Экологическая образовательная среда морского технического университета сложная многоуровневая развивающая система, так как ее компоненты имеют различные виды связи, выполняют различные функции.
Ключевые слова: функции, адаптация, мотивация, коммуникация, диагностика, экологическая образовательная среда
В условиях экологической образовательной среды вуза необходимо рассмотреть функции необходимые для формирования экологических знаний, развития структурных компонентов, позволяющих установить способы организации их взаимосвязи и определить функциональное назначение каждого компонента. Объектом нашего исследования является экологическая образовательная среда технического вуза. Предметом исследования — структурно-функциональная модель экологической образовательной среды вуза.
В нашем исследовании, мы представили структурно-функциональную модель экологической образовательной среды и выделили адаптивно-познавательную, интегративно-прогностическую, ценностно-ориентированную, коммуникативно-поведенческая, мотивационно-побудительная, результативно-диагностическая, управленческо-полезную, организационно-выборную, программно-организационную функции (табл. 1). Выполнение функций при формировании экологической образовательной среды зависят от условий развития общества (социально-экономической, политических, региональный, профессиональных). Организационно-выборную, управленческо-полезную, программно-организационную функции выполняют субъекты вуза: администрация — педагоги — обучающиеся, включенные во взаимодействие друг с другом, в социальном, эколого-предметном, эколого-информационном окружении. Адаптивно-познавательная, интегративно-прогностическая, ценностно-ориентированная, коммуникативно-поведенческая, мотивационно-побудительная функции во взаимосвязи направлены на формирование не только экологической образовательной среды, но и экологического сознания всех субъектов экологического образовательного процесса. Отношения «студент — педагог — окружающая среда» строятся на базе окружения в учебной группе, курсов, научных кружков, творческих коллективов и их результаты находят свое выражение в организационно-выборной, управленческо-полезной функций формирования экологической образовательной среды.
Таблица1
Структурно-функциональная модель экологической образовательной среды
Функции— структура |
Содержание |
1. Адаптивно-познавательная направлена на развитие эколого-социального (эмоционального), эколого-профессионального (знаниевого) компонентов экологической образовательной среды. |
Обеспечивает уверенность в экологических знаниях в условиях экологической среды и проявляется в поиске оптимальных моделей реализации экологических знаний в принятии экологоориентированных решений, построении взаимоотношений с участниками образовательного процесса «администрация-преподаватель-студент»; проявляется в стремлении к самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию и др.; овладение студентами экологическими знаниям социально-личностными и профессиональными. |
2. Интегративно-прогностическая- на развитие эколого-профессионального (знаниевого) компонента экологической образовательной среды. |
Создает условия для обобщения экологических знаний, овладение методами, средствами анализа, синтеза экологических знаний на основе системности, междисциплинарности, информированности; самостоятельности в условиях неопределенности, ответственности, вариативности, многообразия, сотрудничества; состоит в «предвидении, проектировании результатов экологических знаний, оценке условий экологической среды, определении способов действий, прогнозировании, мотивационных, интеллектуальных, волевых усилий, вероятности достижения результатов. |
3. Ценностно-ориентированная направлена на развитие эколого-профессионального (знаниевого) компонента экологической образовательной среды. |
Связана с формированием экологических знаний в условиях экологической образовательной среды» как совокупности ценностных отношений к профессиональной деятельности к себе как личности и профессионалу» [7, с. 82] «Выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни, формирование ответственности за свое здоровье» [3, с.89] Проявляется в понимании ответственности принятия экологоориентированных решений в экстремальных условиях профессиональной деятельности, в осознании значимости экологических рисков в принятии решений, в осведомленности об экологических последствиях инженерной морской деятельности. |
4. Коммуникативно-поведенческая способствует развитию эколого-социального (эмоционального) экологической образовательной среды. |
Проявляется в намерении приобретать экологические знания, участвовать в формировании экологической образовательной среды, взаимодействовать с администрацией, педагогами, студентами, участвовать в практическом применении экологических знаний с учетом рисков и конфликтов; формирует эколого-ориентированное сознание студентов на основе междисциплинарности, системности, информационности, значимости, способностей использовать экологические знания в практической деятельности с учетом общности интересов педагогов и обучающийся. |
5. Мотивационно-побудительная развивает эколого-мотивационный компонент экологической образовательной среды. |
Связана со стимулированием активности, эмоциями, включении студентов в деятельность экологической образовательной среды вуза, сопротивляемости к различным негативным явлениям, ситуациям, учитывает мотивы, потребности обучающего и побуждает формировать у студентов определенные качества (потребности студентов: особенности экологических условий обучения в вузе, интеграция и интерпретация экологических знаний, экологические риски, наглядность, экология человека, проживание, охрана здоровья и т. д.).недостаток экологических знаний в области экологии человека, испытание познавательных, психологических и социальных рисков приводит к увеличению нервно-психического напряжения студентов, что побуждает к долговременному стрессу и ухудшению здоровья» [5,с.39] |
