Актуальность: Эмоции занимают центральную позицию в жизни ребёнка. Положительные эмоции — удовольствие, радость — повышают активность дошкольника, его восприимчивость, благоприятно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. В связи с этим так важно, чтобы у ребёнка преобладающим было радостное настроение.
Активная деятельность дошкольника, его общение с взрослыми и сверстниками являются основными источниками удовольствия и радости. Поэтому и дома, и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все необходимые условия, которые нужны для удовлетворения и укрепления его потребности в разных видах деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие.
По мнению многих учёных (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) традиционным видом искусства является театр. Он объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к разным видам деятельности, выполняет огромную воспитательную роль. Также способствует формированию качеств, которые необходимы для жизни в условиях того или иного общества. Именно поэтому театрализованная деятельность имеет большую популярность, как среди дошкольников, так и педагогов: используют её в решении многих задач, которые связаны с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка. Самовыражение посредством искусства является существенным компонентом творчества, одним из значимых способом эмоциональной разрядки.
Рис. 1. Театрализованное представление «В гостях у Осени»
Благодаря театрализованной деятельности также совершенствуется речь, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарный запас ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. У дошкольника становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.
На основе договора о сотрудничестве между МБДОУ «Детский сад № 211» г. Чебоксары и ГУК «Чувашский государственный театр кукол» осуществляются систематические выходы на экскурсии и театрализованные представления с родителями (законными представителями) и воспитанниками ДОУ. Театральное представление расширяет кругозор детей и надолго остаётся в их памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле, что способствует развитию речи и умению выражать свои чувства.
Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении — это хороший способ раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дошкольники учатся находить в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
В детских садах города Чебоксары Чувашской Республики для всестороннего развития личности реализуются 9 муниципальных проектов. Одним из популярных и творческих проектов является «Волшебный мир театра», в рамках которого в детских садах проходят недели театра, городской Фестиваль «Театральная весна», дни сказок «Волшебные сказки», в рамках недели народной культуры, мастер-классы по основам актёрского мастерства, театрализованные представления как в онлайн, так и в офлайн формате.
В каждой группе имеются театрализованные зоны. В создании театрализованных уголков активное участие принимали родители детей. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Удивительная перчатка» и другие. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.
Рис. 2. «Сказка «Колобок» на фланелеграфе»
Работа над театрализованной деятельностью начинается уже с младшей группы. Воспитатели показывают малышам небольшие кукольные спектакли. Сюжет берут из знакомых стихов, потешек, сказок. Постепенно дети включаются в игры-имитации и игры-драматизации действий сказочных персонажей, человека, птиц и животных. Для показа используют пальчиковый театр, настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе.
Рис. 3. «Учимся управлять куклами»
Старшие дошкольники с удовольствием играют в различные игры-драматизации, участвуют в театрализованных представлениях, демонстрируют навыки и умения театрального искусства, речь, артистизм родителям. В детском саду проходят театрализованные представления русских народных сказок. Так, в нашем детском саду хорошей традицией стало постановка спектаклей для малышей.
Рис. 4. Представление «Волк и семеро козлят»
Таким образом, театр в детском саду способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка-дошкольника, развитию у него речи, фантазии, воображения и др., а также формированию правильной модели поведения в обществе.
Литература:
- Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010. — 125 с.
- Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006 г.
- Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5–7 лет. М. 2012. — 159 с.
- М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007 г.

