Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 03.05.2018

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Кочнева Т. В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 107-110. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14201/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблюдением за уровнем сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Статья будет полезна для педагогов дошкольных учреждений комбинированного вида, педагогов начального общего образования, а также студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: мелкая моторика, навык самообслуживания, умеренная умственная отсталость, обучающийся, уровень развития, ближайшее окружение.

В настоящее время существует тенденция увеличения числа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Анализ литературы по теме исследования показывает, что у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра с трудом формируются гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Самообслуживание − обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других [4, с. 54].

По мнению В. Г. Нечаевой «самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования» [3, с. 34].

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра характерна несформированность всех познавательных процессов. Очень часто у них обнаруживается полная беспомощность в самообслуживании и очень низкое владение гигиеническими навыками (или полное их отсутствие), а особенности развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра затрудняют их обучение в условиях группы.

Констатирующий этап экспериментального исследования проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар». В нем были задействованы трое обучающихся, которым по заключению территориальной ПМПК рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе учебного плана обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, имеющих расстройства аутистического спектра (сложный дефект).

Для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, была использована методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, предложенная Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко [1, с. 54], в которой критерии оценивания сформированности навыков самообслуживания были адаптированы под обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра.

I.Изучение знаний обучающихся осебе ио предметах окружающего мира.

Для решения задачи изучения знаний обучающихся о себе и о предметах ближайшего окружения предлагается обследование возможности обучающегося соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями, выявление знаний по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей». В соответствии с темами обучающимся предлагаются задания.

  1. Части тела:

— «Покажи, где руки (ноги, пальчики, рот)». Если обучающийся осуществляет связь между предметом и его наименованием, то дополнительно в задании требуется показать правую руку (ногу), левую руку (ногу).

  1. Одежда и обувь:

— «Покажи, где футболка (брюки, ботинки, сандалии)».

  1. Посуда:

— «Покажи, где чашка (ложка, тарелка, салфетка)».

  1. Мебель:

— «Покажи, где стол (стул, шкаф)».

  1. Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей:

— «Покажи, где мыло (полотенце, горшок)».

Критерии оценивания:

− соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями;

− не соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями.

II.Изучение развития мелкой моторики.

Для изучения мелкой моторики обследуются умения обучающихся застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнурки. Обучающемуся предлагается на рамке с липучками расстегнуть и застегнуть «липучки», потом на рамке с молнией, затем на рамке с пуговицами и рамке со шнурками. Рамка лежит перед обучающимся на столе. В ходе выполнения заданий оценивается уровень развития мелкой моторики с учетом следующих оснований для анализа: понимание инструкции и выполнение задания в соответствии с инструкцией; уровень самостоятельности выполнения задания (самостоятельно или с помощью педагога, после демонстрации или в ходе подражания, выполнение «рука в руке»).

Критерии оценивания:

Выполнение заданий оценивается по трехбалльной шкале:

0 — обучающийся инструкции не понимает, в задании не ориентируется, самостоятельно задание не выполняет, даже после показа.

1 — обучающийся инструкцию понимает, ориентируется в задании, но не достигает цели, мелкая моторика развита слабо, обучающийся выполняет действия только с помощью взрослого («рука в руке»);

2 — обучающийся инструкцию понимает, ориентируется в задании, задание выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, мелкая моторика хорошо развита.

0–3 балла — низкий уровень развития мелкой моторики.

4–5 баллов — средний уровень развития мелкой моторики.

6–8 баллов — высокий (достаточный) уровень развития мелкой моторики.

III.Изучение сформированности навыков самообслуживания.

Для изучения сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра используется метод наблюдения за повседневной жизнью. Отмечались следующие навыки:

Навыки приема пищи:

– сесть за стол;

– пользоваться ложкой;

– пользоваться чашкой;

– вытирать рот салфеткой;

– убирать за собой посуду и задвигать стул.

Навыки удовлетворения естественных потребностей:

– проситься в туалет;

– сидеть на унитазе;

– ходить на унитаз;

– открывать кран с водой;

– брать мыло и намыливать руки, и тереть их друг о друга;

– смывать мыло;

– закрывать кран;

– вытирать руки полотенцем.

Навыки пользования одеждой и обувью:

– надевать брюки;

– надевать футболку;

– надевать куртку;

– застегивать молнию на куртке;

– надевать ботинки;

– снимать брюки;

– снимать футболку;

– снимать куртку;

– расстегивать молнию на куртке;

– снимать ботинки;

– убирать одежду в шкаф.

Критерии оценивания:

Состояние каждого навыка оценивается в баллах, количество баллов варьируется от 0 до 2.

0 баллов — навык отсутствует, все действия выполняются взрослым.

1 балла — выполнение навыка при незначительной помощи взрослого.

2 балла — навык сформирован.

0–25 баллов − низкий уровень сформированности навыков самообслуживания. Обучающиеся нуждаются в значительной помощи взрослого. Требуется работа по формированию навыков самообслуживания.

26–44 балла — средний уровень сформированности навыков самообслуживания. Обучающийся нуждается в развитии и повышении уровня навыков самообслуживания.

45–48 баллов — высокий (достаточный) уровень сформированности навыков самообслуживания.

Таким образом, для изучения уровня сформированности навыков самообслуживания обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра применяются методы беседы и наблюдения за повседневной жизнью. Для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра применяется методика, описанная выше.

В результате диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследовании, было установлено, что только один обучающийся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями по 5 предъявленным темам, у двух обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра возникают трудности в соотношении предметов ближайшего окружения с их названиями.

Также выявлено, что у одного обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра развитие мелкой моторики на среднем уровне, у двух обучающихся — низкий уровень развития мелкой моторики.

У всех обучающихся вышеуказанной категории, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования уровень сформированности навыков самообслуживания на среднем уровне.

Коррекционная работа олигофренопедагога по повышению уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра должна быть направлена, в первую очередь, на развитие мелкой моторики.

Эффективной формой организации работы олигофренопедагога по повышению уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра является индивидуальная форма работы.

Литература:

1. Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. — 2014. — № 1 (33). — С. 52–59.

2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А. Р. Маллер. — М.: Просвещение, 2003. — 123 с.

3. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская [и др.]; под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.

4. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1997. — 125 с.

Ключевые слова

мелкая моторика, обучающийся, умеренная умственная отсталость, навык самообслуживания, уровень развития, ближайшее окружение

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос