Содержательный аспект исследования формирования и развития базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом требований ФГОС ОО УО (ИН), вариант 1
Авторы: Лузина Ольга Васильевна, Шестакова Ульяна Анатольевна, Калинина Оксана Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка: школьное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.
Дата публикации: 09.12.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Лузина, О. В. Содержательный аспект исследования формирования и развития базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом требований ФГОС ОО УО (ИН), вариант 1 / О. В. Лузина, У. А. Шестакова, О. Ю. Калинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9650/ (дата обращения: 16.12.2024).
Препринт статьи
В статье представлен опыт работы по изучению нормативной базы и составлению мониторинга формирования и развития БУДов у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) по варианту 1 ФАОПП. Предложены модернизированные критерии оценки, что облегчает и объективно оценивает формирование у обучающихся личностных, коммуникативных и познавательных базовых учебных действий с учетом требований ФГОС ОО УО (ИН).
Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью обязывает педагогических работников каждой образовательной организации реализовывать программу формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и отслеживать уровень сформированности.
Предложенная комплексная диагностика сформированности БУД предлагает общий подход к оцениванию сформированности конкретного действия.
Апробируя данную систему на практике, анализируя результаты, полученные при оценивании сформированности тех или иных действий конкретного обучающегося разными педагогическими работниками, мы получаем разные результаты. При собеседовании с каждым педагогом выявлено, что педагогический работник оценивания ребенка по данным критериям и выставляя баллы в любом случае опирается на свое мироощущение, чувственный опыт и не всегда бывает объективен. Исходя из этого можно сделать вывод, что данная система оценивания носит субъективно необъективный характер.
Перед инициативной группой встала задача изучить опыт коллег по формированию содержательной части и системы оценивания, предложенной во ФГОС; разработать критерии оценивания под каждый параметр, который позволит исключить субъективный подход при заполнении мониторинга и позволит получать реалистичные данные для построения коррекционной, развивающей и обучающей системы в образовательном учреждении.
Выработанные критерии были апробированы и утверждены для использования.
ЛИЧНОСТНЫЕ |
Нач. года |
Кон. года |
||
Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями |
Не осознает себя учеником, ведущая деятельность игровая |
0 |
||
Преобладает игровая деятельность, присутствует внешний антураж ученика |
1 |
|||
Преобладает игровая деятельность, присутствует внешний антураж ученика. Выражает заинтересованность некоторыми предметами |
2 |
|||
Присутствует учебная деятельность, заинтересован в положительной оценке и похвале, но не в знаниях. Желает принимать участия в общешкольной жизни и внеурочной деятельности |
3 |
|||
Преобладает учебная деятельность, заинтересован в положительной оценке и похвале. Является положительным примером. С желанием ходит на некоторые предметы. Принимает участие в общешкольной жизни |
4 |
|||
Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. Являющийся положительным примером для одноклассников, имеющий друзей в классе и школе. Активно принимает участие в жизни класса и школы |
5 |
|||
Понимание жизненных ценностей семьи и дружбы в обществе |
Не понимает, что такое семья, не идентифицирует себя с ячейкой общества |
0 |
||
Знает основных близких членов семьи (мама, папа, брат, сестра). С окружением не общается или общение носит посредственный характер |
1 |
|||
Знает основных близких членов семьи (мама, папа, брат, сестра). Знает социальную роль каждого члена семьи, может рассказать. Общение по типу потребитель |
2 |
|||
Знает зачем нужна семья, знает семейные традиции. Понимает жизненные ценности семьи и дружбы, но не может объяснить на примере |
3 |
|||
Понимает ценность семьи и дружбы. Осмысленно воспринимает социальное окружение, но не может дать осознанную характеристику дружбе, качествам друга, зачем нужны друзья. Понимает и осознает социальные роли членов семьи. Знает и соблюдает семейные традиции |
4 |
|||
Понимает ценность семьи и дружбы. Осмысленно воспринимает социальное окружение. Дает осознанную характеристику дружбе, качествам друга, зачем нужны друзья. Понимает и осознает социальные роли членов семьи их ответственность и обязанности. Знает и соблюдает семейные традиции, может рассказать их историю. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
5 |
|||
Способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; |
Не понимает свое место в социальном окружении, не знает советующие возврату ценности |
0 |
||
Не воспринимает свое социальное окружение, частично знает свое место в нем или не осознает. Не знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Не аргументирует свою точку зрения |
1 |
|||
Частично воспринимает свое социальное окружение, частично знает свое место в нем. Не знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Не аргументирует свою точку зрения |
2 |
|||
Воспринимает свое социальное окружение, знает свое место в нем. Частично знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Не аргументирует свою точку зрения. Не всегда соблюдает этические нормы, принятые в современном обществе |
3 |
|||
Воспринимает свое социальное окружение, знает свое место в нем. Знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Может аргументировать свою точку зрения. Не всегда соблюдает этические нормы, принятые в современном обществе |
4 |
|||
Осмысленно воспринимает свое социальное окружение, знает свое место в нем. Знает ценности, соответственно возрасту. Знает социальные роли окружения. Аргументировать свою точку зрения. Соблюдает этические нормы, принятые в современном обществе |
5 |
|||
Положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Проявляет агрессию, негативизм или равнодушие к окружающей действительности |
0 |
||
Проявляет поверхностный интерес к окружающей действительности, часто отказывается взаимодействовать, контакт неэффективный. Негативно реагирует на природные явления и изменения в окружающей обстановке |
1 |
|||
Проявляет заинтересованность к окружающей действительности, но пассивно взаимодействует с окружением. Воспринимает только привычное окружение. Красоту окружающего мира не понимает |
2 |
|||
Проявляет заинтересованность к окружающей действительности, взаимодействует со знакомым окружением. Может дать простую описательную характеристику знакомому окружению. Бывают попытки адекватного взаимодействия с незнакомым окружением, в незнакомых ситуациях |
3 |
|||
Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
4 |
|||
Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Может аргументировать свою точку зрения к тому или иному объекту |
5 |
|||
Понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Не имеет представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
0 |
||
Частично знает этические нормы, но не знает личную ответственность за свои поступки |
1 |
|||
Частично знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, но не всегда соблюдает их. Не может объяснить личную ответственность за тот или иной поступок |
2 |
|||
Частично знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, но не всегда соблюдает их. Понимает и принимает личную ответственность за свои поступки |
3 |
|||
Знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, понимает и принимает личную ответственность за свои поступки, но не всегда соблюдает принятые нормы. Может сформулировать правильное представление от ответственности |
4 |
|||
Знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, понимает и принимает личную ответственность за свои поступки. Может сформулировать правильное представление от ответственности. Соблюдает принятые нормы всегда |
5 |
|||
Готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. |
Не знает и не выполняет правила безопасного поведения в природе и обществе |
0 |
||
Частично знает, но не выполняет, даже при указании учителя правила безопасного поведения в природе и обществе |
1 |
|||
Частично знает, выполняет при указании учителя правила безопасного поведения в природе и обществе |
2 |
|||
Частично знает и частично выполняет правила безопасного поведения в природе и обществе |
3 |
|||
Знает и частично выполняет правила безопасного поведения в природе и обществе |
4 |
|||
Знает и выполняет в любой ситуации правила безлопастного поведения в природе и обществе |
5 |
|||
Испытывать чувство гордости за свою страну |
Не знает элементарных данных о государстве |
0 |
||
Знает, как зовут президента, как выглядит флаг, герб, знает столицу России |
1 |
|||
Знает, как зовут президента, как выглядит флаг, герб, знает столицу России, а также соблюдает традиции на мероприятиях (при поднятии, выноси флага, при звучании гимна и т. д |
2 |
|||
Знает как зовут президента, как выглядит флаг, герб, знает столицу России, а также соблюдает традиции на мероприятиях (при поднятии, выноси флага, при звучании гимна и т. д., а также знает сведения о государстве, знает некоторые исторические события (начало ВОВ, образование государства, имена руководителей страны на разных этапах и др.), может назвать выдающихся деятелей искусства, творчества и т. д. Может примитивно сформулировать почему он гордится нашей Родиной |
