Содержательный аспект исследования формирования и развития базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом требований ФГОС ОО УО (ИН), вариант 1 | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка: школьное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Лузина, О. В. Содержательный аспект исследования формирования и развития базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом требований ФГОС ОО УО (ИН), вариант 1 / О. В. Лузина, У. А. Шестакова, О. Ю. Калинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9650/ (дата обращения: 16.12.2024).

Препринт статьи



В статье представлен опыт работы по изучению нормативной базы и составлению мониторинга формирования и развития БУДов у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) по варианту 1 ФАОПП. Предложены модернизированные критерии оценки, что облегчает и объективно оценивает формирование у обучающихся личностных, коммуникативных и познавательных базовых учебных действий с учетом требований ФГОС ОО УО (ИН).

Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью обязывает педагогических работников каждой образовательной организации реализовывать программу формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и отслеживать уровень сформированности.

Предложенная комплексная диагностика сформированности БУД предлагает общий подход к оцениванию сформированности конкретного действия.

Апробируя данную систему на практике, анализируя результаты, полученные при оценивании сформированности тех или иных действий конкретного обучающегося разными педагогическими работниками, мы получаем разные результаты. При собеседовании с каждым педагогом выявлено, что педагогический работник оценивания ребенка по данным критериям и выставляя баллы в любом случае опирается на свое мироощущение, чувственный опыт и не всегда бывает объективен. Исходя из этого можно сделать вывод, что данная система оценивания носит субъективно необъективный характер.

Перед инициативной группой встала задача изучить опыт коллег по формированию содержательной части и системы оценивания, предложенной во ФГОС; разработать критерии оценивания под каждый параметр, который позволит исключить субъективный подход при заполнении мониторинга и позволит получать реалистичные данные для построения коррекционной, развивающей и обучающей системы в образовательном учреждении.

Выработанные критерии были апробированы и утверждены для использования.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Нач.

года

Кон.

года

Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Не осознает себя учеником, ведущая деятельность игровая

0

Преобладает игровая деятельность, присутствует внешний антураж ученика

1

Преобладает игровая деятельность, присутствует внешний антураж ученика. Выражает заинтересованность некоторыми предметами

2

Присутствует учебная деятельность, заинтересован в положительной оценке и похвале, но не в знаниях. Желает принимать участия в общешкольной жизни и внеурочной деятельности

3

Преобладает учебная деятельность, заинтересован в положительной оценке и похвале. Является положительным примером. С желанием ходит на некоторые предметы. Принимает участие в общешкольной жизни

4

Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. Являющийся положительным примером для одноклассников, имеющий друзей в классе и школе. Активно принимает участие в жизни класса и школы

5

Понимание жизненных ценностей семьи и дружбы в обществе

Не понимает, что такое семья, не идентифицирует себя с ячейкой общества

0

Знает основных близких членов семьи (мама, папа, брат, сестра). С окружением не общается или общение носит посредственный характер

1

Знает основных близких членов семьи (мама, папа, брат, сестра). Знает социальную роль каждого члена семьи, может рассказать. Общение по типу потребитель

2

Знает зачем нужна семья, знает семейные традиции. Понимает жизненные ценности семьи и дружбы, но не может объяснить на примере

3

Понимает ценность семьи и дружбы. Осмысленно воспринимает социальное окружение, но не может дать осознанную характеристику дружбе, качествам друга, зачем нужны друзья. Понимает и осознает социальные роли членов семьи. Знает и соблюдает семейные традиции

4

Понимает ценность семьи и дружбы. Осмысленно воспринимает социальное окружение. Дает осознанную характеристику дружбе, качествам друга, зачем нужны друзья. Понимает и осознает социальные роли членов семьи их ответственность и обязанности. Знает и соблюдает семейные традиции, может рассказать их историю. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

5

Способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

Не понимает свое место в социальном окружении, не знает советующие возврату ценности

0

Не воспринимает свое социальное окружение, частично знает свое место в нем или не осознает. Не знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Не аргументирует свою точку зрения

1

Частично воспринимает свое социальное окружение, частично знает свое место в нем. Не знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Не аргументирует свою точку зрения

2

Воспринимает свое социальное окружение, знает свое место в нем. Частично знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Не аргументирует свою точку зрения. Не всегда соблюдает этические нормы, принятые в современном обществе

3

Воспринимает свое социальное окружение, знает свое место в нем. Знает ценности, соответственно возрасту. Частично знает социальные роли окружения. Может аргументировать свою точку зрения. Не всегда соблюдает этические нормы, принятые в современном обществе

