Разработка методического материала учебного занятия к курсу «История» в рамках системы СПО на тему «Культура русских земель периода феодальной раздробленности»
Автор: Кадомцева Валерия Васильевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 30.09.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Кадомцева, В. В. Разработка методического материала учебного занятия к курсу «История» в рамках системы СПО на тему «Культура русских земель периода феодальной раздробленности» / В. В. Кадомцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9441/ (дата обращения: 22.11.2024).
Ключевые слова: история России, феодальная раздробленность, культура, методическая разработка занятия.
В рамках данной публикации предлагается демонстрация авторской методической разработки отдельного учебного занятия курса История, направленной на повышение качества преподавания данной учебной дисциплины в курсе СПО.
Тема урока: Культура русских земель периода феодальной раздробленности.
Цель урока: проследить характерные особенности развития культуры в период феодальной раздробленности.
Задачи:
Обучающая: дать представления об особенностях развития русской культуры в эпоху феодальной раздробленности; продолжить формирование понятия культура.
Развивающая: способствовать овладению технологией самостоятельного исторического исследования источников; умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вывод.
Воспитывающая: продолжить стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к отечественной истории, воспитывать эстетические и патриотические чувства
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, интерактивный.
Оборудование: для учителя — компьютер с проектором, презентация по теме урока, учебник истории В. Артемов, план-конспект урока; для учеников — учебники истории В. Артемов, раздаточный материал (карточки — получают по ходу урока), тетради, ручки.
Основные понятия и термины: культура, зодчество, фреска, икона, летопись, поучение, слово.
Домашнее задание: выучить термины + повторение изученного.
План урока:
1) Организационный момент — приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.
2) Постановка и разъяснение методики выполнения домашнего задания.
3) Актуализация знаний.
4) Формулирование новой темы, цели урока. Постановка учебной задачи.
5) Работа с новым материалом, закрепление.
6) Рефлексия.
7) Подведение итогов урока.
Ход урока
1) Организационный момент — приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.
2) Постановка и разъяснение методики выполнения домашнего задания.
3) Актуализация знаний.
Мы заканчиваем изучение периода истории Руси, который называется — феодальная раздробленность.
Давайте же вспомним — что характерно для данного периода (периода феодальной раздробленности)?
Предполагаемый ответ: Русь разделена на множество уделов, в каждом уделе своя столица (Новгород, Владимир, Галич, Псков и т.д)
1) Формулирование новой темы, цели урока. Постановка учебной задачи.
«Коробка истории» в которой хранятся нужные нам сегодня «ключи» к уроку.
Демонстрация предметов, связанных с темой.
Обратите внимание на слайд — обозначьте каждый у себя в тетради тему урока (на слайде карта периода феодальной раздробленности, иллюстрации — летописец, храм, берестяная грамота).
Каковы же точные хронологические рамки нашей темы?
Как вы думаете — повлияли ли политические, экономические, социальные изменения в государстве на развитие культуры?
Попытайтесь самостоятельно сформулировать цель урока.
Поразительно, но об этом периоде мы можем сказать два противоположных утверждения.
Проблемная задача: Одноклассники — Вова и Маша, отвечая на вопрос учителя на уроке истории о том, как повлияла на Русь и на ее культуру феодальная раздробленность, пришли к двум противоположным мнениям.
Попытайтесь сформулировать 2 гипотезы (2 мнения), противоположные по смыслу, которые раскрывали бы нам то, в каком состоянии находилась культура в период феодальной раздробленности.
Сравним ваши ответы с ответами ребят.
Обозначить наиболее верную точку зрения, характеризующую общее состояние культуры на Руси в период феодальной раздробленности.
2 гипотезы
Попытаемся рассудить — кто из учеников прав — учебная задача.
2) Работа с новым материалом, закрепление.
Прежде всего давайте скажем, что такое «культура» вообще. Что входит в это понятие?
Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. Проще, культура — это все то, что создано человеком.
В произведениях культуры отражена история страны. Особенность русской культуры: сочетание языческих традиций и христианства.
Города- центры культуры.
Новгород, Псков, Киев, Чернигов, Владимир, Рязань, Галич, Полоцк.
Работа с картой. Найдите на карте (из предложенного списка) крупнейшие города Древней Руси, расположенные на севере, на юге, на западе, на востоке.
Великий Новгород, Владимир, Галич.
Именно эти города становятся в рассматриваемый нами период не только экономическими, политическими центрами — но и центрами материальной и духовной культуры.
Познакомимся с памятниками культуры 12–13 веков.
- Зодчество (архитектура) — искусство строить здания.
Вспомните, из какого материала создавались постройки? Что строили?
Помечаем в тетрадях понятие зодчество и схему.
Какие храмы 9–11 веков вам уже известны? (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Они многоглавые (в Новгороде 5 куполов, в Киеве 13).
В период раздробленности роль Киева начинает ослабевать. В феодальных центрах появляются свои архитектурные школы.
Основные центры древнерусской государственности периода феодальной раздробленности — Новгород, Владимир. Давайте познакомимся с главными архитектурными образами этих городов.
Перед вами два памятника архитектуры Новгородской и Владимирской школы. Глядя на них, выделите характерные черты, присущие обеим школам — письменно в тетради.
Получают карточки на парты и работают парами.
Карточка 1
1) Владимирская школа 2) Новгородская школа
Вам представлен ряд черт, характерных для владимирской и новгородской архитектурных школ. Глядя на изображение, определите черты, подходящие описанию обеим школам.
Суровость, мощность, подчеркнутая пышность, торжественность, отсутствие украшений, отсутствие украшений.
Сравниваем с правильным ответом.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде.
Дмитриевский собор во Владимире, фрагмент каменной резьбы.
Новгородская архитектурная школа |
Владимирская архитектурная школа |
Суровость, мощность, отсутствие украшений, широкое использование белого камня. |
Подчеркнутая пышность, торжественность, широкое применение скульптурных изображений на фасадах, аркатурно-колончатый пояс храма |
А вот перед вами красивейшая небольшая церковь Покрова на Нерли- жемчужина средневекового зодчества Руси. Определите, в каком стиле она построена? Аргументируйте свой ответ.
Поэтесса Ирина Снегова посвятила храму Покрова на Нерли такие строки.
Свечой на ладони — на голом лугу –
Прямой на ветру, гнущим реку в дугу.
Мерцает в излучине будто из туч,
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность или магия лет? –
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна.
Какие слова характеризуют его описание? Согласны ли вы с поэтессой? (отметить живописность местности, мастерство зодчих, кому посвящена церковь).
Задание по группам (на карточках).
Определить — к какой архитектурной школе относится сооружение.
Привести аргументы в пользу своей точки зрения.
Придумать словосочетание (или слово) — которым можно было бы охарактеризовать стиль постройки.
Отгадайте историческую загадку.
О чём говорится в следующих изречениях?
«Источник мудрости», «реки, напоящие вселенную», «утешение в печали».
Книга.
Думаю, вы догадались, что речь дальше пойдет о литературе.
Какие литературные произведения выделяются по сравнению с остальными в Северо-Восточной Руси? О чем повествуется в них?
«Слово» и «Моления» Даниила Заточника.
Появляются новые жанры литературы. Один из них — поучение. Пример — «Поучение детям» Владимира Мономаха.
Как вы думаете, исходя из названия произведения, о чем в нем говорится?
(Сравниваем ответы учеников со схемой на слайде, перенос схемы в тетради)
Сегодня мы также познакомимся с первым русским поэтическим произведением «Слово о полку Игореве». Оно написано неизвестным автором в XII веке и красной нитью проходит через произведение идея единения Русской земли.
В основе сюжета лежат подлинные события- поход князя Игоря Святославовича Северского против половцев. Игорь не захотел выступить в общем походе, а собрал свою дружину и сам пошёл в Степь. Войско Игоря было разбито, а сам он взят в плен. «Слово о полку Игореве» называют золотым словом древнерусской литературы, оно вдохновило поэта Жуковского написать поэму, композитора Бородина –оперу, а художника Виктора Михайловича Васнецова создать трагическую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Всмотритесь в образы картины: широкая степь с полегшими в кровавой сече богатырями «в поле чужом среди земли половецкой».
Включаем фрагмент оперы Бородина «Князь Игорь» — Плач Ярославны.
Какие чувства вызывает у вас картина и музыка? (тоска, печаль, жалость). И картина Васнецова, и опера Бородина были созданы гораздо позже, чем происходили описанные в них события, но отголоски ключевой идеи — драматизм, идея единства русских земель вырисовывается очень четко.
«Слово» написано очень красивым языком, близким к народной поэзии.
Сейчас вам предстоит выполнить интересное задание. (на карточках)
Найдите среди фрагментов из «Слова о полку Игореве»,
1) Описание поля битвы после побоища.
2) Описание смерти молодого князя Изяслава.
3) Призыв- обращение ко всем русским князям объединиться, защитить родину.
___________ «одиноко изронил он жемчужную душу из храброго тела сквозь золотое ожерелье».
___________ «… пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую. Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле преклонилось».
___________ «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую! … Загородите степи ворота своими острыми стрелами!»...
