В статье раскрывается возможность оценки уровня сформированности личностных УУД на основе компетентностного подхода с помощью методик, разделенных по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере.
Ключевые слова: универсальные УУД, личностные УУД, оценка уровня сформированности личностных УУД, компетентностный подход.
В основу современного образовательного процесса положены идеи развития личности школьника, ставящие перед современной школой непростую задачу: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Образовательные стандарты второго поколения устанавливают требования к созданию условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышение качества образования, достижения новых образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. В современном понимании школа должна акцентировать внимание не только на передаче школьникам знаний, умений и навыков, но и формировать универсальные учебные действия для умелого использования и применения в любой жизненной ситуации. Термин «универсальные учебные действия» определяют как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [3]. В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Новые требования к образовательным результатам требуют новых подходов к их проектированию и оценке. В настоящее время в школах широко используются балльные и критериальные системы, позволяющие оценить предметные и общеучебные знания и умения учащихся.
При подходе к проектированию и оценке метапредметных и личностных результатов каждого ученика требуются другие подходы, одним их которых является таксономический. В рамках образовательной области Б.Блумом еще в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей [1; 2]. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Первая таксономия охватывает когнитивную область и позволяет проектировать и оценивать метапредметные результаты образования.
Для проектирования и оценки личностных результатов образования может быть использована другая таксономия Блума — таксономия по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере. Эта сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: от базисного желания получать информацию до интеграции верований, идей и взглядов [4; 6]. Для описания эмоционального компонента наших действий Блум и его коллеги предложили пять основных категорий: восприятие, реагирование, ценностные ориентации, организация, распространение.
Таблица 1
Типы умений (способностей) в зависимости от уровня развития эмоциональных процессов.
Уровень развития |
Умения, способности учащихся |
Восприятие |
· готовность получать информацию; · признание необходимости учиться; · умение активного слушания; · восприимчивость к социальным проблемам и т. д. |
Реагирование |
· активное участие в собственном обучении; · проявление интереса к учебным предметам; · готовность сделать презентацию, проект; · участие в обсуждениях различных проблем; · добровольная помощь другим и т. д. |
Ценностные ориентации |
· уважение к индивидуальным и культурным различиям; · толерантность; · забота о благополучии других; · вера в демократические процессы и т. д. |
Организация |
· соединение различных ценностных ориентаций · разрешение противоречий, · способность к эффективному взаимодействию, · умение разрешать противоречия, находить компромисс · понимание необходимости равновесия между свободой и ответственностью; · принятие на себя ответственности за свое поведение и т. д. |
Распространение |
· обладание некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказуемо определяют его поведение; · уверенность при самостоятельной работе; · умение выполнять различные роли при работе в команде; · хорошая личная, социальная и психологическая адаптируемость и т. д. |
Вторую группу педагогических целей, таким образом, составляют цели формирования эмоционально-личностного отношения к окружающему миру. Они выражаются через восприятие, интерес, склонности, способности, переживания чувств, формирование отношения, его осмысление и проявление в деятельности.
Первая категория (восприятие) обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.
Вторая категория (реагирование) обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.
Третья категория (ценностные ориентации) обозначает различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть, отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности).
Четвертая категория (организация) охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.
Пятая категория (распространение) обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.
С таксономией Блума перекликается и таксономия, отраженная в современных российских исследованиях.
Компетентностный подход, являясь одним из доминирующих факторов модернизации российского образования, выделяет личностную компетентность учащихся [5], под которой понимается интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
- индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
- мотивационно-ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки);
- деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);
- коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе)
Выделенные компоненты позволяют произвести оценку личностных результатов образования с помощью психологических и психодиагностических методик, примеры которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Примеры методик, позволяющих произвести оценку сформированности личностных универсальных учебных действий
Компонент характеристики |
Примеры диагностических методик |
Индивидуально-психологический |
· определение уровня умственного развития учащихся (методика Ясюковой Л. А, ГИТ, ШТУР); · нейропсихологическая диагностика определения доминирующего полушария головного мозга (тест Павлова И. П.); · тест Д.Голланда на определение типа личности; · методика «Определение склонностей» (Л. А. Йовайши); · тест «Способности школьника» (Гаврилина А. В., Новикова Л. И.) |
мотивационно-ценностный |
· диагностика уровня воспитанности (методика Шиловой М. И.); · определение уровня сформированности ценностных ориентаций (методика Рокич М. Н.); · методика выявления уровня социальной зрелости выпускников (Кожевникова Т. Н.) |
деятельностный |
· определение ведущей деятельности, мотивации (Лусканова Н. А.); · методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; · статистический анализ успеваемости · методика измерения мотивации достижения и избегания неудач (Р. С. Немов) · методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс) |
коммуникативный |
· тест «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (К. Томас): · тест «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Ясюкевич Н. В.) · тест уровня сотрудничества в классе (Евсеева О. Л.) · социометрия; · самооценка лидерских качеств (Тихомирова Е.) |
Бесспорно, внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при эффективном взаимодействии педагогов и психологов, которые становятся активными участниками формирования и оценки личностной компетентности школьников на всех этапах общего образования.
Оценка личностной компетентности школьника позволяет своевременно вносить коррективы в образовательный процесс, что в итоге позволит решить одну из основных проблем реализации новых образовательных стандартов.
Литература:
1. Anderson, L. W. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives / L. W. Anderson, D. R. Krathwohl. — 2001. –http://www.businessballs.com/bloomstaxonomyoflearningdomains.htm
2. Bloom B. S. Taxonomy of education objectives: The classification of education goals: Handbook I, cognitive domain / B. S. Bloom. — New York: Longman, 1956.
3. Бурменская Г. В., Володарская И. А., Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Г. В. Бруменская, И. А. Володарская, А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение. — 2014. — 159 с.
4. Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Корк (Ирландия), пер. Карачаровой Е. Н., 2007 г.
5. Леонова Е. В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки / Е. В. Леонова //Начальная школа плюс До и После. — 2012. — № 4. — С. 1–6
6. Уолш А., Вебб М. Пособие по написанию результатов обучения Кингстонского университета (пер. Тарасюк Л. Н.), 2002.