4

Осмысленно воспринимает свое социальное окружение, знает свое место в нем. Знает ценности, соответственно возрасту. Знает социальные роли окружения. Аргументировать свою точку зрения. Соблюдает этические нормы, принятые в современном обществе

5

Положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Проявляет агрессию, негативизм или равнодушие к окружающей действительности

0

Проявляет поверхностный интерес к окружающей действительности, часто отказывается взаимодействовать, контакт неэффективный. Негативно реагирует на природные явления и изменения в окружающей обстановке

1

Проявляет заинтересованность к окружающей действительности, но пассивно взаимодействует с окружением. Воспринимает только привычное окружение. Красоту окружающего мира не понимает

2

Проявляет заинтересованность к окружающей действительности, взаимодействует со знакомым окружением. Может дать простую описательную характеристику знакомому окружению. Бывают попытки адекватного взаимодействия с незнакомым окружением, в незнакомых ситуациях

3

Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

4

Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Может аргументировать свою точку зрения к тому или иному объекту

5

Понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Не имеет представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

0

Частично знает этические нормы, но не знает личную ответственность за свои поступки

1

Частично знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, но не всегда соблюдает их. Не может объяснить личную ответственность за тот или иной поступок

2

Частично знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, но не всегда соблюдает их. Понимает и принимает личную ответственность за свои поступки

3

Знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, понимает и принимает личную ответственность за свои поступки, но не всегда соблюдает принятые нормы. Может сформулировать правильное представление от ответственности

4

Знает этические нормы и правила поведения в современном обществе, понимает и принимает личную ответственность за свои поступки. Может сформулировать правильное представление от ответственности. Соблюдает принятые нормы всегда

5

Готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Не знает и не выполняет правила безопасного поведения в природе и обществе

0

Частично знает, но не выполняет, даже при указании учителя правила безопасного поведения в природе и обществе

1

Частично знает, выполняет при указании учителя правила безопасного поведения в природе и обществе

2

Частично знает и частично выполняет правила безопасного поведения в природе и обществе

3

Знает и частично выполняет правила безопасного поведения в природе и обществе

4

Знает и выполняет в любой ситуации правила безлопастного поведения в природе и обществе

5

Испытывать чувство гордости за свою страну

Не знает элементарных данных о государстве

0

Знает, как зовут президента, как выглядит флаг, герб, знает столицу России

1

Знает, как зовут президента, как выглядит флаг, герб, знает столицу России, а также соблюдает традиции на мероприятиях (при поднятии, выноси флага, при звучании гимна и т. д

2

Знает как зовут президента, как выглядит флаг, герб, знает столицу России, а также соблюдает традиции на мероприятиях (при поднятии, выноси флага, при звучании гимна и т. д., а также знает сведения о государстве, знает некоторые исторические события (начало ВОВ, образование государства, имена руководителей страны на разных этапах и др.), может назвать выдающихся деятелей искусства, творчества и т. д. Может примитивно сформулировать почему он гордится нашей Родиной

3

Все вышеперечисленное, а также, формулирует свое отношение о жизни в нашем государстве, о событиях или фактах, природе, достижениях, культуре вызывающих гордость. Может примитивно сформулировать понятие патриотизма

4

Все вышеперечисленное, а также, формулирует свое отношение о жизни в нашем государстве, о событиях или фактах, природе, достижениях, культуре вызывающих гордость. Может развёрнуто сформулировать понятие патриотизма. Бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны

5

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи

Безразличен или присутствует неадекватная реакция

0

Выборочно присутствует адекватная реакция на произведения

1

Адекватно реагирует на произведения искусства, живописи, музыки и т. д.

2

Адекватная реакция на произведения литературы, музыки, живописи согласно возрасту и развития. Может дать ответную словесную реакцию

3

Адекватно реагирует на произведения искусства, живописи, музыки и т. д. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Может односложно охарактеризовать свои эмоции

4

Адекватно реагирует на произведения искусства, живописи, музыки и т. д. Может дать описательную характеристику своих эмоций. Аргументирует свое суждение. Бережно относится к культурно-историческому наследию родного края и страны

5

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Безразличен и/или агрессивен, и/или пассивен

0

Проявляет доброжелательность только в близком окружении

1

Проявляет доброжелательность только в близком окружении, принимает помощь, может обратиться за помощь только к знакомым людям. Испытывает примитивную эмпатию

2

Проявляет доброжелательность только в близком окружении, принимает помощь, предлагает свою помощь. Испытывает эмпатию к близкому окружению

3

Адекватно реагирует на происходящие события в обществе. Знает и соблюдает основные моральные нормы. Испытывает адекватные эмоционально окрашенные чувства в зависимости от ситуации

