В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Также приводится обоснование выбора методов для проведения опытно-поисковой работы.
Ключевые слова: критерии и показатели сформированности личностных качеств, патриотизм, любознательность, ответственность, уважение ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования второго поколения (далее — Стандарт, ФГОС НОО) отражены требования к освоению основной образовательной программы начальной школы в качестве перечня предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты — это достижения в личностном развитии обучающегося, представленные в форме универсальных действий: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. Эти действия включают в себя сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации к учебной деятельности, морально-этических суждений [3].
И изучение личностных результатов весьма актуально, поскольку современное образование направлено на формирование качественных характеристик у обучающихся. По динамике формирования личностных характеристик можно делать выводы о характере развития общества, поскольку этот процесс зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей [1].
Несмотря на то, что личностные результаты не могут подвергаться оценке, допускается проведение мониторинга эффективности воспитательной работы образовательного учреждения в целом (поскольку в документах образования обозначены воспитательные ориентиры и нужно отслеживать успешность их достижения) [3]. В ходе этого мониторинга можно изучить и личностные качества обучающихся. Поскольку качества как динамические системы способны вследствие воспитательного воздействия к обогащению, развитию, то результаты изучения динамики процесса формирования качеств могут приниматься во внимание при оценке эффективности воспитательной деятельности учреждения [4,7].
Итак, личностные качества — это психологические особенности, характеристики личности, способные к обогащению, которые проявляются через определенные отношения к кому-либо в поведении и деятельности.
Для их исследования педагогам помимо диагностического инструментария, необходима система критериев и показателей изучения личностных качеств обучающихся.
Попытка решить эту задачу и определила цель данной работы.
Личностные результаты более детально представлены в форме характеристик личности обучающихся. Их перечень в частности представлен в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) — в виде современного национального воспитательного идеала, а в Стандарте в виде портрета выпускника начальной школы (представлены далее).
На основе характеристик, представленных в этих официальных документах образования, составим обобщенный список личностных качеств младшего школьника, необходимых для дальнейшего исследования: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность.
Для определения критериев формирования личностных качеств рассмотрим процесс формирования качеств. К изучению этого процесса обращались многие ученые в области педагогики и психологии: И. С. Кон, И. С. Марьенко, И. Ф. Харламов и др.
По мнению ученых, процесс воспитания личностных качеств предполагает: формирование у человека потребности в выработке качества; включение человека в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества (в виде представлений, понятий) и выработка соответствующих чувств, взглядов и убеждений (внутреннего эмоционально-чувственного стремления в необходимости выработки этого качества); практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами; развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением норм поведения [6].
На основе обобщения этой структуры определим критерии, необходимые для исследования качеств личности.
Критерии изучения личностных качеств
Когнитивный аспект: знание сущности проявления качества (цель: изучить особенности представлений обучающихся о качествах личности (правильность понимания и объем знаний о качествах; умение приводить примеры проявления личностных качеств у человека)).
Методы диагностики: анкетирование, опрос, беседа.
Мотивационный аспект: «отношение» к проявлению качества в человеке (цель: выявить характер отношения детей к проявлениям у человека личностных качеств (степень заинтересованности)).
Методы диагностики: анкетирование, беседа, наблюдение.
Поведенческий аспект: проявление качества в действии (цель: выявить особенности проявления личностных качеств в поведении у обучающихся (степень активности проявления личностных качеств у детей)).
Метод диагностики: наблюдение.
Показатели формирования личностных качеств
Патриотизм («любящий свой народ, свой край и свою Родину» — по Стандарту; гражданин России, который чтит духовные и культурные традиции ее многонационального народа и осознает личную ответственность за судьбу своей страны — по Концепции [1,5]).
Знания о том, как называется страна, город, в котором живет ребенок, столица нашей Родины, о государственных символах России (гимн, герб, флаг), о населяющих ее народах (точность знаний и обширность знаний о своей стране) [2].
Отношение к своей малой Родине (степень выраженности мотива жить в своем городе).
Проявление активности в деятельности (добровольность, систематичность посещения экскурсий по городу).
Любознательность («любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» — по Стандарту; «компетентный» — по Концепции [1,5]).
Обширность познавательных интересов (высокая обширность познавательных интересов).
Мотив обучения в школе (получение знаний), отношение к обучению, чтению (проявление активного интереса к обучению, чтению литературы).
Активность в образовательной деятельности (высокая активность и большое количество вопросов на занятиях и в повседневной жизни).
Ответственность («…способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом…» — по Стандарту; «осознающий ответственность…» — по Концепции [1,5]).
Понимание слов «ответственный человек» (правильность понимания слов «ответственный человек», возможно на конкретных примерах).
Отношение к проявлению ответственности (положительное отношение к тому, чтобы быть дежурным, приходить вовремя на занятия, выполнять вовремя задания).
