Автор: Калашникова Светлана Анатольевна

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 10.06.2016

Статья просмотрена: 1489 раз

Библиографическое описание:

Калашникова С. А. Вопросы проектирования специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 16-19.



Понятием «тяжелые множественные нарушения развития» (ТМНР) обозначаются такие нарушения развития, когда существует три и более первичных нарушения, каждое из которых имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии ребёнка (например, умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи). Тяжесть нарушения развития ребенка в целом определяется степенью выраженности интеллектуального дефекта.

Разноуровневый характер психического развития детей с ТМНР, когда каждому уровню соответствует своя картина социального, когнитивного, эмоционального развития, значительно осложняет работу педагогов и специалистов по обеспечению специальных образовательных условий для детей с комплексными нарушениями.

Практика обучения и воспитания детей с ТМНР характеризуется определенными трудностями. Во-первых, в настоящее время в детской популяции отмечается полиморфизм интеллектуальных расстройств, что требует исключительно индивидуального подхода к организации образовательной среды, планированию содержания образования и оценке образовательных достижений детей, имеющих такие нарушения. Во-вторых, педагоги зачастую не готовы к преобразованию собственного профессионального опыта. Это касается и педагогов специальных образовательных учреждений, чей профессиональный опыт преимущественно связан с обучением и воспитанием отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и педагогов массовой школы, которые чаще всего не имеют опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития. Приверженность общепринятому классно-урочному построению учебного процесса, доминирование методов, направленных преимущественно на развитие когнитивной сферы, использование традиционных способов оценивания образовательных достижений обучающихся, — это далеко не полный перечень причин, осложняющих процессы трансформации профессионального мышления педагогов, так необходимой для эффективного планирования и реализации процесса образования обучающихся с ТМНР.

В отечественной практике образования впервые появились нормативные документы, регламентирующие на государственном уровне требования к содержанию, условиям и результатам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с ТМНР. Так, с 01 сентября 2016 г. применяются к правоотношениям в сфере образования федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарты). Вариативность содержания и организационных форм получения образования обучающимися с ТМНР определены:

– во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ — для глухих, слепых детей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, которые помимо основного дефекта имеют другие нарушения развития, в том числе, умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени (варианты адаптированных основных общеобразовательных программ 1.4, 3.4, 6.4, 8.4) [3];

– во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью — для детей с интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести (вариант 2 адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью) [4].

В указанных Стандартах используется новое понятие «специальная индивидуальная программа развития» (СИПР). Это образовательная программа, разрабатываемая на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями, с учетом специфических индивидуальных образовательных потребностей обучающихся указанных категорий [3; 4].

СИПР — это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги специалистов и родителей в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития. Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение обучающихся с ТМНР в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач [3; 4].

В рамках экспериментальной апробации новых Стандартов для детей с ОВЗ организации-пилотные площадки осуществляли проектирование и реализацию СИПР в течение 2014/15, 2015/16 учебных лет. Практика разработки СИПР показала, что у педагогов и специалистов возникают затруднения при проектировании данного документа, которые связаны, прежде всего:

– с отбором содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью) и примерными адаптированными основными общеобразовательными программами в его соотнесении с индивидуальными возможностями обучающегося с ТМНР;

– с определением содержания части, формируемой участниками образовательного процесса, с ориентацией на индивидуальные образовательные потребности обучающегося с ТМНР и в соотнесении с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА);

– с выбором форм реализации содержания образовательных областей с учетом индивидуальных возможностей ребенка с ТМНР;

– с планированием ожидаемых результатов и проектированием системы оценки достижений обучающихся с ТМНР.

В условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ специальная индивидуальная программа развития представляет собой механизм обеспечения качества образования детей с ТМНР. При проектировании СИПР необходимо учитывать структуру нарушений, особые образовательные потребности и потенциальные возможности конкретного обучающегося. При разработке СИПР необходимо руководствоваться следующими общими требованиями к образованию детей с ТМНР, которые обозначены в Стандартах:

– уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка;

– значительно редуцирован «академический» компонент и максимально расширен компонент «жизненной компетенции»;

– образовательная среда и учебное место организуются в соответствии с индивидуальными особенностями развития конкретного ребенка;

– обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, его развитие в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других);

– личностные и предметные планируемые результаты освоения специальной индивидуальной программы развития рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся;

– содержание коррекционно-развивающей области включает обязательные коррекционные курсы и дополняется организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида;

– проектирование и реализация СИПР — совместная работа различных специалистов (педагогов, дефектологов, специальных психологов, социальных работников, специалистов здравоохранения и др.) и родителей обучающихся.

При разработке СИПР необходимо использовать примерные АООП начального общего образования для глухих, слепых детей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и примерную АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых представлена структура и общие требования к содержанию СИПР и созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ТМНР [2]. Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с ТМНР, в том числе, вопросы проектирования СИПР, подробно рассмотрены в п.5 Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07) [1].

Реализация СИПР предполагает формирование у ребенка с ТМНР жизненных компетенций, которые рассматриваются в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья как овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку в настоящий момент в обыденной жизни. Основная функция жизненных компетенций — обеспечить ребенка необходимым в повседневной жизни объемом знаний, умений и навыков, формирующим основу дальнейшего развития отношений с социальным окружением, что достигается благодаря последовательному введению ребенка во все более сложное жизненное окружение, соответствующее зоне его ближайшего развития.

При этом следует учесть, что Стандарты и примерные АООП не содержат перечня жизненных компетенций, поскольку их определение возможно лишь индивидуально для каждого ребенка с ТМНР. В нормативных документах содержатся перечни примерных предметных и личностных результатов обучения, поэтому проектирование формируемых жизненных компетенций должно осуществляться с опорой на эти перечни, на основе комплексного изучения особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося и с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА.

Оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций целесообразно проводить с использованием метода экспертной оценки, и в качестве экспертов привлекать разных специалистов, реализующих СИПР, а также членов семьи ребенка с ТМНР. Задача экспертной группы — выработка согласованной позиции в отношении оценки освоенных ребенком жизненных компетенций на основе анализа результатов обучения ребенка и динамики его развития. Важно учесть, что трудности обучающегося с ТМНР в освоении отдельных учебных предметов или предметных областей не должны квалифицироваться как показатель неуспешности обучения и развития [2; 3; 4].

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психофизического развития и состояния конкретного ребенка с ТМНР. В связи с этим программу оценки результатов разрабатывает образовательная организация с учетом контингента обучающихся. Компоненты оценки и рекомендуемые оценочные показатели представлены в примерных АООП [2].

Таким образом, работа в образовательной организации по проектированию СИПР должна быть организована таким образом, чтобы ее содержание полностью обеспечивало, с одной стороны, требования ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, а с другой, — было направлено на реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ТМНР для обеспечения качества их образования.

Литература:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07.
  2. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с ОВЗ. Одобраны решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения 03.05.2016).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [офиц. сайт]. URL: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598 (дата обращения 29.04.2015).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [офиц. сайт]. URL: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1599 (дата обращения 29.04.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): умственной отсталостью, ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования, интеллектуальными нарушениями, начального общего образования, ФГОС НОО, жизненных компетенций, индивидуальной программы развития, государственный образовательный стандарт, образования детей, тяжелыми множественными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальной индивидуальной программы, нарушениями развития, «О введении ФГОС, введении ФГОС ОВЗ», образовательных потребностей, образовательный стандарт образования, тяжелыми нарушениями, нарушения развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос