Деятельностный подход в формировании нравственных установок обучающихся по II варианту адаптированной основной общеобразовательной программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Скоревич А. Л., Гринкевич Л. Н. Деятельностный подход в формировании нравственных установок обучающихся по II варианту адаптированной основной общеобразовательной программы // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 403-405. — URL https://moluch.ru/archive/183/46889/ (дата обращения: 23.03.2019).



В статье идёт описание опыта работы по формированию нравственных установок и моральных норм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, рассматриваются интегрированные подходы урочно-внеурочной деятельности, эффективные формы взаимодействия.

Ключевые слова: формы взаимодействия учитель, ученик, родители, дети, 2 вариант АООП.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Одной из первостепенных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми с глубокой умственной отсталостью, ТМНР является их нравственно–этическое воспитание, а именно: формирование у детей нравственных установок и моральных норм поведения. Ввиду специфических особенностей интеллектуального развития детей данной категории, их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Дети узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами в привычной конкретной ситуации.

Достаточно сложным, но необходимым для «особого» ребёнка является воспитание положительного отношения к труду (как бытовому, так и творческому), формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, воспитание таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, настойчивость. Часто наблюдаемые негативизм, упрямство, двигательное психическое беспокойство, нарушение эмоционально-волевой сферы детей являются препятствием в их духовном развитии.

Воспитание детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью, их особые образовательные потребности диктуют применения особых методов деятельности педагога, инновационных форм взаимодействия. Обучение детей строится на основе деятельностного подхода, согласно которому главным условием развития является активная деятельность самого ребенка при направляющей помощи взрослого.

Примером совместной практической деятельности служит интегрированный подход урочно-внеурочной деятельности — «Изготовление панно в технике «Смятые комочки» «Дружок» в 4 классе (2 вариант АООП). Форма взаимодействия «учитель-ученик».

Совместная деятельность включает в себя 2 этапа. На этапе познавательной деятельности учитель создаёт условия для формирования представлений детей о живой природе, домашних животных (собаке). Через вовлечение в разные формы деятельности (наблюдение за собакой, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры) идёт привитие стремления к доброте, заботливому отношению к животным, близким людям, побуждение к практической деятельности. На практическом этапе дети (при поддержке учителя) выполняют аппликацию из смятых комочков.

Таким образом, в результате совместной (учитель-ученик) деятельности учащиеся:

– пополнили знания о домашнем животном — собаке,

– изготовили панно, закрепив навыки выполнения аппликации из смятых комочков,

– проявили личностные качества: трудолюбие, аккуратность, желание создавать красоту своими руками, радовать своими творческими успехами близких людей.

Примером формы взаимодействия «учитель-родители-дети» служит совместная практическая деятельность «Изготовление песочного печенья «Вкусняшка» в 5 классе (2 вариант АООП).

Содержательная цель деятельности педагога: пробудить эмоции детей, желание, подобно пекарю, приносить близким людям радость, угощая их душистой выпечкой. На уроках по предмету «Окружающий социальный мир» идёт разговор о профессии пекаря, во внеурочной деятельности через сюжетно-ролевую игру «Встреча гостей» — закрепляются правила гостеприимства, этикета за столом, изготовили выпечку из солёного теста.

Школьный класс не приспособлен для кулинарной деятельности, а потому попробовать себя в роли пекаря дети могут только дома. У Тимофея приближался день рождения и он решил дома приготовить праздничное угощение. В роли наставницы и помощницы в процессе выпекания печенья выступила мама.

В результате Тимофей:

– закрепил знанияя о профессии пекаря, последовательность приготовления печенья,

– проявил личностные качества, позаботился о своих близких людях и друзьях,

– показал себя целеустремлённым, трудолюбивым, аккуратным.

Интересная и эффективная форма взаимодействия «учитель-ученик-ученик» отражена в проекте «Если с другом вышел в путь», в ходе котрого учащиеся 4 класса, обучающиеся по варианту 1 АООП, осуществляли шефство над учащимися 2 класса, обучающихся по 2 варианту АООП. Во время совместных исследований, творческой деятельности, участия в экологических и социальных акциях («Вырасти друга», «Хлебные крошки», «Солнышко»), игровых и танцевальных минутках дети с глубокой умственной отсталостью приобретали нравственный опыт взаимодействия со здоровыми детьми, учились строить отношения на основе доверия, дружелюбия, взаимопомощи и уважении друг друга. Для учащихся 4 класса данный проект имел весомую значимость в развитии нравственных качеств личности: толерантности, отзывчивости, готовности на практике реально помогать нуждающимся детям.

Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение учащимися общечеловеческих ценностей. Идеи, заложенные в использовании инновационных форм взаимодействия «учитель-ученик», «учитель-родители-дети», «учитель-ученик-ученик», педагогическая поддержка, понимание и принятие индивидуальных особенностей ребёнка-инвалида дает возможность не только сформировать у него нравственные установки, моральные нормы, гуманные чувства, но и сделать их достаточно устойчивым.

Опираясь на собственный опыт, исследования педагогов-практиков, можно отметить, что зачастую, не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, дети с глубокой умственной отсталостью, ТМНР, благодаря выработанным у них твердым нравственным устоям, следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств.

Литература:

  1. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.- М.2007
  2. Примерная адаптированная общеобразовательная программа на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Вариант 2)
  3. Рубинтейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
  4. Чуркина А. И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): глубокая умственная отсталость, ребенок, форма взаимодействия, класс, моральная норма поведения, профессия пекаря, инновационная форма взаимодействия, совместная практическая деятельность, урочно-внеурочная деятельность, эффективная форма взаимодействия.


Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Основные формы работы на занятиях «Художественным творчеством»-групповые и коллективные.

Организация внеурочной деятельности детей...

Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Авторы: Артемьева Александра Борисовна, Никонорова Ираида Юрьевна, Ожегова Татьяна Васильевна.

Проверяют, как они изменяются при взаимодействии с водой.

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности.

Методы формирования нравственности у детей с ограниченными...

Методы воспитания детей с умственной отсталостью можно разделить на две группы

Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, верховая езда, спортивная терапия и другое и

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

соревнования, мастер — классы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности); организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными

Обогащение опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

- Принцип равноправного взаимодействия субъектов внеклассного образования.

9 класс. творческие группы(клубы). по увлечениям, с ориентацией на будущую профессию.

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности...

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи.

Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми.

Основные методы педагогической поддержки социализации...

...с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются: 1. Ролевые игры.

Интеграция имеющихся разносторонних знаний участников и обучение способам их применения в практической деятельности.

Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по...

Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение которой связано с

дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении)

Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Основные формы работы на занятиях «Художественным творчеством»-групповые и коллективные.

Организация внеурочной деятельности детей...

Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Авторы: Артемьева Александра Борисовна, Никонорова Ираида Юрьевна, Ожегова Татьяна Васильевна.

Проверяют, как они изменяются при взаимодействии с водой.

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме

Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности.

Методы формирования нравственности у детей с ограниченными...

Методы воспитания детей с умственной отсталостью можно разделить на две группы

Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, верховая езда, спортивная терапия и другое и

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

соревнования, мастер — классы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности); организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными

Обогащение опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

- Принцип равноправного взаимодействия субъектов внеклассного образования.

9 класс. творческие группы(клубы). по увлечениям, с ориентацией на будущую профессию.

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности...

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи.

Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми.

Основные методы педагогической поддержки социализации...

...с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются: 1. Ролевые игры.

Интеграция имеющихся разносторонних знаний участников и обучение способам их применения в практической деятельности.

Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по...

Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение которой связано с

дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении)

Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Задать вопрос