Критерии результативности экологической образовательной среды технического вуза
Автор: Даниленкова Валентина Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 23.06.2016
Статья просмотрена: 544 раза
Библиографическое описание:
Даниленкова, В. А. Критерии результативности экологической образовательной среды технического вуза / В. А. Даниленкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10777/ (дата обращения: 30.10.2024).
Разработка критериев результативности экологической образовательной среды необходима для корректировки условий ее реализации. Методология создания экологической образовательной среды предусматривает разработку системы критериев построения теоретической и практической модели экологического образования в техническом вузе.
Ключевые слова: результативность, экологическая образовательная среда, критерии оценки
Формирование экологической образовательной среды технического вуза в современных условияхнаправлена на повышение качества высшего образования.
Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-вспомогательный процесс в техническом вузе, но и другие виды деятельности, которые направлены на создание условий для развития экологического сознания обучающихся, повышения их адаптации к обучению, достижению ими качественных результатов [1, с. 335].
Методология создания экологической образовательной среды предусматривает разработку системы, принципов, форм, способов построения теоретической и практической модели экологического образования в техническом вузе. Экологическое образование в техническом вузе — результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений, навыков, норм поведения, необходимых условий развития студента, его интеллекта, творчества, нравственности, подготовки к жизни и труду [2, с.18]. Основные пути экологического образования — обучение, воспитание, самообразование [3, с.16].
Приоритетными направлениями по формированию экологической образовательной среды являются: совершенствование учебно-воспитательного процесса с использованием современных здоровьесберегающих технологий, повышением уровня экологических знаний педагогов, диагностика экологической образовательной среды технического вуза, включающая критерии результативности.
Критерии результативности экологической образовательной среды технического вуза необходимы для улучшения ее качества и эффективности.
Рассмотрим более подробно критерии результативности экологической образовательной среды технического вуза (табл.1):
Таблица1
Критерии ипоказатели результативности экологической образовательной среды технического вуза
Наименование критерия |
Показатели |
Оценка |
Критерий 1: Удовлетворенность обучающихся экологической образовательной средой технического вуза. |
Анкетирование (1–2 группы по различным направлениям подготовки). |
Анализ анкеты. |
Критерий 2: Эффективность внесенных обучающимися предложений по улучшению экологической образовательной среды. |
Сбор предложений (те же студенты, которых анкетировали). |
Анализ предложений и передача администрации вуза. |
Критерий 3: Удовлетворенность администрации вуза экологической образовательной средой. |
Анкетирование (материально-техническое обеспечение, информационное, организационное). |
Оценка проводится по пятибалльной шкале, сравнение с первым показателем, выводы. |
Критерий 4: Удовлетворенность преподавателей экологической образовательной средой технического вуза. |
Анкетирование (материально-техническое обеспечение аудиторий, лабораторий; информационное; организационное; методическое; научно-исследовательское). |
Оценка проводится по пятибалльной шкале, сравнение с первым показателем, выводы. |
Критерий 5: Приобретение обучающимися экологических знаний, умений, навыков. |
Экзамен по экологии, тестирование на предмет экологических знаний (студенты 1–2 курсов в тех же группах, что и в 1 и 2 показателях). Деловые игры. |
Анализ оценки экологических знаний по 100-балльной шкале. Сравнение полученных результатов. |
Критерий 6: Результативность экологической образовательной среды технического вуза (эффективность). |
Анализ совокупности мер по 1, 2, 3, 4, 5 показателям. |
Анализ эффективности мер по 1, 2, 3, 4, 5 показателям в совокупности или по отдельности. Оценка носит временной характер, т. к. зависит от выполнения предыдущих критериев. |
Критерий 1. Удовлетворенность обучающегося образовательной средой технического вуза, в т. ч. экологической.
Для оценки используем анкетирование с критериальными оценками. Анкеты оценки экологической образовательной среды технического вуза заполняются обучающимися выборочно (1–2 группы на курсе по одному направлению или нескольким), анкеты анализируются и проводится расчет результативности экологической образовательной среды технического вуза по первому критерию.
Критерий 2. Эффективность внесенных обучающимся предложений по улучшению экологической образовательной среды технического вуза.
В тех же группах, где проводилось анкетирование по первому критерию, собираются предложения от обучающихся по улучшению экологической образовательной среды вуза. Предложения анализируются и передаются администрации вуза.
Критерий 3. Удовлетворенность администрацией вуза экологической образовательной средой.
Администрация вуза (ректор, проректора) заполняют анкету по материально-техническим, информационным, организационным и другим условиям экологической образовательной среды. Оценка проводится в баллах. Сравниваем третий показатель с первым и делаем выводы об условиях экологической образовательной среды.
Критерий 4. Удовлетворенность преподавателей вуза экологической образовательной средой. Преподаватели заполняют анкету по материально0техническому, информационному обеспечению аудиторий, лабораторий, по методическому обеспечению, по научно исследовательской работе. Оценка производится в баллах, сравнивается показатель с первым.
Критерий 5. Приобретение обучающимися знаний, навыков, умений. Для оценки этого критерия можно проводить экзамен на наличие экологических знаний в форме профессиональных тестов. Лучше это проводить в период изучения или после дисциплины «Экология» у студентов 1–2 курсов и желательно в тех же группах, где проводилось анкетирование по первому и второму показателю. Оценка пятого критерия проводится до изучения курса «Экология» и после с использованием деловых игр. Для оценки уровня экологических знаний необходимо сравнить полученные результаты.
