}}}
Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речевая функция, базовые составляющие, потенциальные возможности.
Чему и как учить ребенка, когда он приходит в коррекционную школу? Такой вопрос возникает у каждого педагога, когда речь идет о ребенке, который имеет расстройства аутистического спектра, умственную отсталость и не сформированную речевую функцию. Усугубляет эту ситуацию тот факт, что большинство таких детей не посещали дошкольное детское учреждение и развивающие центры в силу разных социальных причин. Таким образом, если не было организовано развитие малыша и в домашних условиях, то дефицит представлений об окружающем мире возрастает до максимума, а состояние психических функций не соответствует их биологическому возрасту. Появление случаев такого порядка стало уже нормой, и наблюдается их рост. Для подбора программ коррекционного воздействия необходима качественная диагностика особенностей развития ребенка, а также оценка его потенциальных возможностей.
Вопросами разработки диагностического материала для разной категории детей с нарушениями в развитии занимались известные научные деятели: А. Р. Лурия, Никольская О. С., Лаврентьева, Н. Б. Е. А. Стребелева, И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Г. В. Чиркина, Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Р. И. Лалаева, Хаустов А. В. и другие. Поскольку в полном объеме применение данных методик для детей с РАС, умственной отсталостью в сочетании с расстройством экспрессивной речи затруднительно, поэтому создание методического материала для обследования данной категории детей в условиях коррекционной школы — интерната стало необходимым.
При поступлении ребенка в школу, перед педагогом стоит конкретная задача — организация познавательной деятельности ребенка, поэтому необходимо знать о состоянии и возможностях восприятия, моторики, о наиболее доступной стороне общения конкретного ребенка. Предлагаемый методический материал психолого-педагогического исследования состоит из 9 разделов, где включены базовые составляющие, необходимые на первом этапе работы с ребенком и будут служить основой для дальнейшего его развития.
В раздел «Учебное поведение» включены обязательные составляющие: продолжительность непрерывной работы за столом, умение работать по инструкции, обращаться за помощью. В разделе «Стороны общения» идет оценка возможностей установления контакта с взрослыми, детьми и особенности эмоционального проявления. В разделе «Восприятие» возможно установление доминирующего вида из представленных: зрительное, слуховое, тактильное. В разделе «Базовые понятия» выясняются общие представления ребенка об окружающем мире на уровне узнавания и различения, а также минимальные возможности мышления. В разделе «Состояние речевой деятельности» выясняются вопросы понимания обращенной речи и вербальные возможности ребенка. В разделе «Игровой уровень» уточняются возможности использования игры в организации познавательной деятельности. В разделе «Крупная моторика» идет определение функциональных возможностей крупных мышц, состояние которых является базовой основой развития мелкой моторики. В разделе «Мелкая моторика» уточняется наличие базы для развития высших психических функций. В разделе «Особенности поведения» определяются поведенческие реакции, которые препятствуют развитию ребенка.
Учебное поведение
- Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя жесты или слова
- Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде протеста или подчинения
- Выполняет задания, сидя за столом, в течение определенного промежутка времени:
– До 15 минут
– До 30 минут
– До 40 минут
- Умеет ждать определенный промежуток времени
- Знает свое рабочее место
- Приводит рабочее место в порядок после окончания занятия
- По просьбе делится игрушками или другими вещами с детьми или взрослыми.
- Различает по сюжетным картинкам поступки: где хорошо, где плохо
- Нуждается в оценке своих действий в процессе самостоятельного выполнения задания.
- Оценка самостоятельности при выполнении задания:
– выполняет задание со значительной помощью;
– выполняет задание с частичной помощью;
– выполняет задание по последовательной инструкции;
– выполняет задание по подражанию;
– выполняет задание по образцу;
– выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;
– выполняет задание самостоятельно, без ошибок;
- Может работать с разными педагогами
Стороны общения
Особенности контакта с педагогом
– В ответ на обращенную речь педагога осуществляет зрительный контакт
– В ответ на действие педагога устанавливает контакт
– В процессе взаимодействия с педагогом ситуативный контакт
– В процессе взаимодействия с педагогом поддерживает контакт
– Инициирует контакт с педагогом
Особенности контакта с учащимися
– Может устанавливать контакт с учащимися в свободной деятельности
– Избегает контакта
– может устанавливать контакт с учащимися в игровой ситуации
– Не присоединяется к игре
- в процессе взаимодействия с учащимися ситуативный контакт
- в ответ на действия учащихся может устанавливать контакт
– Инициирует контакт со сверстниками
– Положительная реакция на прикосновения педагога
– Отрицательная реакция на прикосновения педагога
Эмоциональные проявления
– Реагирует на проявления эмоций педагога, но ответные эмоции не соответствуют ситуации
– на эмоции педагога не реагирует
Преобладающий эмоциональный фон
– Позитивный
– Негативный
– Неустойчивый
– Эмоциональный контроль:
- может успокоиться сам
- успокаивается на просьбу педагога (одного из родителей)
- успокаивается при переключении внимания
– Успокаивается от тактильного контакта (взять за руку ребенка)
успокаивается после смены помещения
– другое
Восприятие
Зрительное восприятие
– Фиксирует взгляд на предъявляемом объекте, который расположен напротив и на уровне его глаз
– Прослеживает взглядом за движением объекта, который располагается на уровне его глаз
Слуховое восприятие
– Реагирует на статичный источник звука поворотом головы или взглядом
– Прослеживает за перемещением звучащего объекта
Тактильное восприятие
– Положительная реакция на соприкосновение с …..