4

Адекватно реагирует на происходящие события в обществе. Может словесно передать и обосновать свое состояние и отношение к происходящему и аргументировать свое суждение. Знает и соблюдает основные моральные нормы. Испытывает адекватные эмоционально окрашенные чувства в зависимости от ситуации. Проявление сопереживания к чувствам других людей

5

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Не знает трудовые профессии, безразличен или пассивен

0

Знает некоторые профессии труда, относиться безразлично

1

Знает некоторые профессии труда, относиться положительно, не всегда понимает результат труда, не всегда понимает ценность труда. Не мотивирован на получение какой-либо профессии

2

Знает достаточно профессий, но не всегда может объяснить зачем нужна данная профессия. Не всегда может объяснить, почему нужна каждая профессия

3

Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности. Понимает важность и ценность любого труда и профессии в целом

4

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. Понимать важность и ценность любого труда и профессии в целом. Стремиться в дальнейшем получить профессию и приносить пользу своим трудом обществу

5

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность

При включении в деятельность проявляет агрессию, выражает недовольство, негативизм

0

Пассивен, безразличен, включается в деятельность неохотно, по указанию

1

Включается в деятельность, только при стимулировании со стороны педагогов или окружения

2

Включается в деятельность, интересующую его лично. Не проявляет инициативу

3

Активно включается в общеполезную деятельность, всегда проявляет инициативу

4

Активно включается в общеполезную деятельность, всегда проявляет инициативу, может предложить свои варианты деятельности и аргументировать ее актуальность

5

ИТОГО

0

0

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Нач.

года

Кон.

года

Выделять общие и отличительные свойства предметов;

Не выделяет, пассивен и интереса не наблюдается

0

Частично выделяет существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью педагога

1

Частично выделяет существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, самостоятельно

2

Выделяет существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов самостоятельно

3

Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно, но пояснить выбор не способен, либо только при помощи наводящих вопросов

4

Выделяет общие и отличительные свойства предметов, может пояснить выбор

5

Устанавливать видо-родовые отношения предметов;

Пассивен и интереса не проявляет

0

Устанавливает некоторое очевидные видо-родовые отношения предметов, без пояснения, при помощи педагога

1

Устанавливает некоторое очевидные видо-родовые отношения предметов, без пояснения

2

Устанавливает очевидные видо-родовые отношения предметов, без пояснения

3

Самостоятельно устанавливает видо-родовые отношения предметов. Может пояснить выбор с помощью наводящих вопросов

4

Самостоятельно устанавливает видо-родовые отношения предметов, поясняет выбор

5

Обобщать, сравнивать, классифицировать

Пассивен и интереса не проявляет

0

Способен обобщить, сравнить, классифицировать по очевидным признакам предметы бытового обихода на наглядном материале без пояснений

1

Способен обобщить, сравнить, классифицировать по очевидным признакам предметы на наглядном материале

2

Способен обобщить, сравнить, классифицировать предметы на наглядном материале, выполняет самостоятельно

3

Самостоятельно обобщает, сравнивает, классифицирует на наглядном материале, аргументирует выбор

4

Самостоятельно обобщает, сравнивает, классифицирует, аргументирует выбор

5

Владеть навыками чтения

Не владеет

0

Знает некоторые буквы

1

Знает буквы алфавита, частично сливает буквы в слоги

2

Сливает буквы в слоги, читает по слогам, прочитанное понимает частично

3

Читает целыми словами, темп чтения средний, прочитанное понимает частично, но в целом главную мысль понимает, может кратко пересказать

4

Читает целыми словами, темп чтения быстрый, прочитанное понимает, главную мысль выделяет, пересказывает, делит текст на части. Читает выразительно

5

Владеть навыками письма

Не владеет

0

Самостоятельно писать буквы, цифры не может, но может писать рука в руке некоторые графические элементы

1

Самостоятельно пишет некоторые графические элементы, цифры, печатные буквы. Письменным написанием букв не владеет. При написании не соблюдает правила, плохо ориентируется на листе бумаги, выходит из клеточек и не соблюдает строку

2

Самостоятельно пишет графические элементы, пишет печатные буквы, но при написании не соблюдает правила, плохо ориентируется на листе бумаги, выходит из клеточек и не соблюдает строку. Письменным написанием букв практически не владеет, пишет некоторые элементы

3

Самостоятельно пишет письменно, но с большим количеством ошибок, исправлений

4

Самостоятельно пишет, трудностей при написании не испытывает, пишет практически без ошибок. Использует разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

5

Выполнять арифметические действия;

Не владеет навыком

0

Выполняет арифметические действия со значительной помощью педагога и с использованием вспомогательного счетного материала

1

Выполняет арифметические действия со небольшой помощью педагога и с использованием вспомогательного счетного материала

2

Выполняет арифметические действия самостоятельно с использованием вспомогательного счетного материала

3

Выполняет самостоятельно арифметические действия без использования вспомогательного счетного материала. Составляет простые задачи, способен записать их условие и самостоятельно решить

4

Выполняет самостоятельно арифметические действия без использования вспомогательного счетного материала. Составляет простые и сложные задачи, способен записать их условие и самостоятельно решить

5

ИТОГО

0

0

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Нач.