Критерий 6. Результативность экологической образовательной среды технического вуза (эффективность) оцениваем после предпринятых мер по 1, 2, 3, 4 и 5 показателям. Данный критерий оценки эффективности экологической образовательной среды технического вуза носит временной характер и зависит от времени выполнения того или иного критерия или их совокупности.
Общая результативность = * 100 %
К — число опрошенных по показателям 1, 2, 3, 4 и 5 отдельно с учетом их результативности;
К — общее число обучающихся.
Приведем пример расчета результативности экологической образовательной среды технического вуза. Количество анкетированных — 56 чел., студенты 1 и 2 курса специальности «Судовождение» (табл.2).
Таблица 2
Оценка результативности экологической образовательной среды технического вуза
Таким образом, критерии результативности экологической образовательной среды технического вуза позволяют нам корректировать условия для ее реализации.
Отчеты по оценке эффективности экологической образовательной среды технического вуза включает в себя следующее:
– количество обучающихся;
– критерии (показатели) оценки;
– анализ собранной информации по оценке результатов (по показателям);
– анализ эффективности получения экологических знаний с учетом их влияния на экологическую образовательную среду технического вуза;
– выводы и рекомендации по улучшению экологической образовательной среде технического вуза.
Рекомендации по улучшению экологической образовательной среды технического вуза:
- Улучшить материально-техническую базу вуза в части лабораторной, тренажерной базы;
- Повысить активность профессорско-преподавательского состава по продвижению экологических знаний, умений, навыков по специальным и общепрофессиональным дисциплинам. Внедрить в учебный процесс активные формы обучения: деловые игры, дискуссионные семинары, конференции;
- Требовать от администрации вуза повышения финансирования на улучшение материально-технической базы вуза и 100 % информатизацию. Создание экологической информационной образовательной среды вуза должно стать первоочередной задачей администрации вуза для улучшения качества подготовки студентов.
- Обучающимся активно участвовать в оздоровительно-спортивных мероприятиях вуза, 100 % посещать дополнительные спортивные секции, своевременно проходить медицинские осмотры в медпунктах вуза.
Экологическую образовательную среду технического вуза мы рассматривает как сложное многоаспектное явление, которое необходимо постоянно совершенствовать, обновлять и пополнять содержанием, структурой с целью формирования у студентов экологических знаний, умений, навыков для здорового образа жизни [3,с.144].
Вывод: экологическая образовательная среда технического вуза по результативности составляет 58 %.
Таким образом, критерии результативности экологической образовательной среды технического вуза позволяют нам корректировать условия для ее реализации.
Литература:
- Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. — № 16. — 2014. — С. 334–336.
- Даниленкова В. А. Экология в техническом вузе. Экспериментальный интегрированный международный курс / Учеб. пособие для курсантов технических специальностей / В. А. Даниленкова. Федеральное агентство по рыболовству. Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота. — Калининград, 2011. — 96 с.
- Даниленкова В. А. Формирование экологических знаний и компетенций у студентов морских специальностей (на примере изучения курса «Экология») / Монография. — Калининград: БГАРФ, 2005. — 155 с.
Похожие статьи
О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении
В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.
Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания
Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...
Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке образовательных услуг
В статье обосновывается необходимость применения маркетинговых инструментов для эффективной деятельности образовательной организации высшего профессионального образования. Исследования конкурентной среды позволяет вовремя корректировать стратегии раз...
Оценка родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды как показатель ее эффективности
В статье раскрыто значение родителей в оценке образовательной среды школы; предложена схема оценки родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды, содержащая показатели, индикаторы и критерии оценивания.
Инструменты оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий
В статье обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности деятельности малых инновационных предприятий. Обобщены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, сформулированы принципы оценки эффективности деятельности малых иннова...
К вопросу учета экологической составляющей при определении индекса качества городской среды
В статье рассмотрена нормативно-правовая база Российской Федерации по оценке качества городской среды, а также подходы к определению уровня благополучия городской среды в мировой практике. Выявлены основные аспекты учета экологической составляющей в ...
Системный подход к управлению качеством городской среды
В статье представлены результаты исследования системы управления качеством городской среды, обоснована необходимость использования системного подхода для достижения целевых результатов социально-экономического развития муниципальных образований.
Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды
В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции ра...
Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения
В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...
Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС
Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.
Похожие статьи
О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении
В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.
Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания
Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...
Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке образовательных услуг
В статье обосновывается необходимость применения маркетинговых инструментов для эффективной деятельности образовательной организации высшего профессионального образования. Исследования конкурентной среды позволяет вовремя корректировать стратегии раз...
Оценка родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды как показатель ее эффективности
В статье раскрыто значение родителей в оценке образовательной среды школы; предложена схема оценки родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды, содержащая показатели, индикаторы и критерии оценивания.
Инструменты оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий
В статье обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности деятельности малых инновационных предприятий. Обобщены подходы к оценке эффективности деятельности предприятий, сформулированы принципы оценки эффективности деятельности малых иннова...
К вопросу учета экологической составляющей при определении индекса качества городской среды
В статье рассмотрена нормативно-правовая база Российской Федерации по оценке качества городской среды, а также подходы к определению уровня благополучия городской среды в мировой практике. Выявлены основные аспекты учета экологической составляющей в ...
Системный подход к управлению качеством городской среды
В статье представлены результаты исследования системы управления качеством городской среды, обоснована необходимость использования системного подхода для достижения целевых результатов социально-экономического развития муниципальных образований.
Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды
В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции ра...
Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения
В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...
Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС
Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.