Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза
Автор: Николашкина Виолета Евгеньевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 29.08.2016
Статья просмотрена: 779 раз
Библиографическое описание:
Николашкина, В. Е. Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза / В. Е. Николашкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1224/ (дата обращения: 16.11.2024).
Социокультурная образовательная среда вуза как любая система представляет собой синергетическое взаимодействие четырех основных компонентов, каждый из которых в свою очередь является системой:
‒ сообщество, т. е. люди с их потребностями, интересами, целями, знаниями, представлениями, эмоциями и т. д.;
‒ социальные связи — отношения или взаимодействия, в которые вступают люди для реализации своих потребностей, интересов, целей и т. д. Могут быть формальными и неформальными, вертикальными и горизонтальными, позитивными и негативными;
‒ социальные нормы — различного рода правила, по которым строятся социальные связи и реализуются социальные процессы;
социальные процессы — любые изменения, происходящие в трех вышеназванных элементах. [3]
В нашем диссертационном исследовании такие подсистемы мы обозначили как сферы социокультурной образовательной среды вуза. Одной из таких наиболее важных сфер является социальная сфера.
Как представлено на схеме 1, социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза включает в себя следующие структурные элементы: учебно-методическое управление, социальный статус вуза, престиж вуза и вузовский менеджмент.
Учебно-методическое управление включает следующие компоненты: учебная и методическая база обучения и практики. Это материальная база вуза: архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки. В образовательном процессе имеет значение не только то, кто учит, кого учит, но и где учат. Предметная среда, окружающая студентов и преподавателей, оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.
Следующим структурным элементом социальной сферы является социальный статус вуза, а в нем — факультета, кафедры, а также престиж вуза, специальности; имидж факультета, кафедры, отдельных преподавателей, способствующих привлекательности, росту авторитета специальности юриста, предметов учебного плана.
Рис. 1. Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза
Корпоративный имидж вуза — это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации. [1]
Важными составляющими имиджа вуза являются его миссия и история. Руководитель вуза, его ректор, его заместители по различным направлениям деятельности — проректора, если мы рассматриваем их как аргумент в пользу вуза и «транслируем» во внешнюю среду, и сотрудники (их поведение, внешний вид, компетентность, манера общения, стиль одежды), и даже клиенты, а это студенты, которых можно рассматривать как временный, но очень значимый для имиджа вуза персонал — все работает на имидж вуза.
Дать оценку позитивного имиджа можно при помощи индикаторной оценки имиджа (Н. Л. Жарикова). Согласно данной методике, оценить репутацию организации можно при помощи индикаторов. [1]
- Первый корпоративный индикатор — внутренний имидж — является комплексным индикатором, определяет внутреннюю среду организации и делится на единичные индикаторы: преданность сотрудников, моральный климат коллектива, признание всеми целей и стратегии организации, развитая система стимулирования персонала, качественные условия труда и т. п.
- Второй комплексный индикатор — потребительский. Он определяется рыночной средой и характеризует внешний имидж организации; наименее контролируемый, включает в себя такие индикаторы, как: общая известность и репутация, скорость реагирования на запросы потребителей, инновационность, престиж и качество услуг, объем сервиса и т. д.
- Следующий важный индикатор имиджа организации — партнерский, состоящий из показателей: соблюдение сроков и условий по договорным обязательствам, уровень внешних связей, конкурентный статус и т. д.
Следующим структурным элементом социальной сферы социокультурной образовательной среды вуза являетсявузовский менеджмент (студенческое самоуправление, административное управление, неформальные студенческие объединения) — это организация управления вузом, это самоуправление со стороны студентов.
Вузовский менеджмент включает в себя внеаудиторную работу со студентами, осуществляемую в вузе в различных кружках, в деятельности органов студенческого самоуправления, профсоюзной студенческой организации и т. д.
Организация студенческого самоуправления, в которую входят: поддержка и формирование самодеятельных коллективов студентов, предоставление возможностей в выборе направлений деятельности в рамках образовательного пространства, определением прав, обязанностей, целей деятельности студенческих объединений, где конечной целью является развитие отношений между всеми участниками воспитания, основанных на отправлении и самоуправлении; авторитетность и действенность студенческого самоуправления, охватывающее различные сферы жизнедеятельности студентов в вузе (обучение, научной, общественной и социальной деятельности, досуга, спорта и пр.), его привлекательность для студентов и др.
Важную роль играет психологическая составляющая внеаудиторной работы. Внеаудиторная деятельность студента развивает его межличностную компетентность и влияет на формирование устремлений к достижениям в учебе. Значимыми для этого являются добровольное участие, устойчивая мотивация и возможности предлагаемой внешним окружением структуры внеаудиторной деятельности.
Внеаудиторная работа развивает осознанную, разумную инициативу, под которой подразумевается способность согласовывать индивидуальные, групповые и корпоративные интересы и вырабатывать эффективные способы достижения поставленных целей. Особое место в процессе создания социокультурной среды университета занимает вторичная социализация. Социализация как процесс приобщения индивида к правилам, нормам и требованиям социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества предполагает овладение соответствующим опытом и навыками, необходимыми в экономической, духовной, политической и социальной сферах.
Таким образом, вузовский менеджмент, определяющий уровень включенности самих студентов в самоуправление, обладает большой прогностической силой, предопределяет содержательное, творческое включение студентов в общественную жизнь вуза, а, следовательно, способствует развитию самостоятельности, творчества специалиста в его будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Ахтямов Т. М., Шкардун В. Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. — Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 3
- Белогурова, В. А. Практика созданиямодели специалиста / В. А. Белогурова. — М.:Педагогика, 1989. — 35 с.
- Бондарева О. А. Формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции: дис….канд. пед. Наук/ О. А. Бондарева.- Орел,2013.-266 с.
- Филатов М. Н. Конструирование социокультурной среды вуза — модель реализации компетентностного подхода в образовании // Гуманизация образования. — 2007. — № 4. — С.11–17.