года

Кон.

года

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Не знает и не соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); нарушает дисциплину, самопроизвольно выходит из класса, выкрикивает

0

Частично знает ритуалы школьного поведения, но не соблюдает их, внимание на уроке рассеянное, работоспособность снижена

1

Знает, но не всегда соблюдает ритуалы школьного поведения, работоспособность носит мерцательный характер

2

Знает ритуалы школьного поведения, но не всегда соблюдает их, внимание устойчиво в течении большей части урока, работоспособность к концу урока минимальная

3

Знает и соблюдает ритуалы школьного поведения, иногда нарушает дисциплину, внимание на уроке устойчивое, работоспособность снижается к концу урока

4

Знает и соблюдает ритуалы школьного поведения, не нарушает дисциплину, сохраняет внимание и работоспособность в течении всего урока

5

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Пассивен, безразличен к любой деятельности

0

Темп деятельности медленный, не активно включается в деятельность, нарушает алгоритм действий

1

Не всегда следует предложенному плану, часто нарушает алгоритм деятельности, темп носит мерцательный не постоянный характер, в деятельность включается только по указанию учителя

2

Темп деятельности ниже среднего, активно включается в интересующую деятельность, пассивен к деятельности, не вызывающей интерес

3

Работает в общем темпе, следует плану, активно включается в деятельность

4

Темп деятельности высокий, следует плану, может разработать алгоритм действий самостоятельно, активно включается в деятельность

5

Участвовать в деятельности

Любая деятельность вызывает агрессию, отрицание

0

Пассивен, безразличен, в деятельности не участвует

1

Участвует в деятельности только по направлению учителя, инициативы не проявляет

2

Участвует в деятельности только по направлению учителя, небольшая заинтересованность

3

Участвует в деятельности по своей инициативе, соблюдает алгоритмы деятельности

4

Активно участвует в деятельности, проявляет инициативу предлагает свои варианты деятельности,

5

Контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Не адекватно реагирует на внешний контроль, оценка действий вызывает агрессию. Не обладает самоконтролем

0

Пассивен, безразличен

1

Реагирует на внешний контроль, самостоятельно не оценивает свои действия

2

Реагирует на внешний контроль, корректирует свою деятельность

3

Реагирует на внешний контроль, корректирует свою деятельность, контролирует и адекватно оценивает свою деятельность

4

Контролировать и адекватно оценивать свою деятельность; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность, обладать готовностью к самоконтролю и взаимоконтролю

5

Выполнять задания в течении определенного времени. Переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом, инструкции, образцу деятельности. Последовательно выполнять несколько заданий

Задания не выполняет, пассивен

0

Задания выполняет произвольно, не соответствует образцу, алгоритму, инструкции

1

Не всегда выполняет задание в течении определенного времени, переход от одного вида деятельности к другой затруднен, задания выполняет непоследовательно, хаотично. Алгоритм нарушен, образец не соответствует

2

Выполняет задания в течении определенного времени. Переход от одного вида деятельности к другому вызывает затруднения. Последовательно выполняет несколько заданий. Не умеет самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности

3

Выполняет задания в течении определенного времени. Переходит без затруднений от одного вида деятельности к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом, инструкции, образцу деятельности. Последовательно выполняет несколько заданий. Не умеет самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности

4

Выполняет задания в течении определенного времени. Переходит без затруднений от одного вида деятельности к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом, инструкции, образцу деятельности. Последовательно выполняет несколько заданий. Умеет самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности

5

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

Результаты деятельности отсевают

0

Не соотносит результаты своих действий с заданным образцом

1

Результаты деятельности часто не соответствуют образцу, не понимает различия

2

Может соотнести свои действия с заданными образцами после многократного повторения

3

Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, работает по образцу, но не всегда соблюдает алгоритм действий

4

Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, работает по образцу, соблюдает алгоритм действий

5

Владеть навыками сдерживания импульсивного поведения, аффективных реакций

Навыками сдерживания импульсивного поведения не обладает, слишком эмоционален, агрессивен, частые аффективные вспышки в любых ситуациях

0

При изменении режима, поведение изменяется в отрицательную сторону

1

Сохраняет устойчивое поведение в отсутствии внешних раздражителей

2

Аффективные реакции на внешние раздражители отсутствуют, но не всегда обладает саморегуляцией

3

Чаще сохраняет устойчивое поведение, но иногда неадекватно реагирует на смену режима в школе и дома

4

Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменения режима дня в школе и дома

5

ИТОГО

0

0

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Нач.

года

Кон.

года

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

Не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

0

Частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно

1

1

Участвует выборочно в диалоге, идет на контакт, когда уверен в своих знаниях

2

2

Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях

3

Осознанно стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)

4

Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь

5

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

0

Продуктивность контактов — короткий период

1

В диалоге учувствует выборочно, идет на контакт, когда уверен в своих знаниях. (называет по имени при общении, здоровается и т. д.)

2

Часто соблюдает нормы социального взаимодействия в группе, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, не стремиться к общению. Возможно, соблюдает механически данные ритуалы

3

Осознанно стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)

4

Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, владеет адекватными выходами из конфликта, всегда предоставляет помощь

5

Обращаться за помощью и принимать помощь;

Не идет на контакт, не принимает помощь

0

Идет на контакт со знакомым человеком, пассивно принимает помощь

1

1

Идет на контакт со знакомым человеком, просьбу формулирует односложно

2

2

Способен сформулировать свою просьбу. Принимает помощь только от знакомых людей, к посторонним относится настороженно. В редких случаях может обратиться к посторонним

3

Формулирует свою просьбу. Способен качественно принимать помощь от окружения

4

Конструктивно формулирует свою просьбу, аргументирует для чего. Способен качественно принимать помощь от окружения

5

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Не понимает и не выполняет инструкции, пассивен, не реагирует

0

0

Способен выполнять и понимает простую, односложную инструкцию с сопутствующей помощью взрослого

1

1

Понимает и выполняет простую односложную инструкцию

2

Понимает и выполняет простую инструкцию, часто требуется показ выполнения взрослым

3

Понимает и выполняет инструкции к различным видам учебной и бытовой деятельности. Умеет самостоятельно действовать по ним, но под контролем взрослого

4

Понимает и выполняет инструкции к различным видам учебной и бытовой деятельности. Умеет самостоятельно действовать по ним, в случае необходимости обратиться за незначительной помощью

5

Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми;

Пассивен, безынициативен, возможно проявление агрессии

0

Агрессию не проявляет, к общению сам не проявляет инициативу, но общается если к нему обращаются, чаще общение формальное по необходимости, но сопереживает примитивно

1

Стремиться к формальному общению, сопереживает больше тактильно, доброжелателен

2

Доброжелателен, взаимодействует с людьми, знает элементарные нормы этикета, соблюдает формально

3

Доброжелателен, выражает эмпатию, взаимодействует с людьми, знает элементарные нормы этикета, но не всегда их применяет

4

Доброжелателен, выражает эмпатию, конструктивно взаимодействует с людьми, знает элементарные нормы этикета и успешно их применяет

5

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях

Пассивен, безынициативен, возможно проявление агрессии

0

Не идет на диалог, упрям, может проявить агрессию, конфликтен

1

Не всегда способен договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Частно перекладывает виду на другого человека, оправдывается

2

2

Способен договариваться, но не всегда меняет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Часто формально соглашается с мнением большинства, но не принимает другую позицию

3

3

Умеет договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Не всегда понимает свою личную ответственность, неправоту

4

Умеет договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях. Понимает свою личную ответственность, неправоту

5

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Пассивен, безынициативен, возможно проявление агрессии

0

Вступает в диалог, но не может поддержать беседу, не задает вопросы, отвечает односложно на элементарные вопросы

1

Вступает в диалог, но не может поддержать беседу, не задает вопросы, но может формулировать элементарные ответы. Инициативу к диалогу не проявляет

2

Вступает в диалог, может поддержать беседу, умеет задавать вопросы и формулировать элементарные ответы. Инициативу к диалогу с незнакомыми людьми в различных социальных взаимодействиях не проявляет. Взаимодействует со знакомыми людьми

3

Осознанно вступает в диалог, может поддержать беседу, умеет задавать вопросы и формулировать ответы. Самостоятельно не начинает диалог с незнакомыми людьми в различных социальных взаимодействиях. Взаимодействует со знакомыми людьми

4

Осознанно вступает в диалог, может поддержать беседу, умеет задавать вопросы и формулировать ответы. Самостоятельно начинает диалог, даже с незнакомыми людьми в различных социальных взаимодействиях

5

ИТОГО

0

0

Задать вопрос