Выполнение в поведении организационных правил в образовательном учреждении (систематичность в проявлении пунктуальности, посещаемости занятий, соблюдение дисциплины на занятии), умение довести задание до конца (своевременная подготовка и сдача заданий, их качество и объем, степень самостоятельности при выполнении задания).
Уважение ценности семьи и общества («уважающий и принимающий ценности семьи и общества»— по Стандарту, «высоконравственный, укоренённый в духовных и культурных традициях… народа…» — по Концепции [1,5]).
Знание того, как зовут родителей, классного руководителя, правил в семье, в школе (может назвать имена родителей, классного руководителя, привести примеры правил поведения в семье, школе).
Отношение к своей семье (рассказывает о своем отношении к семье, есть пожелания членам семьи).
Соблюдение правил поведения на прогулке, в общественных местах (систематичность соблюдения общественных правил).
Доброжелательность («доброжелательный» — по Стандарту; «высоконравственный» — по Концепции [1,5]).
Понимание значения слов «добро», «дружба», «сочувствие», «отзывчивость» (правильность определения значения этих слов, возможно на конкретных примерах).
Отношение к проявлению доброжелательности (характер выражаемых эмоций при оценке ситуаций).
Наличие друзей (число постоянных друзей), характер поведения в социуме: степень конфликтности (частота вступления в конфликты с людьми), оказание помощи окружающим людям (степень отзывчивости, степень заинтересованности в дарении подарков сверстникам).
Общительность («умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» — по Стандарту, «компетентный» — по Концепции [1,5]).
Понимание значения слов «общительный человек» (правильность определения, кто такой «общительный человек»), наличие представлений о вежливости (приводит примеры правил вежливости).
Отношение к проявлению общительности (степень выраженности интереса к общению через предпочтение говорения слушанию, взаимодействию, совместной работе со сверстниками).
Владение диалогической речью, особенности общения со сверстниками при взаимодействии с ними (умение четко формулировать свои мысли, обосновать свою точку зрения, умение выслушать другого, сочетание говорения и слушания,степень активности, инициативности, умение вступать в диалог) [2,3].
Творческая направленность («творческий» — по Концепции [1]).
Степень понимания значения слов «творчество», «творческий», «творить» (правильность понимания смысла слов «творчество», «творческий», «творить», — любого из них, возможность привести примеры проявления творчества в своей практике).
Отношение к творческой деятельности, фантазированию (указывает на желание заниматься творческими видами деятельности, выраженность интереса, увлеченность процессом творческой деятельности).
Степень оригинальности в рисунках (новизна, непохожесть рисунков на рисунки сверстников).
В качестве методов диагностики качеств можно использовать анкетирование как экономичный по времени способ сбора информации, при условии, что нужно изучить личностные качества у целого класса. Конечно, эффективнее использовать метод индивидуальной беседы, поскольку он позволяет в непосредственном общении с ребенком уточнить какие-то вопросы и непосредственно отследить какие-то личностные особенности в их поведении и общении, но этот метод весьма времязатратный, поэтому его можно использовать как дополнительный в целях уточнения полученных результатов.
При разработке анкеты нужно учитывать множество заявленных показателей, что предполагает определение большого перечня вопросов, поэтому работу по заполнению анкеты лучше рассчитывать на два урока, чтобы дети не переутомились.
Вопросы и задания нужно подбирать в соответствие с критериями и показателями, а также возрастными особенностями детей, к примеру, учитывая, что в 1–2 классе письменная речь у них находится на этапе формирования, можно предложить им задания с выбором готовых ответов или метод незаконченных предложений.
Анкета позволит выявить результаты особенностей качеств по знаниевому критерию, а также отношение к проявлению качества (задания на оценку нравственных ситуаций).
Критерий «поведение» можно изучить в ходе систематического наблюдения за поведением обучающихся на занятиях, переменах, на прогулке.
Итак, представленные критерии и показатели, методики, методы формирования личностных качеств позволят педагогу частично провести мониторинг эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении в плане определения особенностей сформированности личностных качеств у обучающихся. Показатели и критерии помогут педагогу уточнить, с каким аспектом формирования качества у обучающихся возникли трудности: понимание сущности, формирование ценности или применение в поведении. Результаты мониторинга можно дополнять результатами, полученными в ходе применения других диагностик. Полученные результаты позволят педагогу построить или скорректировать программу воспитания как для отдельных младших школьников, так и для классного коллектива в целом.
Литература:
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.
- Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: новые практики формирования и оценивания / под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. — СПб.: КАРО. — 160 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 215 с. (Стандарты второго поколения).
- Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова; под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. — М.: АПК и ПРО, 2003. — 83 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2015. — 47 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / И. Ф. Харламов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
- Чепиков, В. Т. Педагогическая практика в начальных классах: учеб. пособие / В. Т. Чепиков. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 288 с.