3 |
|||
Все вышеперечисленное, а также, формулирует свое отношение о жизни в нашем государстве, о событиях или фактах, природе, достижениях, культуре вызывающих гордость. Может примитивно сформулировать понятие патриотизма |
4 |
|||
Все вышеперечисленное, а также, формулирует свое отношение о жизни в нашем государстве, о событиях или фактах, природе, достижениях, культуре вызывающих гордость. Может развёрнуто сформулировать понятие патриотизма. Бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны |
5 |
|||
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи |
Безразличен или присутствует неадекватная реакция |
0 |
||
Выборочно присутствует адекватная реакция на произведения |
1 |
|||
Адекватно реагирует на произведения искусства, живописи, музыки и т. д. |
2 |
|||
Адекватная реакция на произведения литературы, музыки, живописи согласно возрасту и развития. Может дать ответную словесную реакцию |
3 |
|||
Адекватно реагирует на произведения искусства, живописи, музыки и т. д. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Может односложно охарактеризовать свои эмоции |
4 |
|||
Адекватно реагирует на произведения искусства, живописи, музыки и т. д. Может дать описательную характеристику своих эмоций. Аргументирует свое суждение. Бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны |
5 |
|||
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; |
Безразличен и/или агрессивен, и/или пассивен |
0 |
||
Проявляет доброжелательность только в близком окружении |
1 |
|||
Проявляет доброжелательность только в близком окружении, принимает помощь, может обратиться за помощь только к знакомым людям. Испытывает примитивную эмпатию |
2 |
|||
Проявляет доброжелательность только в близком окружении, принимает помощь, предлагает свою помощь. Испытывает эмпатию к близкому окружению |
3 |
|||
Адекватно реагирует на происходящие события в обществе. Знает и соблюдает основные моральные нормы. Испытывает адекватные эмоционально окрашенные чувства в зависимости от ситуации |
4 |
|||
Адекватно реагирует на происходящие события в обществе. Может словесно передать и обосновать свое состояние и отношение к происходящему и аргументировать свое суждение. Знает и соблюдает основные моральные нормы. Испытывает адекватные эмоционально окрашенные чувства в зависимости от ситуации. Проявление сопереживания к чувствам других людей |
5 |
|||
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; |
Не знает трудовые профессии, безразличен или пассивен |
0 |
||
Знает некоторые профессии труда, относиться безразлично |
1 |
|||
Знает некоторые профессии труда, относиться положительно, не всегда понимает результат труда, не всегда понимает ценность труда. Не мотивирован на получение какой-либо профессии |
2 |
|||
Знает достаточно профессий, но не всегда может объяснить зачем нужна данная профессия. Не всегда может объяснить, почему нужна каждая профессия |
3 |
|||
Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности. Понимает важность и ценность любого труда и профессии в целом |
4 |
|||
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. Понимать важность и ценность любого труда и профессии в целом. Стремиться в дальнейшем получить профессию и приносить пользу своим трудом обществу |
5 |
|||
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность |
При включении в деятельность проявляет агрессию, выражает недовольство, негативизм |
0 |
||
Пассивен, безразличен, включается в деятельность неохотно, по указанию |
1 |
|||
Включается в деятельность, только при стимулировании со стороны педагогов или окружения |
2 |
|||
Включается в деятельность, интересующую его лично. Не проявляет инициативу |
3 |
|||
Активно включается в общеполезную деятельность, всегда проявляет инициативу |
4 |
|||
Активно включается в общеполезную деятельность, всегда проявляет инициативу, может предложить свои варианты деятельности и аргументировать ее актуальность |
5 |
|||
ИТОГО |
0 |
0 |
||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
Нач. года |
Кон. года |
||
Выделять общие и отличительные свойства предметов; |
Не выделяет, пассивен и интереса не наблюдается |
0 |
||
Частично выделяет существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью педагога |
1 |
|||
Частично выделяет существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, самостоятельно |
2 |
|||
Выделяет существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов самостоятельно |
3 |
|||
Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно, но пояснить выбор не способен, либо только при помощи наводящих вопросов |
4 |
|||
Выделяет общие и отличительные свойства предметов, может пояснить выбор |
5 |
|||
Устанавливать видо-родовые отношения предметов; |
Пассивен и интереса не проявляет |
0 |
||