6. Результативно-диагностическая направлена на развитие эколого-профессионального (знаниевого) компонента экологической образовательной среды. |
Сформированность экологических знаний, определяющих экологическую образовательную среду, условия адаптации студентов, стрессоустойчивость, минимизация рисков и конфликтов с принятием экологоориентированных решений. Определение экологических рисков с учетом случайности, неопределенности, вероятности и противоречивости. |
7. Управленческо-полезная развивает эколого-технологический (информационный) компонент. |
Выполняют субъекты экологической образовательной среды вуза: администрация –педагоги-обучающиеся, включенные во взаимодействие друг с другом, в социальном, эколого-предметном, эколого-информационном окружении, что приводит к изменению экологического сознания всех участников экологической образовательной среды, выявляет степень эффективности влияния среды на развитие личности студента, корректирует управленческие решения, направленные на адаптацию студентов и их стрессоустойчивость. Принимаются меры на основе анализа рисков и конфликтов по их минимизации или исключения. Изменяет структуру и содержание экологической образовательной среды, корректирует ее с учетом анализа и выбора одного из множества решений на основе альтернативности и неопределенности экологических рисков. |
8. Организационно-выборная участвует и формирует эколого-дидактический компонент экологической образовательной среды. |
Создает организационную структуру экологической образовательной среды с учетом рисков и конфликтов. Выбирает наиболее эффективные меры влияния среды на адаптацию студентов и повышение их стрессоустойчивости. Имеет комплексный характер, с одной стороны включает содержание экологических рисков и конфликтов и их последствия, с другой- определяет пути их минимизации или устранения. |
9. Программно-организационная способствует формированию эколого-технологического (информационного) компонента. |
Включает правила внутреннего распорядка, традиции, правила безопасности, анализ и оценку информации, информационную составляющую организации учебного процесса. Источником программно-организационной функции являются материально-техническое и финансовое обеспечение вуза, направленное на использование новейших информационных и интеллектуальных технологий, программное обеспечение, создание имитационных тренажерных центров. Программно-организационная функция способствует вовлечению студентов в экологическую образовательную среду через использование экологических знаний в принятии решений на имитационных тренажерах, программное обеспечение, которых позволяет приблизить к реальным условиям и критическим ситуациям в профессиональной морской деятельности. |
Структурно-функциональный анализ экологической образовательной среды морского технического университета позволяет установить способы организации взаимосвязи компонентов и определить функциональное назначение каждого компонента. Эколого-социальный (эмоциональный) компонент определяется такими функциями, как адаптивно-познавательная и коммуникативно-поведенческая, которые определяют характер взаимоотношений и взаимопонимание «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «администрация — преподаватель-студент», «администрация — работодатель- родитель»; выявление причин экологических рисков и конфликтов; в разработке моделей реализации экологических знаний для принятия экологоориентированных решений; в формировании эколого-ориентированного сознания студентов на основе междисциплинарности, системности, информационности, значимости, способностей использовать экологические знания в практической деятельности с учетом общности интересов педагогов и обучающийся; в овладение студентами социально-личностными экологическими знаниями. Эколого-дидактический (организационный) компонент предполагает сформированность организационно-выборной функции отбора содержания и методов экологического обучения; определение условий реализация и внедрения здоровьесберегающих, информационных, интеллектуальных технологий в воспитательной, образовательной, организационной и управленческой деятельности вуза; проектирование моделей управления экологической образовательной средой вуза с учетом экологических рисков и конфликтов; определение условий повышения стрессоустойчивости студентов и их адаптации к экологическим знаниям, обучению, их оценка, анализ и принятие экологоориентированных решений; организация здоровья, питания, медицинского обслуживания, занятий физкультурой и спортом, культурно-массовых мероприятий. Для эколого-мотивационного (мотивационного) компонента характерна мотивационно-побудительная функция, которая связана со стимулированием активности, эмоциями студентов; с формированием личностных качеств: активности, продуктивности, устойчивости, самосознания, самоактуализации, самоутверждения, самостоятельности; определением познавательных, психологических и социальных рисков для снижения стресса. Функциональная нагрузка эколого-мотивационного (мотивационного) компонента выражается в мотивах, потребностях студента в экологических знаниях и их качестве. Эколого-профессиональный (знаниевый) компонент предполагает выполнение таких функций как адаптивно-познавательная, ценностно-ориентированная, интегративно-прогностическая. результативно-диагностическая с учетом индивидуальных особенностей усвоения экологических знаний, необходимых для формирования профессиональных качеств студента: ответственность и самостоятельность в принятии экологоориентированных