1) Битву сравнивает с пиром. Посмотрите на картину Васнецова, художник изобразил полевые цветы, наклонившиеся над телами погибших воинов.
2) Жемчужная душа — молодой, чистый душой человек. Золотое ожерелье — через ворот рубахи, которое было украшено вышивкой и служило оберегом.
3) Автор призывает, требует, предсказывает опасность.
Обратите внимание, что величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не победе, а страшному поражению.
В средневековой западноевропейской литературе мы встречали похожее произведение — это «Песнь о Роланде», написанная веком раньше. И «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде» поднимают одну проблему — проблему военного поражения и поведения воина в трагической ситуации. Но решается она по-разному. Роланд погибает, но уверен, что за него отомстят и победа христиан над неверными неизбежна. Игорь, не уверен в конечной победе, он полон тревоги за Русскую землю.
Летописание
А как вы думаете, отразилась ли феодальная раздробленность на «характере» летописей в русских землях?
Чему, на ваш взгляд, уделяли большее внимание в Новгороде, а чему во Владимире? Почему они были такими разными? что могло повлиять на мнение авторов этих летописей?
Конечно, говоря о культуре, мы не можем не упомянуть о том, как развивалось изобразительное искусство.
Какие самые распространенные направления изобразительного искусства вы знаете? (живопись, скульптура).
На Руси скульптура не получила широкого распространения. Своим видом она напоминала языческих идолов.
Живопись была тесно связана с церковью и представлена двумя направлениями.
Фреска — картина на сырой штукатурке.
Икона — изображение святого, сцен из его жизни.
Встречались также мозаичные изображения.
Феодальная раздробленность также оказала влияние на разнообразие стилей в иконописи. Например, для Новгородского стиля была характерна простота изображения. (отметить Новгородский стиль, Черниговский и другие).
А как у русских людей дела обстояли с научными знаниями? Что могло интересовать людей?
Людей Руси интересовали:
1) Устройство мира
2) История — чем представлена? (примеры)
3) География — по каким источникам? (примеры)
4) Точные науки — для чего были нужны? (примеры)
5) Медицина — кто мог осуществлять функцию врача? (пример — лекари)
6) Право — в чем выражалось? Какие источники права Древней Руси вы уже знаете?
По уровню развития научных знаний Русь находилась на одном уровне с Европейскими странами.
Проблемная задача.
Но вернемся к нашим товарищам — Вове и Маше (слайд). Давайте же скажем — чья точка зрения более правильная? Почему (аргументы)? На ваш взгляд — отражают ли культурные различия черты ментальности (характера) народа, населявшего земли (например — Новгородцев или жителей Владимира)?
3) Рефлексия.
Завершающее задание (на карточках).
«Зашифрованный текст».
Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст.
Рус. кул. X- XII в — высок уровень развит. Росли гор., строились дерев. и камен. соб., храмы. В архит. сложились своеобразные стили: новг. и влад. Живоп. представлена моз. фр., иконами. В каждом гор. велась своя летоп. Самое значительное поэтическое произв. «Слово о полк».
6 человек озвучивают по одному предложению.
Сравните развитие культуры Руси до и после распада древнерусского государства по линиям сравнения, указанным в таблице. На основе таблицы сделайте вывод.
Линии сравнения |
До раздробленности |
В период раздробленности |
Государственная религия |
Христианство (православие) |
Христианство (православие) |
Наличие единого языка |
Единый русский язык |
Единый русский язык |
Храмовое зодчество |
Единая школа. Преобладание византийской традиции |
В культурных центрах возникают собственные архитектурные школы |
Распространение летописания |
Центрами являются монастыри города Киева |
В крупном городе — столице удела создаются собственные центры летописания |
Вывод: для русской культуры периода феодальной раздробленности характерно единение (в чем?) и многообразие.
Мы видим, что проблема единения Руси затрагивалась и в более позднее время, чем период феодальной раздробленности. Скажите, актуален ли вопрос единства русского народа сегодня? аргументируйте ответ.
Подведение итогов урока.
Рефлексия:
Оцените свою работу: в полную силу работали или нет?
С какими источниками сегодня работали?
Самым полезным и интересным для меня было…
Я встретился с трудностью при...
У меня хорошо получилось…
Ключевые слова
культура, история России, феодальная раздробленность, методическая разработка занятияПохожие статьи
Практическое занятие «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества (1905–1907 гг.)»
В работе предложен вариант практического занятия с разноуровневыми заданиями по истории для студентов 1 курса СПО.
Похожие статьи
Практическое занятие «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества (1905–1907 гг.)»
В работе предложен вариант практического занятия с разноуровневыми заданиями по истории для студентов 1 курса СПО.