Устанавливает некоторое очевидные видо-родовые отношения предметов, без пояснения, при помощи педагога |
1 |
|||
Устанавливает некоторое очевидные видо-родовые отношения предметов, без пояснения |
2 |
|||
Устанавливает очевидные видо-родовые отношения предметов, без пояснения |
3 |
|||
Самостоятельно устанавливает видо-родовые отношения предметов. Может пояснить выбор с помощью наводящих вопросов |
4 |
|||
Самостоятельно устанавливает видо-родовые отношения предметов, поясняет выбор |
5 |
|||
Обобщать, сравнивать, классифицировать |
Пассивен и интереса не проявляет |
0 |
||
Способен обобщить, сравнить, классифицировать по очевидным признакам предметы бытового обихода на наглядном материале без пояснений |
1 |
|||
Способен обобщить, сравнить, классифицировать по очевидным признакам предметы на наглядном материале |
2 |
|||
Способен обобщить, сравнить, классифицировать предметы на наглядном материале, выполняет самостоятельно |
3 |
|||
Самостоятельно обобщает, сравнивает, классифицирует на наглядном материале, аргументирует выбор |
4 |
|||
Самостоятельно обобщает, сравнивает, классифицирует, аргументирует выбор |
5 |
|||
Владеть навыками чтения |
Не владеет |
0 |
||
Знает некоторые буквы |
1 |
|||
Знает буквы алфавита, частично сливает буквы в слоги |
2 |
|||
Сливает буквы в слоги, читает по слогам, прочитанное понимает частично |
3 |
|||
Читает целыми словами, темп чтения средний, прочитанное понимает частично, но в целом главную мысль понимает, может кратко пересказать |
4 |
|||
Читает целыми словами, темп чтения быстрый, прочитанное понимает, главную мысль выделяет, пересказывает, делит текст на части. Читает выразительно |
5 |
|||
Владеть навыками письма |
Не владеет |
0 |
||
Самостоятельно писать буквы, цифры не может, но может писать рука в руке некоторые графические элементы |
1 |
|||
Самостоятельно пишет некоторые графические элементы, цифры, печатные буквы. Письменным написанием букв не владеет. При написании не соблюдает правила, плохо ориентируется на листе бумаги, выходит из клеточек и не соблюдает строку |
2 |
|||
Самостоятельно пишет графические элементы, пишет печатные буквы, но при написании не соблюдает правила, плохо ориентируется на листе бумаги, выходит из клеточек и не соблюдает строку. Письменным написанием букв практически не владеет, пишет некоторые элементы |
3 |
|||
Самостоятельно пишет письменно, но с большим количеством ошибок, исправлений |
4 |
|||
Самостоятельно пишет, трудностей при написании не испытывает, пишет практически без ошибок. Использует разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; |
5 |
|||
Выполнять арифметические действия; |
Не владеет навыком |
0 |
||
Выполняет арифметические действия со значительной помощью педагога и с использованием вспомогательного счетного материала |
1 |
|||
Выполняет арифметические действия со небольшой помощью педагога и с использованием вспомогательного счетного материала |
2 |
|||
Выполняет арифметические действия самостоятельно с использованием вспомогательного счетного материала |
3 |
|||
Выполняет самостоятельно арифметические действия без использования вспомогательного счетного материала. Составляет простые задачи, способен записать их условие и самостоятельно решить |
4 |
|||
Выполняет самостоятельно арифметические действия без использования вспомогательного счетного материала. Составляет простые и сложные задачи, способен записать их условие и самостоятельно решить |
5 |
|||
ИТОГО |
0 |
0 |
||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
Нач. года |
Кон. года |
||
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
Не знает и не соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); нарушает дисциплину, самопроизвольно выходит из класса, выкрикивает |
0 |
||
Частично знает ритуалы школьного поведения, но не соблюдает их, внимание на уроке рассеянное, работоспособность снижена |
1 |
|||
Знает, но не всегда соблюдает ритуалы школьного поведения, работоспособность носит мерцательный характер |
2 |
|||
Знает ритуалы школьного поведения, но не всегда соблюдает их, внимание устойчиво в течении большей части урока, работоспособность к концу урока минимальная |
3 |
|||
Знает и соблюдает ритуалы школьного поведения, иногда нарушает дисциплину, внимание на уроке устойчивое, работоспособность снижается к концу урока |
4 |
|||
Знает и соблюдает ритуалы школьного поведения, не нарушает дисциплину, сохраняет внимание и работоспособность в течении всего урока |
5 |
|||
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
Пассивен, безразличен к любой деятельности |
0 |
||
Темп деятельности медленный, не активно включается в деятельность, нарушает алгоритм действий |
1 |
|||
Не всегда следует предложенному плану, часто нарушает алгоритм деятельности, темп носит мерцательный не постоянный характер, в деятельность включается только по указанию учителя |