решений; организованность, сопротивляемость к различным негативным явлениями последствиям; стрессоустойчивость и адаптация к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности, к экологической среде; экологическая грамотность, культура; потребность в здоровьесберегающих. интеллектуальных технологиях; определение экологических рисков с учетом случайности, неопределенности, вероятности и противоречивости; прогнозирование экологических рисков и конфликтов, принятие мер по их минимизации. Функциональная нагрузка эколого-технологического (информационного) компонента определяется информационными ресурсами, материально-техническими, кадровыми, финансовыми, научными, организационными, методическими условиями вуза; проведением мониторинга экологической образовательной среды; обеспечением нормативно-правового сопровождения и научно-исследовательской проектной деятельности для анализа влияния рисков и конфликтов на экологию среды; проведение мероприятий по сбору экологической информации для создания и апробации модельных проектов. Компоненты экологической образовательной среды имеют функциональную взаимосвязь, обусловленную содержанием, методами и средствами экологической образовательной среды: здоровьесберегающие, информационные, интеллектуальные технологии; интерактивные формы обучения, интеграция дисциплин, интерпретация экологических знаний, применения «метода теории катастроф» в решении экологоориентированных задач, систематизация экологических знаний, экологических рисков, конфликтов; методическое обеспечение дисциплин, учебных программ, проектов. Эффективность реализации каждой функции во взаимосвязи с компонентами экологической образовательной среды определяется организацией учебного процесса (распределение нагрузки, расписание занятий, объем изучаемого материала и т. д.), публикациями методических материалов по экологическому образованию; взаимодействием студентов и преподавателей с администрацией вуза в области улучшения экологической среды, созданием условий для адаптации и повышения стрессоустойчивости студентов, для экологически-здорового образа жизни всем субъектам образовательного процесса, систематизацией экологических знаний, умений, навыков, норм поведения. Определение ролевых позиций каждого субъекта в формировании экологической образовательной среды зависит от поставленных целей, задач, материально-технического обеспечения, финансового, кадровых, социально-экологических возможностей вуза.
Структурно-функциональный анализ экологической образовательной среды позволил определить ее основные проблемы: недостаток коммуникативного взаимодействия (сотрудничества) в системе «администрация — преподаватель-студент»; недостаток экологических знаний, основанных на междисциплинарности, интегративности, информационности, интеллектуальности, значимости; неспособность использовать экологические знания в практической деятельности с учетом экологических рисков и конфликтов; игнорирование проблем адаптации и стресса в образовательной среде. Проблема реализация содержания экологических программ с учетом экологических рисков и конфликтов объясняется сложностью постановки целей и задач экологического образования, недостаточным применением информационных, интеллектуальных и здоровьесберегающих технологий, средств, интерактивных методов обучения на каждом этапе проектирования экологической образовательной среды. Очевидно, что специфика экологической образовательной среды определяется особенностями контингента обучающихся; определением целей учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; содержанием образования; методами, средствами, технологиями обучения; определением квалификационных требований к морским специалистам, к морскому образованию, к профессорско-преподавательскому составу, к его профессиональным и личностным качествам. Преподаватели в условиях экологической образовательной среды являются основными субъектами образовательного процесса по отбору содержания экологического образования, обучения, воспитания, с учетом индивидуального подхода каждого студента по усвоению экологических знаний. Проведение диагностики экологических знаний на основе фондов оценочных средств позволяет преподавателю вносить изменения в отбор содержания учебного материала с учетом адаптационных особенностей студента. Многовариантность педагогических действий зависит от сотрудничества с преподавателями других дисциплин, с администрацией вуза по проектированию моделей экологической образовательной среды, которая предполагает вовлечение студентов на основе научности, общности, заинтересованности.
Литература:
- Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. … д-ра пед. наук Волгоград, 2007. 377 с.
- Даниленкова В. А. Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета) // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.(г.Челябинск, февраль 2015г.)— Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 243–245.
- Даниленкова В. А. Формирование экологической образовательной среды в современном техническом университете // Психология и педагогика. Теория и практика: коллективная научная монография / под ред. д.п.н., профессора М. А. Суркаева. «Фирма КИТ». — Махачкала, — 2015. — гл.5. С. 83–100.
- Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
- Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: дис…,канд.пед.наук:13.00.08/Русаков Юрий Тихонович.-Магнитогорск:2006.-191с
- Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и моделирование образования // Монография. Издательство: ЧГПУ, 2006. — 322 с.
- Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагогов. Генезис, феноменология, концепция формирования// Монография. Барановичи: БарГУ, 2015. — 176 с.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию — М.: Смысл, 2001. — 365 с.