– Негативная реакция на соприкосновение с …..
– Положительная реакция на прикосновение педагога или другого лица.
Базовые понятия
Представление о себе
– Понимает, что он (она) мальчик (девочка)
– Показывает части своего тела: голова, руки и. т. д.
– Показывает части тела другого человека: голова, руки и. т. д.
– Показывает части тела человека на картинке: голова, руки и. т. д.
Представление о цвете
– узнает и показывает цвета : красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, коричневый,
– Различает и собирает плоские и объемные предметы по двум цветам.
– Различает и собирает плоские и объемные предметы с использованием четырех цветов.
Представление о форме
– группирует плоские и объемные предметы по форме («такой — не такой»)
– узнает геометрические фигуры: Шар (шарик), Куб (кубик), цилиндр, круг, квадрат, треугольник.
Представление о величине
– группирует плоские и объемные предметы по величине «такой -не такой»)
– различает величину предмета: большой, маленький.
Представление о целом и части
– собирает и разбирает пирамидку
– собирает картинку по образцу из 2-х частей
– собирает картинку по образцу из 4-х частей.
Количественные представления
– Различает понятия (один — много)
– отвечает (показывает) в пределах 5 на вопрос «Сколько?»
– пересчитывает предметы
– Узнает и показывает цифры : 1, 2, 3, 4, 5.
Представления об окружающем мире
– Узнает и показывает фрукты: банан, яблоко, груша, апельсин, объединяет в группу «фрукты»;
– Узнает и показывает овощи: свекла, огурец, морковь, помидор, объединяет в группу «овощи»;
– узнает домашних животных: кошка, корова, собака, лошадь, свинья, объединяет в группу «домашние животные»;
– узнает диких животных: заяц, медведь, волк, лиса, объединяет в группу «дикие животные»;
– узнает предметы посуды: стакан, тарелка, чайник, кружка, ложка, кастрюля, объединяет в группу «посуда»;
– узнает предметы одежды: брюки, носки, шапка, куртка, футболка, кофта, объединяет в группу «одежда»;
– узнает предметы мебели: диван, кровать, кресло, стол, шкаф, стул, объединяет объекты в группу «мебель».
Состояние речевой деятельности
– Откликается на свое имя
– Показывает предметы (где?) (Покажи!): стол, стул, ручка, карандаш, тетрадь, книга
– Показывает названные части тела: рука, руки, нога, ноги, палец, пальцы, глаз, глаза, голова, нос, ухо, уши
– Понимает и выполняет действия: возьми, покажи, подними, опусти, встань, садись, дай, принеси, открой, закрой, собери
– Понимание названий качества предметов: мягкий, твердый, колючий, гладкий, тяжелый, легкий
– Наличие эхолалии
– Наличие логореи (неконтролируемая бессвязная речь)
– Выполнение простой инструкций в контексте ситуации;
– Выполнение инструкций вне контекста ситуации.
– Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию
– Использует выразительную мимику и жесты
– Выражает просьбы
– Пользуется фразой (указать, сколько слов)
– Произносит слова (сколько и какие)
– Любит слушать короткие рассказы, сказки, стихотворения.
Игровой уровень
– Осуществляет простые манипуляции с одним предметом (вертит, бросает, облизывает, нюхает)
– Манипулирует двумя или несколькими предметами одновременно
– Осуществляет предметно-игровую деятельность: катает машинку, складывает формочки друг в друга, строит из кубиков, складывает пирамидку
– Использует разные детали игрового материала для имитации жизненных ситуаций (разговор по телефону, перевозка товаров на транспорте, полет самолете, прием пищи и т. д.)
– Копирует поведение людей или использование предметов без осознания, почему он это делает
– Игры с принятием на себя разных социальных ролей: папы, мамы, доктора, водителя, повара и т. д.
– Игры, основанные на ежедневных ситуациях (понарошку готовят еду для гостя).
Крупная моторика
– Ходит самостоятельно
– Бегает
– Поднимается и спускается по ступеням самостоятельно
– Поднимается и спускается по ступеням с помощью
– Прыгает, отрывая обе ноги от пола
– Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие
– Кидает мяч в цель левой, правой, двумя руками (подчеркнуть)
– Прыгает на левой и (или) правой ноге (подчеркнуть)
– Может ловить мяч двумя руками.
Мелкая моторика
– Удерживает ручку, карандаш
– Застегивает пуговицы, молнию
– Расстёгивает пуговицы, молнию
– Умеет шнуровать
– Лепит из пластилина базовые формы (шар, лепешка, цилиндр)
– Может нанизывать бусы щепотью или пинцетным захватом (подчеркнуть)
– Переливает воду, пересыпает песок (крупу) из одного сосуда в другой
– Может рвать бумагу на мелкие кусочки
– Берет мелкие предметы в руку и удерживает
– Переворачивает страницы
– Соединяет по точкам линию, простую фигуру рука в руке
– Соединяет по точкам линию, простую фигуру самостоятельно
– Режет ножницами произвольно (рука в руке)
– Режет ножницами произвольно самостоятельно
– Вырезает ножницами по контуру (рука в руке)
– Вырезает ножницами по контуру самостоятельно
– Раскрашивает картинку
- регулирует силу нажима
- соблюдает границы рисунка.
Особенности поведения
Самоагрессия (кусать свои части тела, бить по голове и. т. д.)
– как протест
– усталость
– выражение досады
– не определено
– часто наблюдается
– редко наблюдается
Агрессия по отношению к людям (плюет, щипает, бьет, хватает за волосы)
– как протест
– усталость
– выражение досады
– не определено
– часто наблюдается
– редко наблюдается.
Прерывание деятельности
– Сбрасывает предметы
– Вскакивает из-за стола в процессе выполнения какой-либо деятельности
– Дурачится, проявляет нежелание начинать или продолжать деятельность
– Падает на пол и кричит
Другие проявления проблемного поведения
– Неадекватные действия: плач, крик, смех, физическое сопротивление
– Не выполняет инструкций по прерыванию социально-неприемлемого поведения.
Критерии оценки: 0 — отсутствует; 1 –проявляется иногда; 2- проявляется часто; 3- проявляется всегда
Оценку результатов можно провести в двух направлениях: количественно и качественно. Количественная оценка включает подсчет баллов по восьми направлениям исследования. Суммируются баллы по каждому разделу и заносятся в таблицу. В результате получается 8 фактических показателей (Ф). Максимально возможное количество баллов по каждому разделу занесено в таблицу (М). Если предположить, что максимальное значение соответствует 100 %, то можно рассчитать по каждому направлению уровень развития в процентах. Фактическое значение делим на максимальное значение и умножаем на сто процентов (по каждой строке). Ф/М Х 100 %. Общее количество вопросов — 204. Для количественной оценки учитываются только положительные утверждения. Для качественной оценки используются отрицательные утверждения, данные раздела 9 и фактический уровень развития
Таблица 1
Количественная оценка уровня развития ребенка
Направление исследования |
Максимальное значение |
Пример |
||||
(М) |
Факт (Ф) |
% |
||||
1 |
Учебное поведение |
57 |
10 |
18 |
||
2 |
Стороны общения |
42 |
5 |
12 |
||
3 |
Восприятие |
21 |
6 |
29 |
||
4 |
Базовые понятия |
228 |
50 |
22 |
||
5 |
Речевая деятельность |
138 |
15 |
11 |
||
6 |
Игровой уровень |
54 |
33 |
61 |
||
7 |
Крупная моторика |
24 |
10 |
42 |
||
8 |
Мелкая моторика |
48 |
22 |
46 |
||
итого |
612 |
141 |
23 |
|||
Рис. 1. Пример профиля актуального развития ребенка
Таким образом, наш методический материал позволяет определить уровень актуального развития ребенка, провести количественную и качественную оценку. На этой основе составить программу коррекционного воздействия, а затем, при последующей оценке, проверять степень влияния используемых приемов и методов.
Литература:
- Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]:учеб.пособие /О. В. Алмазова. — Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. — 227 с.
- Кухтерина Г. В., Кукуев Е. А. Психолого- педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 180 с.
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. — М., 2004
- Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с.
- Хаустов А. В., Красносельская Е. Л., Хаустова И. М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. — 2014. — № 1. — с. 32–50.