Актуальность темы определяется возрастающим значением межэтнических, межкультурных, межнациональных связей. Интеграция культур, динамизм духовной, политической, экономической и этнической сторон жизни общества является объективным процессом, который происходит через различные системы, одной из которых является поликультурная среда. В связи с этим, поликультурная среда сегодня привлекает внимание многих научных деятелей. Она фокусирует в себе многие острые проблемы современности, и в первую очередь эти проблемы связаны с духовно нравственной стороной жизни человека.
Необходимость глубокого изучения роли нравственного становления и развития личности в условиях поликультурной среды вуза в нашей стране связана с такими обстоятельствами, характерными для нее, как изменение парадигмы образования, переосмысление ее целей и содержания, а также модернизация нашего общества.
Значимость роли среды для духовно-нравственного развития личности изучалась многими учеными-педагогами и психологами различных времен, такими как, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, Д. Дидро, И. Ф. Гербартом, А. Дистервегом, Р. Оуэном, Л. С. Выготским, К. Д. Ушинским, А. Н. Леонтьевым, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, Е. О. Шацким, Д. Б. Элькониным и другими.
Для более подробного изучения категории «поликультурной среды» необходимо, изначально рассмотреть определение среды в целом. Так, большая психологическая энциклопедия дает следующее толкование среды: «Термин, который обычно подразумевает внешнюю среду обитания организма, хотя может применяться и для описания нашей внутренней (т. е. физиологической среды). Он содержит в себе имплицитную предпосылку о том, что определенная среда оказывает модифицирующее воздействие на организм. Мы можем сказать, что некий организм является «продуктом своей среды» [1, с.516]. В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» определяется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества; окружающие социальные условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [2, с.759]. Так, можно сказать, что среда — это совокупность условий, окружающих человека, оказывающая воздействие на него. Человек меняется в среде и с помощью среды.
Особое значение в развитии личности человека играет социальная среда, на что обращает внимание и Л. С. Выготского, который дает следующее определение среды: «Среда для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом» [6, с.101].
В педагогическом словаре социальная среда определяется как соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека [3, с.176].
Обобщая, можно сказать, что в понятие социальной среды необходимо включить непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Социальная среда определяется множественными взаимосвязями и взаимоотношениями ее субъектов в процессе деятельности, это дает возможность говорить о её системности. Системность социальной среды рассматривается в культурно-исторической теории Л. С. Выготского и раскрывается в понятии «социальной ситуации развития». Социальная среда и культура у Выготского выступают как источники психического развития человека. Разновидностью социальной среды является поликультурная среда. Л. И. Новикова определяет поликультурную среду как социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т. д.). Она представляет собой специфическое состояние современной жизни в цивилизованном мире, и включает в себя совокупность всех сфер жизнедеятельности, влияющих на индивидов. В ней происходит интеграция общекультурного и личностного начал.
Для России основная специфика поликультурной среды заключается в том, что люди, представляющие различные культуры, имеют практически равные права в самостоятельном выборе поведения. Данный фактор играет важную роль при рассмотрении вопроса образования студентов в условиях поликультурной среды вуза.
Поликультурная среда вуза способствует развитию молодых людей, готовых к профессиональной, созидательной деятельности в условиях поликультурности общества, способных к общению с представителями различных культур, этносов и национальностей.
Так, в дальнейшем, поликультурная среда вуза будет определяться нами как среда вуза, где происходит развитие межкультурных, социальных, образовательных отношений, способствующих формированию общечеловеческих качеств и ценностей.
Говоря о высших учебных заведениях, необходимо отметить, что образовательный процесс в вузе включает в себя не только обучение, но и воспитания студентов. Данное направление должно быть одним из приоритетных, когда речь идет о педагогическом вузе. В условиях поликультурной среды отношение к иным национальностям и являются одной из составляющей нравственной позиции студентов, которая предопределяет нравственное воспитание, что в свою очередь и является главной особенностью данной среды.
