Масс-медиа сфера социокультурной образовательной среды в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.08.2016

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Николашкина, В. Е. Масс-медиа сфера социокультурной образовательной среды в вузе / В. Е. Николашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33436/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день проблема создания социокультурной образовательной среды в вузе является актуальной. Изучая и проектируя различные аспекты среды, можно определять возможности эффективного управления социокультурной образовательной средой, непосредственно окружающей обучаемых, в соответствие с целями обучения. При этом социокультурная образовательная среда становится средством личностного становления студента не только «в руках педагога», но и «в руках» обучающегося студента. На основе представленных в научной литературе концептуальных положений в модели социокультурной образовательной среды вуза, как пространства профессионального становления бакалавра юридического образования, может быть выделена масс-медиа сфера. На схеме 1 представлены информационные потоки в рамках данной сферы социокультурной образовательной среды.

Основными структурными элементами масс-медиа сферы являются коммуникативно-аналитический опыт, аналитико-диагностическая и проективная практика, а также коммуникативно-информационный компонент.

Коммуникативно-аналитический опыт может быть реализован через организацию семинаров, конференций, круглых столов. Аналитическая практика, как компонент аналитического опыта имеет своей целью применение студентами теоретических знаний по юридическому анализу на материалах деятельности конкретных организаций, формирование практических навыков и разработка мероприятий по повышению эффективности работы и совершенствованию технологии управления. Важными компонентами коммуникативно-аналитического опыта обучающихся являются ситуативно-игровое моделирование, коммуникативные тренинги и организация различного рода диалоговых встреч с ведущими специалистами, представителями образования и науки, преподавателями.

Вторым структурным элементом масс медиа сферы является аналитико-диагностическая и проективная практика, которая включает в себя работу с банком аудиовизуальных медиатекстов, курсы и специальные курсы по ИКТ. Основные компоненты данного структурного элемента способствуют расширению информационного пространства в процессе обучения, как через увеличение научных фондов библиотеки, улучшение услуг пользования литературой, включение в образовательный процесс новых курсов и спецкурсов по использованию информационных технологий, так и через обеспечение информацией о взаимодействии факультета с внешними учреждениями и организациями, проведение совместных исследований, мероприятий и т. д.

Рис. 1. Масс-медиа сфера социокультурной образовательной среды вуза

Третьим структурным элементом масс медиа сферы является коммуникативно-информационный компонент. Информация рассматривается здесь и как средство коммуникации между преподавателями и студентами, и как совокупность сведений о состоянии социокультурной образовательной среды вуза.

Информационное окружение студента, пожалуй, самая насыщенная часть средового влияния. Информационная среда подвластна организации: в вузе должна быть богато укомплектованная библиотека и читальные залы при ней; все студенты должны иметь необходимые учебники; необходимо обеспечить учащимся доступ в глобальную информационную сеть; следует приглашать студентов к участию в научно- практических конференциях, организуемых на базе вуза. [2]

Система организации социокультурной образовательной среды вуза — это система социальных связей, которые пронизывают среду, то есть формирование профессиональной культуры специалиста должно сводиться к созданию целенаправленно организованной системы социальных связей специалиста (они должны быть достаточно широки, необходимо проанализировать с кем они, с чем, и каково их взаимовлияние). Связи, пронизывающие все структурные элементы социокультурной образовательной среды вуза, превращают этот набор элементов в связное целое, когда изменение одного из элементов влечет за собой изменение среды в целом. Таким образом, воздействуя на тот или иной элемент социокультурной образовательной среды вуза, необходимо учитывать при принятии управленческого решения, как это изменение отразится на других элементах среды, и какое изменение претерпит сама социокультурная образовательная среда вуза. [3]

Социокультурная образовательная среда вуза должна пониматься не как статичная и устойчивая совокупность компонентов, но как диалектически развивающийся динамический процесс, т. к. элементы среды находятся между собой не в скованном и неподвижном состоянии, а в изменчивом, легко меняющем свои формы.

Литература:

  1. Белогурова, В. А. Практика созданиямодели специалиста / В. А. Белогурова. — М.:Педагогика, 1989. — 35 с.
  2. Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально- личностного саморазвития студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Ростов н/Д, 2004. — 186 с.
  3. Зинченко Е. Н. Модель деятельности бакалавра-юриста// Теория и методика профессионального образования.- 2013.- № 2.- С. 105–110
  4. Козлов М. Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: Автореф. дис. … канд. социол. наук. 22.00.08. Белгород, 2008. — 21 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная образовательная среда, вуз, коммуникативно-аналитический опыт, коммуникативно-информационный компонент, проективная практика, структурный элемент масс медиа сферы, элемент среды.


Задать вопрос