2 |
|||
Темп деятельности ниже среднего, активно включается в интересующую деятельность, пассивен к деятельности, не вызывающей интерес |
3 |
|||
Работает в общем темпе, следует плану, активно включается в деятельность |
4 |
|||
Темп деятельности высокий, следует плану, может разработать алгоритм действий самостоятельно, активно включается в деятельность |
5 |
|||
Участвовать в деятельности |
Любая деятельность вызывает агрессию, отрицание |
0 |
||
Пассивен, безразличен, в деятельности не участвует |
1 |
|||
Участвует в деятельности только по направлению учителя, инициативы не проявляет |
2 |
|||
Участвует в деятельности только по направлению учителя, небольшая заинтересованность |
3 |
|||
Участвует в деятельности по своей инициативе, соблюдает алгоритмы деятельности |
4 |
|||
Активно участвует в деятельности, проявляет инициативу предлагает свои варианты деятельности, |
5 |
|||
Контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; |
Не адекватно реагирует на внешний контроль, оценка действий вызывает агрессию. Не обладает самоконтролем |
0 |
||
Пассивен, безразличен |
1 |
|||
Реагирует на внешний контроль, самостоятельно не оценивает свои действия |
2 |
|||
Реагирует на внешний контроль, корректирует свою деятельность |
3 |
|||
Реагирует на внешний контроль, корректирует свою деятельность, контролирует и адекватно оценивает свою деятельность |
4 |
|||
Контролировать и адекватно оценивать свою деятельность; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность, обладать готовностью к самоконтролю и взаимоконтролю |
5 |
|||
Выполнять задания в течении определенного времени. Переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом, инструкции, образцу деятельности. Последовательно выполнять несколько заданий |
Задания не выполняет, пассивен |
0 |
||
Задания выполняет произвольно, не соответствует образцу, алгоритму, инструкции |
1 |
|||
Не всегда выполняет задание в течении определенного времени, переход от одного вида деятельности к другой затруднен, задания выполняет непоследовательно, хаотично. Алгоритм нарушен, образец не соответствует |
2 |
|||
Выполняет задания в течении определенного времени. Переход от одного вида деятельности к другому вызывает затруднения. Последовательно выполняет несколько заданий. Не умеет самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности |
3 |
|||
Выполняет задания в течении определенного времени. Переходит без затруднений от одного вида деятельности к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом, инструкции, образцу деятельности. Последовательно выполняет несколько заданий. Не умеет самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности |
4 |
|||
Выполняет задания в течении определенного времени. Переходит без затруднений от одного вида деятельности к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом, инструкции, образцу деятельности. Последовательно выполняет несколько заданий. Умеет самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности |
5 |
|||
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
Результаты деятельности отсевают |
0 |
||
Не соотносит результаты своих действий с заданным образцом |
1 |
|||
Результаты деятельности часто не соответствуют образцу, не понимает различия |
2 |
|||
Может соотнести свои действия с заданными образцами после многократного повторения |
3 |
|||
Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, работает по образцу, но не всегда соблюдает алгоритм действий |
4 |
|||
Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, работает по образцу, соблюдает алгоритм действий |
5 |
|||
Владеть навыками сдерживания импульсивного поведения, аффективных реакций |
Навыками сдерживания импульсивного поведения не обладает, слишком эмоционален, агрессивен, частые аффективные вспышки в любых ситуациях |
0 |
||
При изменении режима, поведение изменяется в отрицательную сторону |
1 |
|||
Сохраняет устойчивое поведение в отсутствии внешних раздражителей |
2 |
|||
Аффективные реакции на внешние раздражители отсутствуют, но не всегда обладает саморегуляцией |
3 |
|||
Чаще сохраняет устойчивое поведение, но иногда неадекватно реагирует на смену режима в школе и дома |
4 |
|||
Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменения режима дня в школе и дома |
5 |
|||
ИТОГО |
0 |
0 |
||
КОММУНИКАТИВНЫЕ |
Нач. года |
Кон. года |
||
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); |
Не идет на контакт (агрессивен или пассивен) |
0 |
||
Частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно |
1 |
1 |
||
Участвует выборочно в диалоге, идет на контакт, когда уверен в своих знаниях |
2 |
2 |
||
Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях |
3 |
|||
Осознанно стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) |
4 |
|||
Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь |
5 |
|||
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; |
Не идет на контакт (агрессивен или пассивен) |
0 |
||
Продуктивность контактов — короткий период |
1 |
|||
В диалоге учувствует выборочно, идет на контакт, когда уверен в своих знаниях. (называет по имени при общении, здоровается и т. д.) |
2 |
|||
Часто соблюдает нормы социального взаимодействия в группе, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, не стремиться к общению. Возможно, соблюдает механически данные ритуалы |
3 |
|||
Осознанно стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) |
4 |
|||
Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь |
5 |
|||
Обращаться за помощью и принимать помощь; |
Не идет на контакт, не принимает помощь |
0 |
||
Идет на контакт со знакомым человеком, пассивно принимает помощь |
1 |
1 |
||
Идет на контакт со знакомым человеком, просьбу формулирует односложно |
2 |
2 |
||
Способен сформулировать свою просьбу. Принимает помощь только от знакомых людей, к посторонним относится настороженно. В редких случаях может обратиться к посторонним |
3 |
|||
Формулирует свою просьбу. Способен качественно принимать помощь от окружения |
4 |
|||
Конструктивно формулирует свою просьбу, аргументирует для чего. Способен качественно принимать помощь от окружения |
5 |
|||
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
Не понимает и не выполняет инструкции, пассивен, не реагирует |
0 |
0 |
|
Способен выполнять и понимает простую, односложную инструкцию с сопутствующей помощью взрослого |
1 |
1 |
||
Понимает и выполняет простую односложную инструкцию |
2 |
|||
Понимает и выполняет простую инструкцию, часто требуется показ выполнения взрослым |
3 |
|||
Понимает и выполняет инструкции к различным видам учебной и бытовой деятельности. Умеет самостоятельно действовать по ним, но под контролем взрослого |
4 |
|||
Понимает и выполняет инструкции к различным видам учебной и бытовой деятельности. Умеет самостоятельно действовать по ним, в случае необходимости обратиться за незначительной помощью |
5 |
|||
Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; |
Пассивен, безынициативен, возможно проявление агрессии |
0 |
||
Агрессию не проявляет, к общению сам не проявляет инициативу, но общается если к нему обращаются, чаще общение формальное по необходимости, но сопереживает примитивно |
1 |
|||
Стремиться к формальному общению, сопереживает больше тактильно, доброжелателен |
2 |
|||
Доброжелателен, взаимодействует с людьми, знает элементарные нормы этикета, соблюдает формально |
3 |
|||
Доброжелателен, выражает эмпатию, взаимодействует с людьми, знает элементарные нормы этикета, но не всегда их применяет |
4 |
|||
Доброжелателен, выражает эмпатию, конструктивно взаимодействует с людьми, знает элементарные нормы этикета и успешно их применяет |
5 |
|||
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях |
Пассивен, безынициативен, возможно проявление агрессии |
0 |
||
Не идет на диалог, упрям, может проявить агрессию, конфликтен |
1 |
|||
Не всегда способен договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Частно перекладывает виду на другого человека, оправдывается |
2 |
2 |
||
Способен договариваться, но не всегда меняет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Часто формально соглашается с мнением большинства, но не принимает другую позицию |
3 |
3 |
||
Умеет договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Не всегда понимает свою личную ответственность, неправоту |
4 |
|||
Умеет договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Понимает свою личную ответственность, неправоту |
5 |
|||
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); |
Пассивен, безынициативен, возможно проявление агрессии |
0 |
||
Вступает в диалог, но не может поддержать беседу, не задает вопросы, отвечает односложно на элементарные вопросы |
1 |
|||
Вступает в диалог, но не может поддержать беседу, не задает вопросы, но может формулировать элементарные ответы. Инициативу к диалогу не проявляет |
2 |
|||
Вступает в диалог, может поддержать беседу, умеет задавать вопросы и формулировать элементарные ответы. Инициативу к диалогу с незнакомыми людьми в различных социальных взаимодействиях не проявляет. Взаимодействует со знакомыми людьми |
3 |
|||
Осознанно вступает в диалог, может поддержать беседу, умеет задавать вопросы и формулировать ответы. Самостоятельно не начинает диалог с незнакомыми людьми в различных социальных взаимодействиях. Взаимодействует со знакомыми людьми |
4 |
|||
Осознанно вступает в диалог, может поддержать беседу, умеет задавать вопросы и формулировать ответы. Самостоятельно начинает диалог, даже с незнакомыми людьми в различных социальных взаимодействиях |
5 |
|||
ИТОГО |
0 |
0 |
||