Мы можем предположить, что нравственное воспитание студента является весьма сложным и разносторонним процессом, особенно в условиях поликультурной среды вуза, который осуществляется под воздействием различных факторов и условий. В результате этого воздействия у студента формируется нравственная позиция.
Многие ученые сходятся во мнении, что совокупность основных отношений к миру, к людям, и к себе образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию (К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, Н. А. Коваль, Н. Б. Трофимова и др.).
Исследование проблемы нравственной позиции личности проводили такие ученые психологи, как Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Петренко, C. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, и др.
Нравственная позиция — это очень емкое понятие, включающее способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний и т. п.
Павлов В. И. определяет нравственную позицию как способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний. Он отмечает, что воспитание нравственной позиции будущего педагога принадлежит к социальным явлениям и является одним из факторов развития общества и личности [4, с.322–325].
У студентов педагогического вуза, в процессе их обучения и воспитания в нашем понимании должны сформироваться устойчивые нравственная позиция, убеждения, оказывающие регулирующее воздействие на поведение и деятельность будущего педагога.
Таким образом, можно говорить о том, что нравственную позицию характеризуют убеждения, относящиеся к нормам общественного поведения и их соблюдение, которые человек должен сам осознать, принять как ориентир своих поступков, отражающие жизненную установку личности.
От нравственной позиции студентов, их социальной активности во многом зависит судьба нашего общества. Нравственная позиция и моральные устои молодых людей являются основой для социализации поколения и должны являться одной из главных задач работы со студентами. Особенно это важно в условиях поликультурности среды вуза, в которой студенты учатся.
Если спроецировать понятие «нравственной позиции» на педагогический процесс, то сущность понятия «нравственная позиция» мы можем рассматривать как целенаправленный педагогический процесс формирования нравственной личности, в которой заключаются представления о нравственных ценностях, принятых в обществе и сопоставление их с личным опытом, основанным на знаниях и умениях профессиональной деятельности педагога.
Организация среды для формирования нравственной позиции будущего педагога является насущной проблемой образования. Необходимо учитывать, что процесс формирования личности не совершается моментально, а протекает длительно, а затем существует на протяжении всей его жизни. Как говорит П. И. Пидкадистый это движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, свою историю [5, с.11].
Роль нравственной позиции в условиях поликультурной среды весьма важна. Нравственная позиция выступает регулятором поведения личности. Благодаря устойчивой нравственной позиции молодой человек определяет для себя необходимые ему ориентиры и качества личности для успешного развития в данной среде. Она дает ему четкое определение таких категорий, как добро и зло, отзывчивость и холодность, толерантность и черствость, формирует отношение человека к другим людям, и что немаловажно в условиях поликультурной среды, к людям других убеждений, религий и национальностей.
Таким образом, изучив различную философскую, педагогическую и психологическую литературу мы можем сказать, что в настоящее время процесс интеграции культур в нашей стране с каждым днем растет и укореняется. В связи с этим, следует уделять внимание на отношение молодежи к поликультурному сотрудничеству. Одним из основных условий такого сотрудничества должна являться нравственность молодежи. И стержнем нравственности, нравственного воспитания становится нравственная позиции, что очень важно для будущего педагога, его справедливых решений, которые будут служить примером для подрастающего поколения.
Литература:
- Большая психологическая энциклопедия/ под ред. Н. Дубенюк.- Москва:Эксмо,2007.- 544с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка./Ожегов С. И. РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова- 4е изд.,дополнения.- Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2006.- 944с.
- Педагогический словарь /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: Академия, 2005.
- Павлов В. И. Духовно- нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов / Павлов В. И. // Фундаментальные исследования. -2011. — Вып.12(2).
- Пидкадистый П. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус — Москва: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
- Словарь Л. С. Выготского/ Е. Высоцкая, А. Леонтьев, Ю. Новожилова и др.- Москва: Смысл,2007.- 128с.
- Трофимова Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): моногр./ Н. Б. Трофимова. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 283 с.