Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Зубкова, О. С. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / О. С. Зубкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117654/ (дата обращения: 27.09.2024).



Каждый ребенок с рождения проявляет большой интерес и любопытство к окружающему миру, предметам и явлениям. Современный мир и его постоянные изменения подчеркивают свои требования к людям. Эти требования быстро меняются, вынуждая педагогику и психологию нашего времени пересмотреть важность поиска поведения в жизни каждого человека.

Поэтому главная цель сегодняшнего образования — не только обучать и воспитывать детей, но и воспитывать человека, который сможет ставить задачи, находить решения, преодолевать трудности и проблемы в дальнейшей жизни, воспринимать и приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и действительности.

Проблема исследования обозначена в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где говорится, что формирование знаний, умений и навыков уходит в прошлое, теперь в начальных школах есть новая цель: формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Обучающийся самостоятельно должен уметь добывать знания и применять их на практике.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования различных качеств личности и ценностей. Дети в этом возрасте более восприимчивы к полученной информации, у них есть эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребенок близок к природе, это дает ему возможность воспринимать отношения в природе, правила защиты, поведение на природе, а также оценивать состояние окружающего мира и предпринимать правильные действия по сохранению ресурсов природы.

Особую роль в решении проблемы формирования личностных универсальных учебных действий может сыграть предмет «Окружающий мир», так как он является основой для развития навыков взаимной и самостоятельной деятельности. Благодаря этому становится возможным формирование личности и успешная социализация младших школ. Кроме того, на этих занятиях можно создать все условия для наиболее продуктивного формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Изучение курса «Окружающий мир» развивает у ученика начальной школы интерес к познанию, раскрывает способности творческого и исследовательского характера, способствует его самопознанию и саморазвитию. Знания, полученные в процессе изучения «окружающего мира», приобретают личностный смысл и становятся частью практической жизни ребенка.

Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем развития мировоззрения, а также самоопределением жизни ребенка. Кроме того, на этом уроке дети формируют основу исторической памяти ближнего и далекого прошлого. Но это еще не все. На уроке окружающего мира у учеников начальной школы вырабатывается грамотное и природособразное поведение.

Сущность личностных универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанным А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, И. А. Володарской.

Несмотря на всю значимость работ этих исследователей в школах мало внимания уделяется процессу формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, позволяющих распознавать и понимать субъективность предметов окружающего мира.

Возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Также формируются элементарные личностные проявления: к моменту поступления в школу дети уже обладают определенной выносливостью, могут ставить и достигать более отдаленные цели (хотя часто не могут закончить), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

Внутренняя позиция школьника - это отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации и является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте.

Мухина В. С. выделила следующие критерии сформированности внутренней позиции младшего школьника:

— положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

— проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;

— предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения [3].

Практика показывает, что не все ученики приходят в школу с предпосылками формирования позиции школьника.

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную подготовку, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Формирование социальных мотивов (поиск общественно значимого статуса, потребность в общественном признании, причина социального долга), а также образовательных и познавательных причин определяют мотивационную подготовку первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных [6].

Формирование Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, способностей, моральных качеств, переживаний (личностное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенного уровня развития своей личности, умение адекватно и критически оценивать свои успехи и личные качества.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и правила поведения, начинает формироваться социальная ориентация человека.

В настоящее время основной целью школьного образования является развитие способности учащегося самостоятельно определять образовательные цели, разрабатывать способы их реализации, а также контролировать и оценивать свои успехи. Достижение этой цели возможно за счет формирования у детей универсальных учебных действий. В начале школьного образования универсальные и личные действия самоопределения, сенсорного воспитания и морального и этического руководства определяют личную волю ребенка к обучению в школе.

Эмоциональная готовность к обучению выражается в усвоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального ожидания. Ее показатель — развитие высших чувств: моральных переживаний (чувства гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением и квинтэссенцией личной доступности для школы является формирование внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, что предполагает высокую образовательную и познавательную мотивацию [5].

Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения. У детей преобладают широкие социальные мотивы.

В исследованиях А. В. Леонтьева роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника было показано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. В связи с этим учителю необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи [1].

По мнению автора А. Г. Асмолова личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку [4].

Саморегуляция, самоконтроль младших школьников только формируются. Это связано с недостаточной сформированностью волевых усилий. Учебная деятельность способствует развитию воли.

Учебная деятельность на уроках начальной школы в первую очередь стимулирует развитие мыслительных процессов непосредственного восприятия окружающей среды — ощущений и восприятий. Возможности произвольной регуляции внимания и контроля за ним в младшем школьном возрасте ограничены. Кроме того, произвольное внимание младшего школьника требует краткой, то есть пристальной мотивации [2].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования личностных универсальных учебных действий. В младшем школьном возрасте формируется внутренняя позиция школьника, саморегуляция и самоконтроль. Ученики имеют широкую социальную мотивацию. В этом возрасте формируется система ценностей младших школьников, происходит становление положительных качеств личности.

Литература:

  1. Леонтьев, А. В. Избранные сочинения в 3 т. / А. В. Леонтьев. — М.: Юрайт, 2022. — 320 с. — URL: https://urait.ru/bcode/491491 (дата обращения: 19.03.2022).
  2. Мусс, Г. Н. Об условиях формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника / Г. Н. Мусс, К. С. Джалилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — №. 13. — С. 68–71
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2016. — 272 c.
  4. Пастернак, Н. А. Психология образования: учебник и практикум для вузов / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов. –М.: Юрайт, 2022. — 213 с.
  5. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 2010. — 287 с.
  6. Ярманова, Ю. Б. Закономерности смыслообразования в процессе понимания / Ю. Б. Ярманова // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С.726–729.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, начальная школа, окружающий мир, ребенок, учебная деятельность, школа, действие, младший школьник, формирование, внутренняя позиция.


Похожие статьи

Задать вопрос