Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза
Автор: Даниленкова Валентина Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 02.10.2014
Статья просмотрена: 1074 раза
Библиографическое описание:
Даниленкова, В. А. Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза / В. А. Даниленкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 285-286. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6259/ (дата обращения: 17.12.2024).
Повышение требований, предъявляемых к качеству подготовки студентов в техническом вузе обуславливает необходимость исследования экологизации образования и создание экологической образовательной среды.
Экологизация образования технического вуза — это система взглядов и установок, практических действий и администрации, преподавателей, студентов, обеспечивающих «экологию» учебно-воспитательного процесса, бытия студенческой молодёжи, реализацию присущего ей потенциала, развитие её интеллектуальной и нравственной силы, ответственности, эффективно решать различные экологические задачи как в период учёбы, так и на практике в процессе профессиональной деятельности.
Экологизация образования технического вуза — это система взглядов и установок, практических действий администрации, преподавателей, студентов, обеспечивающих «экологию» учебно-воспитательного процесса, бытия студенческой моложёжи, реализацию присущего ей потенциала, развитие её интеллектуальной и нравственной силы, ответственности эффективно решать различные экологические задачи как в период учёбы, так и на практике в процессе профессиональной деятельности.
С экологизацией тесно связан процесс создания экологической образовательной среды. Экологическая образовательная среда способствует экологизации, это формирование экологического сознания, а не только эвладения экологическим знаниями. Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — составной элемент экологизации, приём реализации в учебно-воспитательном процессе идей и установок, связанных с доминирующей ролью экологического профессионального образования, овладением студентами фундаментальными научными знаниями, развитием её творческого потенциала, готовности к профессиональной деятельности с учётом ответственности за природу, жизнь свою и своих близких.
В процессе создания экологической образовательной среды осуществляется не только «расширение» экологического знания, но и его углубление путём совершенствования всех его структур элементов самосознания, мышления, воли, творчества и тд.
Формирование экологического сознания у студентов неразрывно связано с экологической образовательной средой технического вуза и экологизацией высшего образования.
Каким образом следует формировать экологическое сознание у студентов?
Какую роль в их формировании играет экологическая образовательная среда?
Современные исследования достаточно полно рассматривают содержание образования и формирования личностных качеств обучающихся образовательной среды вуза.
ГагаринА.В. рассматривает «экологоориентированную профессиональнообразовательную среду как комплекс условий, влияния и возможностей на формирование профессионально-экологической культуры будущего специалиста» [1, 33]
Турчаева Р. А. в своём исследовании даёт определение «Экологическое сознание как интегративное образование личности, формируемое в условиях экологоориентированной деятельности» [2,5].
Формирование экологического сознания будущих специалистов мы рассматриваем через создание такой экологической образовательной среды, которая позволит через характер взаимодействия с окружением, отношением к окружающим сориентировать студентов на решение экологических проблем не только в теории, но и на практике.
Экологическая образовательная среда технического вуза ориентирована на создание научных лабораторий по изучению влияния экологических знаний на экологическое представление об окружающей среде, на экологические отношения «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-администрация вуза», «преподаватель-администрация вуза». Этому будет способствовать обновление методической системы обучения с учётом разработки стратегии и технологий получения экологических знаний в образовательном процессе. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса ориентирована на развитие личностных качеств каждого студента: сознание, мышление, творчество и др.
Также условием является создание системы многовариантной экологической образовательной среды, т. е. взаимодействие «учебная аудитория — студент», «факультет — студент», «вуз — студент» их влияние на экологизацию образования. Информированность студента в техническом вузе направлена на формирование экологических знаний с применением их на практике в любой сфере деятельности: учебной, воспитательной, оздоровительной и пр.
Таким образом, основными условиями создания экологической образовательной среды в техническом вузе является обновление учебно-методической системы обучения; индивидуализация учебно-воспитательного процесса, многовариантность, информатизация. Основой экологической образовательной среды технического вуза является общность администрация, педагогов и студентов вуза. Совокупность условий создание экологической образовательной среды, их изменения приводят к изменению экологического сознания не только у студентов, но и в администрации вуза, педагогов.
В целях эффективной организации и управления экологической образовательной средой в техническом вузе необходимо определить в исследовании организационную структуру вуза, материально-техническую базу, кадровый профессорско-преподавательский состав и научный потенциал с учётом экологических факторов: естественных, проблемных, психологических, управленческих, учебных, педагогических и др.
Литература:
1. А. В. Гагарин «Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование» // Вестник МГТУ им М. А. Шолохова «Социально-экологические технологии». 2011 С. 33–41.
2. Р. А. Турчаева «Экологическое сознание будущих специалистов»: Автореферат дис… к. псих. н. / Р. А. Турчаева.-М., 2008.- 18 с.