся по результатам первичной диагностики.

«Пояснительная записка». В ней даётся характеристика группы обучающихся по результатам первичной диагностики: конкретное описание проблем, на решение которых направлена программа. Ставится цель программы (коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи и (или) формировании навыков вербальной коммуникации). Далее формулируются задачи программы в виде конкретных умений и навыков, определяющих пути достижения цели участниками занятий.

«Характеристика коррекционного курса». Данный раздел включает сроки и этапы реализации программы, систему условий реализации программы (структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия; методы, используемые при реализации программы; описание конкретных используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария; систему организации контроля за реализацией программы), описание места курса в учебном плане.

«Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса». Планируемые результаты реализации программы включают описание промежуточных и итоговых результатов, описанных в виде конкретных умений и навыков, компетенций обучающихся.

«Содержание коррекционного курса». В разделе приводится краткое содержание программы и распределение количества часов по разделам и темам. Так же возможно описание формы контроля усвоения материала. Содержание курса можно представить в виде таблицы:

Таблица 1

Наименование раздела итем

Содержание

Форма контроля

Всего часов

1.

-

-

-

-

«Тематическое планирование». Тематическое планирование раскрывает последовательность изучения содержания программы и распределение количества учебных часов по разделам и темам. Данный раздел удобно оформить таблицей, имеющей следующие графы:

Таблица 2

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

Оборудование

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

1

-

-

-

-

-

-

«Материально-техническое обеспечение». Здесь приводится описание оборудования и инструментов, основной и дополнительной литературы, которые педагог планирует использовать для реализации программы.

По итогам работы, в конце года, проводится повторное обследование обучающихся для проверки эффективности программы коррекционного курса.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционного курса, коррекционного курса «Логопедические, курса «Логопедические занятия», умственной отсталостью, программы коррекционного курса, реализации программы, интеллектуальными нарушениями, количества часов, описание места курса, результаты освоения коррекционного, предметные результаты освоения, результатам первичной диагностики, виде конкретных умений, освоения коррекционного курса, коррекционного курса», реализацию программы коррекционного, содержания коррекционного курса, специфики коррекционного курса, характеристику коррекционного курса, Программы коррекционного курса.


Похожие статьи

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переговорная площадка как форма организационно-управленческого и методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переговорная площадка как форма организационно-управленческого и методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Задать вопрос