В статье рассматривается значимость оказания психолого-педагогического содействия в осознанном выборе обучающимися старших классов будущей профессии; представляется описание ключевых требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом, а также законом «Об образовании» к организации предпрофильной подготовки школьников; приводится перечень диагностических методик, с помощью которых можно объективно оценить задатки и интересы учеников 9–11 классов; представляются результаты эмпирического исследования, посвященного изучению профессиональных предпочтений обучающихся 9 классов.
Ключевые слова: профессиональные предпочтения, старшеклассники, выбор профессии, диагностика, результаты, интересы, задатки, профессиональные склонности.
The article considers the importance of providing psychological and pedagogical assistance in the conscious choice of future profession by high school students; presents a description of the key requirements imposed by the Federal State Standard, as well as the Law «On Education» for the organization of pre-profile training of schoolchildren; provides a list of diagnostic methods that can be used to objectively assess the inclinations and interests of students in grades 9–11; presents the results of an empirical study devoted to the study of professional preferences of 9th grade students.
Keywords: professional preferences, high school students, choice of profession, diagnostics, results, interests, inclinations, professional inclinations.
Проблема выбора профессии учениками старших классов является насущной не только в различных научных областях. Прежде всего, хотелось бы сказать, что ею озабочено государство. Данный вопрос широко освещается в нормативных источниках. В частности, в ФЗ «Об образовании» говорится о том, что педагоги образовательных организаций, социум, а также родители должны выстраивать учебный и воспитательный процесс в интересах всестороннего развития подрастающего поколения, особое внимание обращать на их профессиональное развитие [6]. Обоснование необходимости оказывать старшим школьникам психолого-педагогическое содействие в выборе профессии закреплено и в ФГОС СОО, согласно содержанию которого портрет выпускника школы представляется следующим образом: «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества» [3, с. 4].
Исходя из представленных требований становится очевидным, что предпрофильную подготовку школьников необходимо организовывать с учетом задатков и интересов к различным трудовым направлениям учеников 9–11 классов. Поэтому нами было решено организовать эмпирическое исследование, цель которого заключалась в выявлении профессиональных предпочтений у старшеклассников. Базой для реализации диагностических процедур стал МБОУ «Новоусманский образовательный центр» Новоусманского муниципального района Воронежской области. В исследовании приняли участие 40 учеников 9 классов. Респонденты были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
В качестве методик, позволяющих достичь эмпирическую цель, были выбраны: «Карта интересов» Г. В. Резапкиной [4]; «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А. А. Азбель и А. Г. Грецова [5, с. 4–11]; «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова [1, с. 175–192]; «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной) [2]. Результаты опросников и анкет позволили нам прийти к следующим выводам:
- С помощью методики «Карта интересов» удалось установить, что из 100 % опрошенных старшеклассников (n[1] = 40) яркая выраженность к одному конкретному профессиональному направлению выявлена не была. Такие результаты говорят об отсутствии у респондентов полностью сформированного мнения о том, кем они станут в будущем. В обеих группах ученики 9 классов МБОУ «Новоусманского образовательного центра» Воронежской области ставят в приоритет гуманитарные и физико-математические науки. Так, например, в экспериментальном классе многие склонны к тому, чтобы связать свою будущую деятельность с инженерными технологиями, электроникой и химией в различных направлениях (n = 7). Наряду с этим, опрошенные выразили предпочтение к творчеству и изучению литературы (n = 5), истории и политической сфере (n = 4), освоению профессии врача либо учителя (n = 6).
Обобщая результаты опроса в двух группах, также важно отметить, что показатели у 40 % отождествляют неопределенность и недостаточно устойчивые знания о деятельности, которую предстоит выполнять в будущем старшеклассникам, устроившись на работу (n = 16). Выявленные данные обосновывают необходимость организации занятий, которые позволят углубить представления учеников 9 классов о профессиональных обязанностях, перспективах и в целом роде деятельности. Безусловно, у каждой выпускающейся из школы личности должна быть альтернатива выбора, но задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь в развитии ее профессиональных задатков.
- Исследования профессиональной идентичности участников диагностики по методике А. А. Азбель и А. Г. Грецова [5] показали, что в экспериментальном классе больше половины старшеклассников испытывают «кризис выбора» будущей специальности (n = 12), в контрольной группе результаты менее критичны. Число респондентов с нечетким мнением о выборе лучшего для себя профессионального будущего, достигает 30 % (n = 6). Наряду с этим, методика позволила установить, такой важный фактор, как наличие влияния на мнение девятиклассников со стороны. Было выяснено, что статус навязывания у диагностируемых низкий.
- Интерпретация результатов «Дифференциально-диагностического опросника» Е. А. Климова [1] показала, что в экспериментальном классе многие ученики склонны к выбору специальностей, связанных с современными компьютерными технологиями (n = 13), в контрольной группе таких респондентов меньше (n = 6). Данные свидетельствуют нам о возможности рекомендовать этим старшим школьникам сделать выбор в пользу физико-математического профиля обучения в 10–11 классах. Что касается выбора профессий в области гуманитария, то здесь в обеих классах результаты одинаковые. Связать свою работу с людьми готовы 16 школьников (ЭГ n = 8, КГ n = 8[2]). Менее выражен интерес у опрошенных к естественным наукам. Такие специальности, как ветеринар, агроном, географ и др. интересуют лишь 10 % участников исследования (ЭГ n = 2, КГ n = 2).
- Анализ заполненного «Опросника профессиональных склонностей» Л. Йовайши показал идентичные результаты с методикой Е. А. Климова [2] (рис. 1).
Рис. 1. Результаты проведения методики Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» старшеклассников
Таким образом, с помощью эмпирического исследования было выяснено, что у обучающихся старших классов отсутствуют устойчивые профессиональные предпочтения, что свидетельствует о необходимости акцентирования внимания на предпрофильной подготовке. На наш взгляд, рациональным направлением работы педагога-психолога в данном случае будет являться проведение профессиональных консультаций. Следует продумать систему таких мероприятий с учетом индивидуальных способностей и интересов респондентов, и оказать помочь в постановке четких профессиональных целей.
Литература:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. — 8-е изд., перераб. — Москва: Издательский центр «Академия», 2020. — 304 с.
2. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной) / Л. Йовайши. — URL: https://kolpduc.tom.ru/files/vektor/DiagnostikaPoProfOrient/OprosnikProfSklonnostei.pdf (дата обращения: 19.09.2024)
3. Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Среднего общего образования» / Под ред. А. А. Фурсенко. — Москва: Просвещение, 2022. — 58 с. — URL: file:///C:/Users/asus/Downloads/FGOS_soo_____17_05_2012_N_413.pdf (дата обращения: 19.09.2024)
4. Резапкина Г. В. Методика «Профиль» / Г. В. Резапкина // Отбор в профильные классы. — URL: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=31 (дата обращения: 19.09.2024)
5. Сунцова Я. С. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / Я. С. Сунцова. — Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2019. — 112 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». — URL:https://www.consultant.ru/document/consdocLAW140174/d77d543849778cc24961429c952261522487fd5c/ (дата обращения: 19.09.2024)
[1] n – количество человек
[2] ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа