Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.09.2022

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Парамонова, А. П. Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью / А. П. Парамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94694/ (дата обращения: 16.11.2024).



}}}

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речевая функция, базовые составляющие, потенциальные возможности.

Чему и как учить ребенка, когда он приходит в коррекционную школу? Такой вопрос возникает у каждого педагога, когда речь идет о ребенке, который имеет расстройства аутистического спектра, умственную отсталость и не сформированную речевую функцию. Усугубляет эту ситуацию тот факт, что большинство таких детей не посещали дошкольное детское учреждение и развивающие центры в силу разных социальных причин. Таким образом, если не было организовано развитие малыша и в домашних условиях, то дефицит представлений об окружающем мире возрастает до максимума, а состояние психических функций не соответствует их биологическому возрасту. Появление случаев такого порядка стало уже нормой, и наблюдается их рост. Для подбора программ коррекционного воздействия необходима качественная диагностика особенностей развития ребенка, а также оценка его потенциальных возможностей.

Вопросами разработки диагностического материала для разной категории детей с нарушениями в развитии занимались известные научные деятели: А. Р. Лурия, Никольская О. С., Лаврентьева, Н. Б. Е. А. Стребелева, И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Г. В. Чиркина, Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Р. И. Лалаева, Хаустов А. В. и другие. Поскольку в полном объеме применение данных методик для детей с РАС, умственной отсталостью в сочетании с расстройством экспрессивной речи затруднительно, поэтому создание методического материала для обследования данной категории детей в условиях коррекционной школы — интерната стало необходимым.

При поступлении ребенка в школу, перед педагогом стоит конкретная задача — организация познавательной деятельности ребенка, поэтому необходимо знать о состоянии и возможностях восприятия, моторики, о наиболее доступной стороне общения конкретного ребенка. Предлагаемый методический материал психолого-педагогического исследования состоит из 9 разделов, где включены базовые составляющие, необходимые на первом этапе работы с ребенком и будут служить основой для дальнейшего его развития.

В раздел «Учебное поведение» включены обязательные составляющие: продолжительность непрерывной работы за столом, умение работать по инструкции, обращаться за помощью. В разделе «Стороны общения» идет оценка возможностей установления контакта с взрослыми, детьми и особенности эмоционального проявления. В разделе «Восприятие» возможно установление доминирующего вида из представленных: зрительное, слуховое, тактильное. В разделе «Базовые понятия» выясняются общие представления ребенка об окружающем мире на уровне узнавания и различения, а также минимальные возможности мышления. В разделе «Состояние речевой деятельности» выясняются вопросы понимания обращенной речи и вербальные возможности ребенка. В разделе «Игровой уровень» уточняются возможности использования игры в организации познавательной деятельности. В разделе «Крупная моторика» идет определение функциональных возможностей крупных мышц, состояние которых является базовой основой развития мелкой моторики. В разделе «Мелкая моторика» уточняется наличие базы для развития высших психических функций. В разделе «Особенности поведения» определяются поведенческие реакции, которые препятствуют развитию ребенка.

Учебное поведение

  1. Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя жесты или слова
  2. Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде протеста или подчинения
  3. Выполняет задания, сидя за столом, в течение определенного промежутка времени:

– До 15 минут

– До 30 минут

– До 40 минут

  1. Умеет ждать определенный промежуток времени
  2. Знает свое рабочее место
  3. Приводит рабочее место в порядок после окончания занятия
  4. По просьбе делится игрушками или другими вещами с детьми или взрослыми.
  5. Различает по сюжетным картинкам поступки: где хорошо, где плохо
  6. Нуждается в оценке своих действий в процессе самостоятельного выполнения задания.
  7. Оценка самостоятельности при выполнении задания:

– выполняет задание со значительной помощью;

– выполняет задание с частичной помощью;

– выполняет задание по последовательной инструкции;

– выполняет задание по подражанию;

– выполняет задание по образцу;

– выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

– выполняет задание самостоятельно, без ошибок;

  1. Может работать с разными педагогами

Стороны общения

Особенности контакта с педагогом

– В ответ на обращенную речь педагога осуществляет зрительный контакт

– В ответ на действие педагога устанавливает контакт

– В процессе взаимодействия с педагогом ситуативный контакт

– В процессе взаимодействия с педагогом поддерживает контакт

– Инициирует контакт с педагогом

Особенности контакта с учащимися

– Может устанавливать контакт с учащимися в свободной деятельности

– Избегает контакта

– может устанавливать контакт с учащимися в игровой ситуации

– Не присоединяется к игре

  • в процессе взаимодействия с учащимися ситуативный контакт
  • в ответ на действия учащихся может устанавливать контакт

– Инициирует контакт со сверстниками

– Положительная реакция на прикосновения педагога

– Отрицательная реакция на прикосновения педагога

Эмоциональные проявления

– Реагирует на проявления эмоций педагога, но ответные эмоции не соответствуют ситуации

– на эмоции педагога не реагирует

Преобладающий эмоциональный фон

– Позитивный

– Негативный

– Неустойчивый

– Эмоциональный контроль:

  • может успокоиться сам
  • успокаивается на просьбу педагога (одного из родителей)
  • успокаивается при переключении внимания

– Успокаивается от тактильного контакта (взять за руку ребенка)

успокаивается после смены помещения

– другое

Восприятие

Зрительное восприятие

– Фиксирует взгляд на предъявляемом объекте, который расположен напротив и на уровне его глаз

– Прослеживает взглядом за движением объекта, который располагается на уровне его глаз

Слуховое восприятие

– Реагирует на статичный источник звука поворотом головы или взглядом

– Прослеживает за перемещением звучащего объекта

Тактильное восприятие

– Положительная реакция на соприкосновение с …..

– Негативная реакция на соприкосновение с …..

– Положительная реакция на прикосновение педагога или другого лица.

Базовые понятия

Представление о себе

– Понимает, что он (она) мальчик (девочка)

– Показывает части своего тела: голова, руки и. т. д.

– Показывает части тела другого человека: голова, руки и. т. д.

– Показывает части тела человека на картинке: голова, руки и. т. д.

Представление о цвете

– узнает и показывает цвета : красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, коричневый,

– Различает и собирает плоские и объемные предметы по двум цветам.

– Различает и собирает плоские и объемные предметы с использованием четырех цветов.

Представление о форме

– группирует плоские и объемные предметы по форме («такой — не такой»)

– узнает геометрические фигуры: Шар (шарик), Куб (кубик), цилиндр, круг, квадрат, треугольник.

Представление о величине

– группирует плоские и объемные предметы по величине «такой -не такой»)

– различает величину предмета: большой, маленький.

Представление о целом и части

– собирает и разбирает пирамидку

– собирает картинку по образцу из 2-х частей

– собирает картинку по образцу из 4-х частей.

Количественные представления

– Различает понятия (один — много)

– отвечает (показывает) в пределах 5 на вопрос «Сколько?»

пересчитывает предметы

– Узнает и показывает цифры : 1, 2, 3, 4, 5.

Представления об окружающем мире

– Узнает и показывает фрукты: банан, яблоко, груша, апельсин, объединяет в группу «фрукты»;

– Узнает и показывает овощи: свекла, огурец, морковь, помидор, объединяет в группу «овощи»;

– узнает домашних животных: кошка, корова, собака, лошадь, свинья, объединяет в группу «домашние животные»;

– узнает диких животных: заяц, медведь, волк, лиса, объединяет в группу «дикие животные»;

– узнает предметы посуды: стакан, тарелка, чайник, кружка, ложка, кастрюля, объединяет в группу «посуда»;

– узнает предметы одежды: брюки, носки, шапка, куртка, футболка, кофта, объединяет в группу «одежда»;

– узнает предметы мебели: диван, кровать, кресло, стол, шкаф, стул, объединяет объекты в группу «мебель».

Состояние речевой деятельности

– Откликается на свое имя

– Показывает предметы (где?) (Покажи!): стол, стул, ручка, карандаш, тетрадь, книга

– Показывает названные части тела: рука, руки, нога, ноги, палец, пальцы, глаз, глаза, голова, нос, ухо, уши

– Понимает и выполняет действия: возьми, покажи, подними, опусти, встань, садись, дай, принеси, открой, закрой, собери

– Понимание названий качества предметов: мягкий, твердый, колючий, гладкий, тяжелый, легкий

– Наличие эхолалии

– Наличие логореи (неконтролируемая бессвязная речь)

– Выполнение простой инструкций в контексте ситуации;

– Выполнение инструкций вне контекста ситуации.

– Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию

– Использует выразительную мимику и жесты

– Выражает просьбы

– Пользуется фразой (указать, сколько слов)

– Произносит слова (сколько и какие)

– Любит слушать короткие рассказы, сказки, стихотворения.

Игровой уровень

– Осуществляет простые манипуляции с одним предметом (вертит, бросает, облизывает, нюхает)

– Манипулирует двумя или несколькими предметами одновременно

– Осуществляет предметно-игровую деятельность: катает машинку, складывает формочки друг в друга, строит из кубиков, складывает пирамидку

– Использует разные детали игрового материала для имитации жизненных ситуаций (разговор по телефону, перевозка товаров на транспорте, полет самолете, прием пищи и т. д.)

– Копирует поведение людей или использование предметов без осознания, почему он это делает

– Игры с принятием на себя разных социальных ролей: папы, мамы, доктора, водителя, повара и т. д.

– Игры, основанные на ежедневных ситуациях (понарошку готовят еду для гостя).

Крупная моторика

– Ходит самостоятельно

– Бегает

– Поднимается и спускается по ступеням самостоятельно

– Поднимается и спускается по ступеням с помощью

– Прыгает, отрывая обе ноги от пола

– Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие

– Кидает мяч в цель левой, правой, двумя руками (подчеркнуть)

– Прыгает на левой и (или) правой ноге (подчеркнуть)

– Может ловить мяч двумя руками.

Мелкая моторика

– Удерживает ручку, карандаш

– Застегивает пуговицы, молнию

– Расстёгивает пуговицы, молнию

– Умеет шнуровать

– Лепит из пластилина базовые формы (шар, лепешка, цилиндр)

– Может нанизывать бусы щепотью или пинцетным захватом (подчеркнуть)

– Переливает воду, пересыпает песок (крупу) из одного сосуда в другой

– Может рвать бумагу на мелкие кусочки

– Берет мелкие предметы в руку и удерживает

– Переворачивает страницы

– Соединяет по точкам линию, простую фигуру рука в руке

– Соединяет по точкам линию, простую фигуру самостоятельно

– Режет ножницами произвольно (рука в руке)

– Режет ножницами произвольно самостоятельно

– Вырезает ножницами по контуру (рука в руке)

– Вырезает ножницами по контуру самостоятельно

– Раскрашивает картинку

  • регулирует силу нажима
  • соблюдает границы рисунка.

Особенности поведения

Самоагрессия (кусать свои части тела, бить по голове и. т. д.)

– как протест

– усталость

– выражение досады

– не определено

– часто наблюдается

– редко наблюдается

Агрессия по отношению к людям (плюет, щипает, бьет, хватает за волосы)

– как протест

– усталость

– выражение досады

– не определено

– часто наблюдается

– редко наблюдается.

Прерывание деятельности

– Сбрасывает предметы

– Вскакивает из-за стола в процессе выполнения какой-либо деятельности

– Дурачится, проявляет нежелание начинать или продолжать деятельность

– Падает на пол и кричит

Другие проявления проблемного поведения

– Неадекватные действия: плач, крик, смех, физическое сопротивление

– Не выполняет инструкций по прерыванию социально-неприемлемого поведения.

Критерии оценки: 0 — отсутствует; 1 –проявляется иногда; 2- проявляется часто; 3- проявляется всегда

Оценку результатов можно провести в двух направлениях: количественно и качественно. Количественная оценка включает подсчет баллов по восьми направлениям исследования. Суммируются баллы по каждому разделу и заносятся в таблицу. В результате получается 8 фактических показателей (Ф). Максимально возможное количество баллов по каждому разделу занесено в таблицу (М). Если предположить, что максимальное значение соответствует 100 %, то можно рассчитать по каждому направлению уровень развития в процентах. Фактическое значение делим на максимальное значение и умножаем на сто процентов (по каждой строке). Ф/М Х 100 %. Общее количество вопросов — 204. Для количественной оценки учитываются только положительные утверждения. Для качественной оценки используются отрицательные утверждения, данные раздела 9 и фактический уровень развития

Таблица 1

Количественная оценка уровня развития ребенка

Направление

исследования

Максимальное значение

Пример

(М)

Факт (Ф)

%

1

Учебное поведение

57

10

18

2

Стороны общения

42

5

12

3

Восприятие

21

6

29

4

Базовые понятия

228

50

22

5

Речевая деятельность

138

15

11

6

Игровой уровень

54

33

61

7

Крупная моторика

24

10

42

8

Мелкая моторика

48

22

46

итого

612

141

23

Пример профиля актуального развития ребенка

Рис. 1. Пример профиля актуального развития ребенка

Таким образом, наш методический материал позволяет определить уровень актуального развития ребенка, провести количественную и качественную оценку. На этой основе составить программу коррекционного воздействия, а затем, при последующей оценке, проверять степень влияния используемых приемов и методов.

Литература:

  1. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]:учеб.пособие /О. В. Алмазова. — Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. — 227 с.
  2. Кухтерина Г. В., Кукуев Е. А. Психолого- педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 180 с.
  3. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. — М., 2004
  4. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с.
  5. Хаустов А. В., Красносельская Е. Л., Хаустова И. М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. — 2014. — № 1. — с. 32–50.
Основные термины (генерируются автоматически): рука, раздел, задание, контакт, максимальное значение, мелкая моторика, окружающий мир, Положительная реакция, предмет, прикосновение педагога, процесс взаимодействия, ребенок, речевая деятельность.


Ключевые слова

речевая функция, расстройства аутистического спектра, базовые составляющие, потенциальные возможности

Похожие статьи

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении

В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное зн...

Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями

В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Похожие статьи

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении

В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное зн...

Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями

В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Задать вопрос