Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Театрализованная деятельность в детском саду: опыт работы педагогического состава МБДОУ «Детский сад № 211» города Чебоксары

Дошкольное образование
Препринт статьи
24.11.2025
1
Поделиться
Аннотация
Данный материал представляет собой описание опыта работы МБДОУ «Детский сад № 211» г. Чебоксары по организации театрализованной деятельности с дошкольниками. В аннотации обосновывается актуальность театрализации в развитии ребенка, раскрываются ее положительные эффекты на эмоциональную сферу, речь, творческий потенциал и социальные навыки. Описывается практическая реализация муниципального проекта «Волшебный мир театра» в детском саду, в том числе создание театральных зон, вовлечение родителей, разнообразие используемых видов театра и поэтапная работа с детьми разных возрастных групп, родителями и социальными партнерами. Подчеркивается роль театра в гармоничном развитии личности дошкольника и формировании позитивных моделей поведения.
Библиографическое описание
Харитонова, М. А. Театрализованная деятельность в детском саду: опыт работы педагогического состава МБДОУ «Детский сад № 211» города Чебоксары / М. А. Харитонова, А. Ю. Артемьева, Л. В. Васильева, И. А. Мишакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 11 (63). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/309/10582.


Актуальность: Эмоции занимают центральную позицию в жизни ребёнка. Положительные эмоции — удовольствие, радость — повышают активность дошкольника, его восприимчивость, благоприятно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. В связи с этим так важно, чтобы у ребёнка преобладающим было радостное настроение.

Активная деятельность дошкольника, его общение с взрослыми и сверстниками являются основными источниками удовольствия и радости. Поэтому и дома, и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все необходимые условия, которые нужны для удовлетворения и укрепления его потребности в разных видах деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие.

По мнению многих учёных (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) традиционным видом искусства является театр. Он объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к разным видам деятельности, выполняет огромную воспитательную роль. Также способствует формированию качеств, которые необходимы для жизни в условиях того или иного общества. Именно поэтому театрализованная деятельность имеет большую популярность, как среди дошкольников, так и педагогов: используют её в решении многих задач, которые связаны с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка. Самовыражение посредством искусства является существенным компонентом творчества, одним из значимых способом эмоциональной разрядки.

Театрализованное представление «В гостях у Осени»

Рис. 1. Театрализованное представление «В гостях у Осени»

Благодаря театрализованной деятельности также совершенствуется речь, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарный запас ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. У дошкольника становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.

На основе договора о сотрудничестве между МБДОУ «Детский сад № 211» г. Чебоксары и ГУК «Чувашский государственный театр кукол» осуществляются систематические выходы на экскурсии и театрализованные представления с родителями (законными представителями) и воспитанниками ДОУ. Театральное представление расширяет кругозор детей и надолго остаётся в их памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле, что способствует развитию речи и умению выражать свои чувства.

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении — это хороший способ раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дошкольники учатся находить в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

В детских садах города Чебоксары Чувашской Республики для всестороннего развития личности реализуются 9 муниципальных проектов. Одним из популярных и творческих проектов является «Волшебный мир театра», в рамках которого в детских садах проходят недели театра, городской Фестиваль «Театральная весна», дни сказок «Волшебные сказки», в рамках недели народной культуры, мастер-классы по основам актёрского мастерства, театрализованные представления как в онлайн, так и в офлайн формате.

В каждой группе имеются театрализованные зоны. В создании театрализованных уголков активное участие принимали родители детей. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Удивительная перчатка» и другие. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

«Сказка «Колобок» на фланелеграфе»

Рис. 2. «Сказка «Колобок» на фланелеграфе»

Работа над театрализованной деятельностью начинается уже с младшей группы. Воспитатели показывают малышам небольшие кукольные спектакли. Сюжет берут из знакомых стихов, потешек, сказок. Постепенно дети включаются в игры-имитации и игры-драматизации действий сказочных персонажей, человека, птиц и животных. Для показа используют пальчиковый театр, настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе.

«Учимся управлять куклами»

Рис. 3. «Учимся управлять куклами»

Старшие дошкольники с удовольствием играют в различные игры-драматизации, участвуют в театрализованных представлениях, демонстрируют навыки и умения театрального искусства, речь, артистизм родителям. В детском саду проходят театрализованные представления русских народных сказок. Так, в нашем детском саду хорошей традицией стало постановка спектаклей для малышей.

Представление «Волк и семеро козлят»

Рис. 4. Представление «Волк и семеро козлят»

Таким образом, театр в детском саду способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка-дошкольника, развитию у него речи, фантазии, воображения и др., а также формированию правильной модели поведения в обществе.

Литература:

  1. Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010. — 125 с.
  2. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006 г.
  3. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5–7 лет. М. 2012. — 159 с.
  4. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Образование и воспитание №11 (63) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный